Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР. Авторское пособие-тренажёр "Мухомор"
презентация по логопедии

аникина ирина анатольевна

Развитие мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с тяжелыми нарушениями речи  с использованием пособия  «Мухомор».

Аникина И.А  МК ДОУ № 23

«Представление, что при любом двигательном

                                                                                                                                             тренинге … упражняются не руки, а мозг,

                                                                                                                                     вначале казалось парадоксальным и

                                                                                                                                        лишь с трудом проникло в сознание

                                                                                  педагогов».

Н.А. Бернштейн

           Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

           Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность головного мозга. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самоё большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, точнее внимание, выше способности.

            У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными  и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшает память, деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной. Устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость, поддерживают жизненный тонус.

            В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, и т.д.

           Вашему вниманию представляется пособие «Мухомор».

Данное практическое пособие станет для Вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по развитию мелкой моторики рук. Занимательный игровой материал сделает вашу работу увлекательной, весёлой, высокоэффективной.

           Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

             Представляю вашему вниманию авторское пособие для развития мелкой моторики «Мухомор».

          Данное пособие включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

         Пальчиковый тренажер «Мухомор» решает следующие задачи:

  1. Стимулирует развитие речи (массаж и пальчиковые упражнения индуктивно приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон)
  2. Создаёт благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность.
  3. Учит концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Сопровождая упражнения короткими стихотворными строчками, речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивает память, так как ребёнок учится запоминать определённую последовательность движений.
  6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.

          В данное пособие входит следующий материал: каучуковые шарики,

массажные коврики, зубные щётки, грецкие орехи, чётки (бусы), бельевые прищепки, су - джок, шестигранные карандаши, цветные ленточки, цветные шнурки.

Описание  пособия «Мухомор».  

В  пособие входят:

         Шляпки – выполненной из поролона, в ней имеются небольшие кармашки - отверстия для различных предметов (грецкие орехи, су-джок, каучуковые шарики, бельевые прищепки, цветные шнурки), кармашки закрываются поролоновыми кружочками.

          Ножка сшита из поролона и одета на деревянный пенёк. Внизу ножки гриба, при помощи липучек, крепятся «улитки».    Вверху ножки гриба вшиты цветные атласные ленточки «Цветные дорожки».

На ножке гриба, под шляпкой находится  корзиночка с предметами (зубные щётки, массажные коврики «Травка» и т.д.).

Варианты использования:

1. Су – джок терапия.

Цель: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су - джок акупунктура последнее достижение восточной медицины. Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи. С помощью колец («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

 По очереди массажируются пальцы сперва на одной, а потом на другой руке.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

2.   Массажный коврик «Травка».

 Берём два коврика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.

Гладь мои ладошки ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Затем  взрослый держит коврики колючками вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

 Коврик превращается в соты. Указательный и средний пальцы ребёнка «ходят» - «летают» по сотам.

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам и в каждую входят с проверкой: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны, чтобы не снились голодные сны?

3.   Массаж  грецкими орехами.

С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти рук ребёнка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только слаженную работу внутренних органов организма в целом, но и речевое развитие детей.

     Орех катается между ладонями то по часовой стрелке, то против (начинают работу с одним орехом) «Волчок». Массировать  орехом круговыми движениями по часовой стрелке центр левой ладони, затем центр правой ладони против часовой стрелки.

Крутись, вертись, на бочёк ложись.

4. «Улитка». 

Дети поочерёдно проводят пальцами по дорожке сначала одной рукой затем другой, сопровождая игру произнесением звуков (гласных), слогов, слов, стихов, текстов, чистоговорок.

Усложнение: прокатываем шарик по дорожке различными пальцами левой и правой руки.

Мы с улиточкой играем вместе звуки пропеваем А, О, У, И (А-У, И-О, Э-И, и т.д.)

  1. Бельевые прищепки.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу правой руки, затем левой.

Аист клювик открывает: кляк, кляк, кляк.

Аист пальчики считает: кляк, кляк, кляк, кляк, кляк.

6. Зубные щётки.

Самомассаж подушечек пальцев зубными щётками. На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца.

«Грибы»

Вылезли на кочке (правая рука, мизинец)

Мелкие грибочки (безымянный палец)

Грузди и свинушки (средний),

Рыжики, волнушки (указательный).

Даже маленький пенёк (большой)

Удивленья скрыть не мог (левая рука, большой)

Выросли опята (указательный),

Скользкие маслята (средний),

Бледные поганки (безымянный)

Встали на полянке (мизинец).

    Эти и другие упражнения необходимо проводить систематически по 3-5 минут в день.

     В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

В результате работы с игротренингом «Мухомор» мы отметили значительное улучшение мелкой моторики у детей с ТНР. Благодаря пальчиковым упражнениям дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается координация. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.  

Литература:

  1. В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко Индивидуально-подгруповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
  2. Е.Черенкова Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2006.
  3. О.С. Бот Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР. – Журнал «Дефектология», 1983, № 1.
  4. Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук «Мяч и речь», СП КАРО,2003Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.

Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

"Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР через приобщение к художественному труду"

Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры гол...