Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"
    консультация по логопедии на тему

    Верховцева Ирина Викторовна

    Консультация для педагогов

       Грамматически правильная речь педагога в ДОУ

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx16.62 КБ

    Предварительный просмотр:

      Консультация для педагогов

    Грамматически правильная    речь педагога в ДОУ

     Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

        Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь педагога неряшлива, если он может позволить себе сказать"Чего ты делаешь?" или "Не залазь на горку", - даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.

         Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в общениях на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

         Традицией в детском саду должна стать речь, которая является для детей основным образцом родного языка. Речь должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе потому что, монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

         Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке). Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

        Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

       Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание. Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

          Речь воспитателя должна быть очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

          Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

    1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

    2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

    3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

    4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

    5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

    6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

    7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

         Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Грамматически правильная речь педагогов.

    Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают на только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у...

    Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»

    Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец  для подражания»...

    Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"

    Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"...

    Консультация для воспитателей ДОУ "Грамматически правильная речь педагога ДОУ"

    Консультация для воспитателей ДОУ "Грамматически правильная речь педагога ДОУ"...