Формирование фонетико-фонематических процессов у детей с ТНР в процессе пальчиковых игр.
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, направленное на всестороннее развитие не только звуковой стороны языка, но и его фонематического восприятия. Поэтому активное оречевление игр на развитие мелкой моторики поможет нам в развитии недостающих фонематических процессов, а так же в более быстрые сроки завершить процесс автоматизации поставленного логопедом звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2.pptx | 2.91 МБ |
vystuplenie_28.01.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П роблема Диагностика речевого развития детей 6 -7 лет на начало года показала: более половины детей нашего ДОУ имеют различные нарушения фонетико-фонематических процессов, у них также наблюдается отставание в формировании тонких координированный движений пальцев рук. Все это повлечет в последующем к проблемам в становлении устной и письменной речи.
В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Актуальность Активное оречевление игр на развитие мелкой моторики поможет воспитателям и родителям не только развить мелкую мускулатуру пальцев рук у детей, но и закрепить поставленный логопедом звук, а также сформировать фонематический анализ и синтез звуков, слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Игры с конструктором Банчемс : «Слоговые липучки» Цель: развитие тонких движений пальцев рук, закрепление звука Ш в слогах, развитие фонематического анализа. Задачи: Автоматизация звука Ш в прямых слогах ( ша , шо , шу т. д.) Автоматизация звука в обратных слогах ( аш , ош , уш ) Повторение прямых 2х, 3х, 4х слогов одновременно ( ша – шо ; ша – шо – шу; ша – шо – шу - шэ )
«По дорожке мы идем, П есню звонкую поём. За – за - за, за – за - за, Песню звонкую поем» Разноцветная змейка, произносим слоги: « ло – лу – лы » «Кто быстрее?» - лепим слог ЛО
Цель: развитие тонких движений пальцев рук, автоматизация звука Ж, развитие фонематического анализа. Задачи: закрепление звука Ж в слове желтый; выделение звука Ж из слов – определить цвет фишки, в котором звучит Ж; з акрепление количественного счета; с оотнесение цвета и нумерации ячейки Игры с «балансирующей платформой»
«Научилась «лить водичку», С - С - С красиво говорить. Всё сегодня перемою! С – С – С , - Воды налить?» «Какой я всё же молодец! Освоил - Л я наконец. Язычок на верх пошёл. Самолёт мотор завёл: - ЛЛЛЛЛЛ»
«Игры с фасолью» Выкладывая произносим слог «АЛ» на каждую фасоль Выкладываем друзей для удава Кеши, произносим шипелочку: «Ш – Ш – Ш» (кто протяжнее?) Выкладываем дорожку, поём песенку: «Топ - топ, мы идём. Топ - топ, мы поём»
д/и «Собери урожай» Цель: развитие тонких движений пальцев рук, дифференциация звуков j - Л, развитие фонематического анализа. Задачи: з акрепление звуков j и Л в предложениях, их дифференциация; п оследовательное произнесение слов в предложении «Я собираю урожай яблок»
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ «Деревья в осеннем саду» Цель: развитие тонких движений пальцев рук, закрепление лексической темы «Дары осени», развитие фонематического анализа . Задачи: а втоматизация звука Р; развитие умения выделять звук Р из слова; развитие умения образовывать качественные прилагательные от существительных
«Приготовим вкусный сок» «…Я сегодня поваренок Сок готовлю для друзей Выжимаю всё из фруктов Выбирайте, повкусней. Сок гранатовый, лимонный, Земляничный морсик есть. Апельсиновый конечно. Соков всех – не перечесть!» Щукина Е.С.
«Что лишнее?» Цель: развитие тонких движений пальцев рук, закрепление лексической темы «Дары осени», развитие фонематического анализа. Задачи: автоматизация гласных звуков А,У; развитие умения обобщать предметы, вычленяя неподходящий Повторяет за взрослым: «А - у , а – у, Много ягод наберу»
Используемые источники: Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596. — URL Попова Г. А. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 101-103. — URL Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. // Актуальные проблемы логопедии/Отв. ред. Селиверстов В.И. – М., 1980. – С.57-63. https:// superinf.ru/view_article.php?id=171 https://moluch.ru/archive/79/13976 / Окунева С.Е. ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар . науч.- практ . конф . Часть III. – Новосибирск: СибАК , 2012.
Предварительный просмотр:
Выступление «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
№ слайда | Текс выступления | Примечания |
1 | Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представлена тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ». | |
2 | В последнее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями. Так диагностика речевого развития детей 6 -7 лет на начало года показала: более половины детей нашего ДОУ имеют различные нарушения фонетико-фонематических процессов, у них также наблюдаются отставания в формировании тонких координированный движений пальцев рук. Все это повлечет в последующем к отставанию в становлении устной и письменной речи и как итог – трудности обучения в школе. | |
3 | У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, направленное на всестороннее развитие не только звуковой стороны языка, но и его фонематического восприятия. Многие исследователи речевого развития такие как: Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина и др. подтвердили, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. | |
4 | В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом. Но это не самое главное достоинство пальчиковых игр. С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь, мышление, воображение. | |
5 | Можно сделать следующий вывод: активное оречивление игр на развитие мелкой моторики поможет нам не только закрепить поставленный логопедом звук, но и сформировать основные фонематические процессы: анализ и синтез звуков, слогов, слов и предложений. Что в последующем поможет ребенку сформировать необходимые фонетико-фонематические и моторные возможности для успешного овладения школьными навыками. | |
6 | Вашему вниманию представлены игры, которые есть во многих дошкольных группах, работу с которыми по заданию логопеда воспитатели осуществляют во 2ю половину дня, в рамках взаимодействия специалистов. Подобные задания предлагаются для родителей в домашних играх с детьми, для закрепления поставленных логопедом звуков. | |
7 | Мягкий конструктор Банчемс - это мега популярная игрушка, состоящая из разноцветных шариков-липучек, которые по своим свойствам напоминают тот самый приставучий к одежде репейник, но в данном случае это доставляет полный восторг. С конструктором Банчемс можно сделать практически все что угодно. На слайде вы видите игры на закрепление шипящих звуков. Работа проводится поэтапно, от простого к сложному. При сборке буквы Ш, первоначально отрабатывается изолированный звук, на каждую липучку. Если звук произносится верно, при изготовлении следующего элемента буквы можно поменять инструкцию – произносить открытый слог – ША, затем несколько слогов. Если ребенок справился с заданием, проводится игра в паре «Кто быстрее?», в которой оценивается правильность выполнение элементов буквы – по 5 липучек вертикально и 7 горизонтально, а самое главное – четкое повторение цепочки слогов за педагогом. Затем задание усложняются. | |
8 | Вариантов этих игр может быть великое множество. Для игр с детьми более младшего возраста за основу я беру небольшие четверостишия, их мы распеваем, когда поднимаемся по лестнице в кабинет, и закрепляем их в играх с конструктором Банчемс. При автоматизации звука ребенку очень сложно контролировать артикуляцию звука и параллельно проводить слуховой анализ слогов. Для этого, можно каждый слог привязать к определенному цвету, подключив для контроля зрительный анализатор. Отрабатывая звук с конструктором Банчемс дети непроизвольно запоминают графическое изображение букв, что облегчает в последующем работу по обучению грамоте в подготовительной группе. | |
9 | Еще одна новинка, балансирующая платформа. Она изготовлена из качественного пластика, фишки очень удобно брать пальчиками, при этом залепляется зрительное восприятие, знание цветов и цифр. Вот несколько вариантов игр, для развития фонематического анализа и закрепления звукопроизношения. Ребенку необходимо определить, в названии какого цвета мы слышим звук ж, затем разложить фишки только желтого цвета в ячейки под цифрой 5. При выкладывании произносим звук Ж либо Л. (тот звук, который мы должны закрепить). Можно взять оба звука, при дифференциации ж – л. Можно играть одному и в паре. В конце игры дети обязательно сдувают все фишки, победитель - кто сдул больше фишек. Очень хорошо вырабатывается сильная воздушная струя, необходимая для постановки многих звуков. | |
10 | Фишки можно использовать и без платформы, выкладывая разные слоги, слова, предложения. Которые содержат закрепляемый логопедом звук. | |
11 | Аналогично проводятся игры с фасолью. Задачи остаются те же, меняется лишь материал для работы. Огромное преимущество фасоли, это то, что она доступна каждому и есть у каждой хозяйки. Эти игры целесообразно предлагать для домашних игр с родителями. | |
12 | Работа по заданию логопеда не сводится к закреплению поставленных звуков. В играх дети закрепляют лексические темы, развивают грамматические категории, словообразование, пополняют словарный запас. | |
13 | Осенними месяцами мы с детьми активно собираем урожай и заготавливаем припасы на зиму. При сборе яблок работаем над 3х сложными словами, дифференцируем звуки л – й, запоминаем последовательность слов в предложении. Учимся определять место слова в предложении, количество слов и т.д. | |
14 | Невозможно обойти в своей работе такую форму как – прищепкотерапия. Работа с прищепками стимулирует ребенка прилагать много мышечных усилий, чтобы закрепить нужную картинку, тем самым сильнее воздействует на речевые зоны головного мозга. Так работая над звуком Р, мы учимся образовывать новые слова – названия фруктовых деревьев. Ведь в русском языке очень много исключений. Лимонное дерево, абрикосовое, персиковое, гранатовое, но яблоня, груша, слива. На яблоне растут яблоки, а на лимонном дереве – лимоны. В данном случае мы проводим анализ уже сложного предложения с союзом а. | |
15 | Наиболее яркой и запоминаемой для детей, является игра с прищепками – «Приготовим вкусный сок». Мы продолжаем работу над образованием двусоставных прилагательных и составлением сложных предложений. Я приготовил кисло-сладкий яблочный сок. В этом предложении 4 буквы Л, 6 слов. В слове приготовил – 4 слога, звук л в конце слова. и т.д. | |
16 | В играх с младшими дошкольниками мы учимся находить лишний предмет, закрепляя обобщающие понятия. Развиваем умение давать полный ответ, объяснять свой выбор. Слива лишняя, потому что она не ягода. | |
17 | А сейчас я предлагаю вам поиграть! И придумать новые варианты к предложенным играм. Победит команда, презентующая лучшую игру, которая бы соответствовала заявленной теме. 1 – конструктор Банчемс, 2 – балансирующая платформа, 3 – прищепки, 4 – фасоль. | |
18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустическим и ар...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...
Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия, как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации ...
«Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»...