Мастер-класс для родителей "Ушки- не игрушки!"
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Колодина Ирина Александровна

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И,  если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие- это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master-klassa.docx16.17 КБ
Microsoft Office document icon buklet_ushki-ne_igrushki.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Ушки- не игрушки!»

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И,  если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие- это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся.

Для начала вспомним, что такое слух вообще?

Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.

Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово«коза-коса»«дом-ком»«крыса-крыша»«бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. 

Фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение,понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.



Предварительный просмотр:

Этапы формирования фонематического слуха дошкольников:

I этап

          Узнавание неречевых звуков

II этап

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз

III этап

Различение слов, близких по своему звуковому составу

IV этап

Дифференциация слогов

V этап –

 Дифференциация фонем

VI этап

 Развитие навыков элементарного звукового анализа

Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен,

чтобы ребенок научился:

  • «улавливать» звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого

      (н-р, мышка-мишка, дом-том)

  •  правильно выстраивать предложения и фразы,
  • согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи.

  Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма: дислексии и дисграфии. Очень важно не упустить момент и как можно раньше начать работу с ребенком по развитию слухового внимания и памяти.

                               

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Ушки - не игрушки!»

Проект

«Профилактика речевых нарушений

у детей 4-5 лет»

                     

А знаете ли Вы

 что будет уметь Ваш ребенок,

если у него будет развит фонематический слух?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса по изготовлению рождественской елочной игрушки "Ангел"

Пошаговая инструкция изготовления рождественской елочной игрушки "Ангел"....

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка"

Доклад к мастер-классу на тему "Сибирская народная игрушка". В быту русских сибиряков тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Трашкова Оксана Александровна - мастер тряпичной куклы. К...

Мастер-класс «Кинетический песок – универсальная детская игрушка»

Ни один дидактический материал не сравниться с пескомпо разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции:радость, восторг, удовольств...

Мастер класс в технике декупаж "Новогодняя игрушка"

Знакомство с техникой декупаж родителей и детей....

Мастер класс по теме «Фабрика мягкой игрушки «Котик» из перчатки».

Мастер класс по теме «Фабрика мягкой игрушки «Котик» из перчатки»....