Главные вкладки

    «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Журавская Наталья Анатольевна

    Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст) «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx24.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово

    Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности

    (старший дошкольный возраст)

    «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»

    Подготовила и провела:

    Н.А. Журавская  

    учитель-логопед МБДОУ № 5 «Дельфин»

    2018г.

    Цель - повышение уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей с ТНР.

    Большинство  воспитателей  предполагают,  что  достаточно  выучить  с  ребенком буквы,  и  он    станет  грамотно  читать  и  писать.  Однако  знание  букв  не  исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Причиной  этого  может  быть  педагогическая  запущенность,  отсутствие  желания  и привычки заниматься, сниженное внимание, трудности в поведении ребенка. Но, как показывает  практика,  основной  причиной  является  нарушение  фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа. Под  звуковым  анализом  понимают  определение  порядка  звуков  в  слове, определение характеристики каждого звука в слове. Современный  метод,  которым  пользуются  воспитатели ДОУ, это звуко-буквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала со звуками, а лишь затем с буквами, которые их обозначают. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы,  а  чтение  это  перевод  букв  в  звучащую  речь. Данный  метод  предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов–на слоги, слогов на звуки (анализ), и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов –в предложения Согласно   аналитико-синтетическому   методу   обучения   ребенок   сначала осваивает навык анализа речи, а затем навык синтеза речевых единиц. То есть, для того чтобы грамотно писать и читать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка после того, как он учиться сливать, объединять звуки в слоги и слова. Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко и избежал  в  дальнейшем  многих  ошибок,  его  необходимо  учить звуковому  анализу  и синтезу.

    В  свою  очередь,  звуковой  анализ  и  синтез  основывается  на  фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. В настоящее время у большого процента дошкольников наблюдаются фонематические нарушения.  Без специального обучения, без помощи взрослых детям  сложно освоить звуковой анализ и синтез. Задача логопеда, воспитателей и родителей – оказать детям максимальную помощь. Часто  взрослые,  обучая  ребенка  звуковому  анализу  или  чтению,  допускают ошибки:  путают  понятия  «звук»  и  «буква»,  предлагают  для  анализа  или  чтения слишком  сложные  слова. Для  того,  чтобы  избежать  таких  ошибок,  воспитателям необходимо владеть следующими знаниями:

    1. Для ребенка, который не умеет читать, слово состоит из звуков (а не из букв). Звуки  мы  произносим  и  слышим,  а  буквы  мы  пишем  и  видим,  читаем.  В  русском алфавите 33 буквы, а звуков –42. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Звуковой анализ слов часто отличается от написания слов. Слова, которые  мы  пишем  и  произносим  по  разному,  не  следует  выбирать  для  звукового анализа,  чтобы  не  создавать  ребенку  трудностей. При  звуковом  анализе  слово  представляется  детям  в  виде  цветной  схемы.  При  составлении  звуковых  схем  слов нужно опираться не на написание слова, а на его звучание и произношение. Например, в слове огурец первый звук /а/, а в слове сад последний звук /т/.
    2. Звуки  русского  языка  делятся  на  гласные  и  согласные.  Гласные  звуки произносятся без преграды, в схеме обозначаются красным цветом. В русском языке 10 гласных букв, а главных звуков всего 6 /а, о, у, и, ы, э/. Буквы я, е, ё, ю обозначают два звука,  называются  йотированными. На  начальных  этапах  формирования  звукового анализа  детям  не  следует  предлагать  слова,  содержащие  йотированные  гласные. (Приложение 1).
    3. Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на твердые и  мягкие.  Твердые  согласные  /п,  к,  т/  обозначаются  в  схеме  синим  цветом,  мягкие согласные  /п’,  к’,  т’/обозначаются  зеленым  цветом. Большинство  согласных  звуков имеют пару по твердости – мягкости. Но есть согласные звуки, которые такой пары не имеют. Всегда твердые согласные -/ш, ж, ц/, всегда мягкие -/ч, щ, й/.(Приложение 1).

     В  памятке  приведен  алгоритм  звукового  анализа  слов. Важно соблюдать  порядок  анализируемых  слов.  Нужно  помнить,  что  далеко  не  все  слова можно предлагать ребёнку для выполнения звукового анализа. В памятке даётся чёткая последовательность предъявляемых слов: слова из двух звуков (ау, ох), слова из трех звуков  (рак,  кит),  слова  из  двух  слогов  (часы,  мама), слова  из  одного  слога  со стечением согласных (стол, волк), слова из двух слогов (сумка), слова из трех слогов (собака). Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква»,  «звук».  На  помощь  приходят  игры. Для  детей  дошкольного  возраста  игра имеет большое значение. Использование в учебном процессе игр и создание игровых ситуаций приводит к тому, что ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает определенные знания, умения, навыки. Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась: жжж. Песенка жука осталась в слове жук. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др.) Задача  взрослых – сделать  переход  детей  от  игровой  деятельности  к  учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения. В памятке представлены этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, а также дидактические игры, которые помогут ребенку успешно освоить все этапы. (Приложение 2).

    Приложение 1

    Памятка для воспитателей

    Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.

    Гласные звуки не встречают преграды со стороны органов речи. В русском языке 10 гласных букв:  А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю гласных звуков всего  6 :   А, О, У, И, Ы, Э. Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука: -в начале слова (яма /йама/)-после гласных звуков (маяк /майак/)-после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)я = й+а,  ю = й+у,  е =й+э , ё = й+о. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Согласные звуки произносятся с преградой. Согласные звуки делятся на Твердые   и  Мягкие,  образуют пары: например, [Б]–[Б`], [Т] –[Т`], [Л] –[Л`],  П]–[П`],  [Р] –[Р`], [З] –[З`],  и др. Не имеют парных звуков: Всегда твёрдые согласные –[Ш], [Ж], [Ц]. Всегда мягкие  согласные – [Ч], [Щ], [Й].Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ,  СА, ОК, НЫ.

    Последовательность звукового анализа:

     1.Произнеси слово и послушай его;

    2.Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

    3.Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий);

    4. Обозначь выделенный звук фишкой;

    5.  Произнеси  слово  так,  чтобы  выделить  второй  звук  в  слове,  назови  его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий);

    6. Обозначь выделенный звук фишкой;

    7.  Произнеси  слово  так,  чтобы  выделить  третий  звук  в  слове,  назови  его отдельно и т.д.;

    8. Произнеси слово по фишкам.

    Слова для звукового анализа:

    1. Ум, ус, ах, ох;
    2. Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот;
    3. Аист, утка, овцы, ива, уши;
    4. Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы;
    5. Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист;
    6. Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка;
    7. Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.

     

    Приложение 2

    Этапы формирования звукового анализа и синтеза

    1.Определение наличия  звука  в слове:

    • Назови  игрушки,  посуду,  мебель,  животных,  в названиях которых есть звук ...;
    • Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло).

    2.Вычленение  звука в начале слова:

    • Я знаю 5 слов на звук «С»: слон - раз, сад - два, сапоги - три,  самолет –четыре, санки – пять;
    • Буква  потерялась.    .ыба  (рыба),  .от  (кот),  .кно (окно);
    • Подарки  на  день  рождения.  Подарим  подарки Маше  только  на  звук  «М»,  Наташе  только  на звук «Н».

     3.Вычленение  звука в конце слова:

    • Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово,   выделяя   последний   звук   голосом «карандашшш». Какой звук поймал?;
    • Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не  дадим  поставить  точку.  Назвать  слово, выделяя  последний звук, ребенок придумывает слово на  последний  звук.  Слон – нос – сова – аист – ток...

    4.Развитие   умения дифференцировать твердые  и  мягкие согласные:

    • Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на  твердый  «М»  (мыло),  а  Мише  на  мягкий «Мь» (мяч);
    • Назови мягкую пару.

     5.Определение  последовательности,   количества   и места   звука   по отношению к другим звукам:

    • Угадай  слово.  Взрослый  произносит  слово  по звукам м...ы...ш...к...а, ль...и...с...а...
    • Кто  в  домике  живет?  Выбрать  животных,  в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками.

    6.Определение количества  слогов в слове:

    • Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить  мяч  ребенку,  называя  слово.  Ребенок произносить  слово  по  слогам,  отбивая  слоги мячом;
    • Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова.  Взрослый  произносит  первый  слог, ребенок добавляет вторую часть. Са –хар, ша-ры.

    7.Полный  звуковой анализ  и  синтез слов:

    • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох –ГНОМ.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

    Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

    Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».

    В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...

    Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

    Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

    Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР

    Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?...