Методические разработки по созданию развивающей предметно-пространственной среды помещения группы комбинированной направленности с пребыванием детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В группах комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым развитием находятся дети с ОВЗ , а именно с общим недоразвитием речи, особое внимание отводится созданию необходимых условий для развития не только нормативно развивающихся детей, но и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи. Именно развивающая среда  во многом способствует развитию знаний детей об окружающих предметах и явлениях,  умению ориентироваться в получаемой информации и самостоятельно пополнять свои знания, расширяет коммуникативные способности детей, способствует активизации и обогащению их словаря, что так важно именно для детей с речевыми нарушениями. Правильно сформированная предметно-пространственная развивающая среда способствует выравниванию психического, физического и речевого развития детей с ОВЗ и ставит их в один ряд со сверстниками с нормальным речевым развитием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методические разработки по созданию развивающей предметно-пространственной среды в помещении группы комбинированной направленности с пребыванием детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Старшая группа

        Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе детей с нарушениями речи создает возможности для успешного устранения  речевого дефекта, преодоления  отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.  

        Организуя предметно-пространственную среду в старшей группе, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими  особенностями старших дошкольников. Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным  периодом развития речи, в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В уголке «Будем говорить правильно» обязательно должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с  количеством картинок для предыдущей возрастной группы. В центре  «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций  и театрализованных игр во всех видах театра по несколько хорошо знакомым детям сказкам.

        В 5 лет происходит заметное изменение памяти. У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

        Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школе.

        У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание.    

Уголок «Будем говорить правильно».

  1. Полка или этажерка для пособий.
  2. Общая артикуляционная гимнастика (ОАГ) и артикуляционная гимнастика  для разных групп  нарушенных звуков.
  3. 4-5 небольших косметических зеркал для индивидуального и подгруппового выполнения артикуляционной гимнастики с воспитанниками.
  4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).
  5. Картотеки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
  6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; возможно, из серии «Картотека речевых игр» №8 «Согласные звонкие и глухие», №9 «Согласные твердые и мягкие».
  7. Картотека пальчиковых игр (Н.В.Нищевой, О.И.Крупенчук и др. авторов).
  8. Сюжетные картинки (Н.В. Нищевой и др. авторов), серии сюжетных картинок (Т.А. Воробьевой и др. авторов)
  9. «Алгоритмы» и схемы для описания предметов и объектов (Т.А. Ткаченко, С.В.Бойкова), мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.
  10. Материал для звукового (так называемые измерительные линейки, «домики», «рыбки») и слогового  анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
  11. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Прочитай по буквам», «Делим слова на слоги» и другие).
  12.  Игры для совершенствования грамматического строя речи (Картотека речевых игр: №1 «Чей хвост»,  №2 «На лесной поляне», №3 «Собери букет», №4 «Волшебная посуда», №5 «Дорисуй и назови», №7 «Большой-маленький», игры из книги Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», игры из пособия О.И.Крупенчук «Логопедические игры с мячом» и др.).  
  13.  Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
  14. Альбомы и наборы открыток с видами и достопримечательностями  Москвы и Санкт-Петербурга. (О.И.Крупенчук «Мой Петербург», Н.В. Нищева «Москва - столица России» и др.).
  15. Карта Санкт-Петербурга и района, макет (карта) центра города.
  16.  Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).
  17.  Игры по направлению «Человек в истории и культуре».
  18.  Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».  Игры из пп.№17 и №18 могут находиться в других уголках в групповом помещении.

Подготовительная группа

        Последний год пребывания ребенка в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Поэтому в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом.

        6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес

К слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В уголке «Будем говорить правильно» желательно наличие картотеки разнообразных словесных игр.

        Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие  предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. В возрасте 6-7 лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие отношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие уголки (центры) рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.

                         

      Уголок «Будем говорить правильно».

К пособиям и играм,  предлагаемым в старшей группе,  рекомендуется добавить следующие материалы:

  1. Игры и пособия для обучения разгадыванию ребусов;
  2. Материалы для решения кроссвордов и для обучения чтению изографов;
  3. Материал для различения правильно и неправильно написанных букв, листы с заданием для «допечатывания» незаконченных букв, для чтения букв наложенных друг на друга;
  4. Пособия для обучения чтению  слов и предложений, написанных разным шрифтом;
  5. Алфавит.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленн...

Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей  дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной...

План комплексного коррекционно-развивающие взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности «Полянка» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2021-2022 учебный год

План комплексного коррекционно-развивающие взаимодействия  учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности «Полянка» длядетей с тя...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС направлены на помощь педагогам в организации учебного и игрового пространства в дошкол...