Органы речи (развитие речи у детей)
статья по логопедии (младшая группа)

Кожемякина Светлана Викторовна

Процесс общения между людьми очень важен, поэтому важно знать как оно устроенно и какие проблемы могут возникнуть при формировании речегого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_rechi_razvitie_rechi_u_detey.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Необходимость создания у читателя хотя бы самого общего представления об устройстве речевого аппарата человека вызвана тем, что в большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждением органов речи. По этой причине в каждом конкретном случае речевых расстройств очень важно понимать, какие именно отделы речевого аппарата пострадали и насколько глубоко они повреждены. Характером такого повреждения во многом определяется и само содержание работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

Речевой аппарат человека условно принято делить на два отдела – на центральный и периферический.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг, который при помощи проводящих нервных путей тесно связан с периферическими органами речи и управляет их деятельностью.

Поскольку весь процесс речевого общения между людьми состоит из двух основных моментов – говорения (то есть построения собственных речевых высказываний) и слушания (восприятия и понимания речи других людей), то и наш речевой аппарат сформировался таким образом, что способен обеспечить выполнение обеих этих функций. Для восприятия речи (для слушания), как всем хорошо известно, предназначены уши. Но само по себе ухо, в отрыве от центрального отдела речевого аппарата, слышать , и тем более понимать, речь не может. Воспринимаемые ухом звуковые раздражения по проводящим нервным путям передаются в височные (слуховые) отделы коры головного мозга, где они анализируются, сравниваются с другими звучаниями и в итоге «узнаются» и «понимаются». Поэтому, исходя из учения И.П.Павлова, принято говорить о так называемых анализаторах, каждый из которых включает в свой состав периферический орган, воспринимающий те или иные разрушения (слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые и пр.), проводящие нервные пути и соответствующие отделы коры головного мозга («центы»), анализирующие поступившие разрушения. Если говорить, например, о зрительном анализаторе, то периферическим его отделом является глаз, откуда воспринятые зрительные раздражения по проводящим нервным путям передаются в затылочные отделы коры головного мозга, где «анализируются» и «узнаются».

Однако несмотря на большую дифференцированность в работе различных отделов коры головного мозга и их «приспособленность» к выполнению лишь вполне определённых функций, в целом наш мозг работает как единое и целостное образование. Корковые конце различных анализаторов перекрывают друг друга, в силу чего их невозможно четко различать. К тому же каждая высшая психическая функция (в том числе и речь) имеет своё «представительство» не только в коре головного мозга, но и в нижележащих его отделах. Кроме того, отдельные участки головного мозга не являются уже «готовыми центрами» для осуществления того или иного вида деятельности, а представляют собой лишь ту материальную основу, на которой могут образоваться системы условных связей, в том числе и речевых. Например, если ребёнка не учить письму, то предназначенные для этого «центры» так и останутся «невостребованными» и будут «приспособлены» для выполнения какой-то другой деятельности. Таким образом, локализация высших психических функций в коре головного мозга имеет динамическими, подвижный характер, что исключительно важно с точки зрения возможности компенсации нарушенных функций. Так, если какой-то участок мозгового вещества пострадал, то его функцию могут взять на себя соседние участки, в особенности если речь идет о мозге ребенка – здесь еще не произошло четкого «закрепления» функций за определенными участками мозговой коры. По этой причине любые нарушения в деятельности головного мозга значительно легче скомпенсировать в детском возрасте.

К осуществлению речевой функций наиболее близкое отношение имеют два анализатора: уже упомянутый выше речеслуховой, который обеспечивает восприятие речи, и речедвигательный, предназначенный для «говорения». Однако в осуществлении этой сложнейшей функции участвуют не отдельные изолированные корковые области, а сложные функциональные системы, охватывающие обширные территории коры.

К периферическому отделу речедвигательного анализатора относятся органы дыхания, голосообразования и артикуляции, о назначении которых будет рассказано ниже. Все эти органы  (язык, губы, голосовые складки и пр.) через проводящие нервные пути связаны с соответствующими отделами коры головного мозга. Поступающие на эти органы раздражения, сигнализирующие об их положении в каждый данный момент покоя или движения, в коре головного мозга подвергаются анализу. После этого из мозга на периферию поступают двигательные команды, непосредственно приводящие эти органы в движение. Таким образом, центральный отдел речедвигательного анализатора подразделяются на две части – воспринимающую (анализирующую) и собственно двигательную.

Не останавливаясь здесь на строении уха, являющеюся периферическими отделом речеслухового анализатора (его назначение как звуковоспримающего органа вполне понятно), рассмотрим роль в процессе речи органов дыхания, голосообразования и артикуляции, относящихся к периферическому отделу речедвигательному анализатора.

Природа не создала специальных органов речеобразования. Для этой цели оказались приспособлены те же самые органы, которые ещё до появления таких жизненно важных функций, как дыхание и питание. Оставив в стороне две последние функции, мы будем говорить сейчас обо всех названных в предыдущем абзаце органах только как об органах речи.

Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, и именно струя выдыхаемого воздуха является основной для голоса и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеобразование становиться невозможным: В этих случаях мы наблюдаем лишь беззвучные движения губ и языка. Такая картина имеет месть у больных с удалённой гортанью. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, иссякающей, то и голос у человека звучит слабо, что нередко наблюдается у тяжелобольных людей. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата.

Голосовой аппарат состоит из гортани (то есть трубки, образованной несколькими хрящами) с расположенными внутри неё голосовыми складками, или как их называют связками. Голосовые складки имеют возможность приходить в состояние колебательного движения (вибрировать). Благодаря такой вибрации голосовых складок при прохождении через гортань воздушной струи в ней образуется первичный звук голоса. Этот звук очень слаб, неприятен на слух и не напоминает собой обычный человеческий голос. Привычную для нашего уха силу и окраску он получает благодаря ротовому и носовому резонатором (не менее важную роль в этом отношении играет и грудной резонатор). Все эти заполненные воздухом полости (резонаторы) усиливают приходящий из гортани звук и придают ему характерную для каждого человека индивидуальную тембровою окраску., зависящую от конкретной величины и формы резонаторов. По этой причине голос каждого человека глубоко индивидуален и неповторим, что позволяет нам легко узнавать людей по голосу. Но это всё – ещё не речь, а именно только голос, которому для получения членораздельной речи необходимо придать гораздо более дифференцированное звучание. Это обеспечивается в артикуляторном отделе речевого аппарата. Естественно, что при повреждении как голосовых складок, так и резонаторов голосовая функция оказывается нарушенной, что и будет показано при рассмотрении конкретных форм речевой патологии.

Артикуляторный отдел речевого аппарата располагается в так называемой надставной трубе ( полости рта и носоглотками), которая как бы «надставлена» над гортанью. Основными оригиналами артикуляции являются язык, губя, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкие и твёрдые нёбо. Наиболее активный орган артикуляции – язык. Являясь сильным подвижным из всех перечисленных органов, он способен занимать в ротовой полости самые разнообразные положения, образуя сближения или полные смычки с менее подвижными органами артикуляции. Благодаря этому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность. Естественно, что при дефектах в строении зубов, челюстей, языка, равно как и при недостаточной подвижности последнего, нормальное артикулирование звуков речи будет затруднено. При дефектах в строении твердого и мягкого нёба будет нарушено также нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов звукопроизношения приводит и к расстройству голосовой функции.

Итак, для нормального осуществления речевой функции наш речевой аппарат должен быть полноценным как в центральном, так и в периферическом отделах. Повреждения его в любом из этих отделов чаще всего приводит к возникновению речевых расстройств, причём характер того или иного нарушения речи зависит от характера повреждения речевого аппарата. В заключение хочется обратить внимание родителей на важность сохранения в целостности речевых органов ребенка, о чём подробнее речь пойдет в консультации «Профилактика речевых расстройств».                    

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...