Индивидуальный маршрут логопедической работы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Индивидуальный маршрут логопедической работы на учебный год для ребенка с ОНР III уровня речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный маршрут логопедической работы | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития по преодолению ОНР III уровня
п/п | Основные направления работы | Виды занятий |
1 | Развитие артикуляционной моторики: — артикуляционные упражнения; — самомассаж языка, губ - Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы; - Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность; - Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. - Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. - Развивать мышечную силу и подвижность губ. - Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. - Способствовать растяжке подъязычной связки. - Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк. - Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений. - Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким. - Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. - Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе. - Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | Индивидуальные |
2 | Формирование правильного звукопроизношения: ч, щ ш, ж л, ль | Индивидуальные |
3 | Развитие фонематических процессов - Дифференциация неречевых звуков. - Формирование умения воспроизводить слоговые ряды. - Формирование умения подбирать слова на заданный звук. - Формирование умения выделять слова из предложения. - Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу. -Формирование умения различать слоги со сходными звуками. - Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно. - Закрепление навыка определения позиции звука в слове. - Закрепление навыка выделения первого звука в слове. - Закрепление навыка определения последнего звука в слове. - Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове. - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков. - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов. - Формирование умения выделять предложения из текста. - Формирование умения выделять слова из предложения. | Индивидуальные, групповые |
4 | Уточнение, обогащение словаря по темам: - человек, части тела - овощи - фрукты - грибы; - деревья - одежда, обувь, головные уборы - семья - посуда, - продукты питания - мой город - дом, мебель - животные (дикие, домашние, севера и жарких стран) - детеныши животных и птиц - птицы (перелетные, зимующие, домашние) - транспорт, правила дорожного движения - профессии - времена года - Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов. - Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. - Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.). - Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов. - Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года) - Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. | Индивидуальные, подгрупповые |
5 | Работа над слоговой структурой - Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов) - Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова - Работа над двухсложными словами без стечения согласных - Работа над трёхсложными словами без стечения согласных - Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок - Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам. - Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений | Индивидуальные |
6 | Совершенствование грамматического строя речи: - развитие понимания устной речи - употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа; - согласование имен числительных с именами существительными; - согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже. - образование относительных и притяжательных прилагательных - согласование сущ с притяжательными местоимениями - образование сущ во множественном числе - образование антонимов - образование уменьшительно-ласкательных форм - практическое усвоение образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы) - изменение форм глагола - употребление в речи предлогов -распространение предложений путем введения однородных членов - употребление в речи несклоняемых существительных | Индивидуальные, подгрупповые |
7 | Развитие связной речи: - Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами. - Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам - Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. - закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов | подгрупповые, индивидуальные |
8 | Совершенствование психологической базы речи: - расширение объема зрительной и слуховой памяти; - развитие вербального мышления - развитие логического мышления - Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам) - Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?» - Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок | подгрупповые, индивидуальные |
9 | Развитие мелкой моторики. - Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ). - Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений). - Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно. - Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). - Формирование графо-моторных навыков. - Формирование различного вида захвата. | Индивидуальные |
Дата начала занятий___________________________
Окончание____________________
Учитель-логопед___________________
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
ребенка с ОНР (II – III ур.)
Направление коррекционной работы | Содержание |
Общая моторика | - Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряженности и скованности движений). - Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений). - Совершенствовать ритмическое чувство. - Совершенствовать пространственную организацию (гнозис) - Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений. - Статические упражнения с функциональными нагрузками. - Совершенствование пространственной организации движений. - Нормализация мышечного тонуса. |
Мелкая моторика | - Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряженности и скованности движений). - Совершенствование динамической организации движений. - Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно. - Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.) - Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв. - Формирование графомоторных навыков. |
Артикуляционная моторика | - отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений; - способствовать растяжке подъязычной связки; - развивать произвольные движения языка. Укрепить мускулатуру языка и щек; - способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. - активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
|
Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание | - Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. - Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. - Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. - Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. - Учить говорить в спокойном темпе. - Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. - Совершенствование музыкально – ритмических способностей. |
Мимика | Совершенствовать умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо) |
Фонематические процессы | - Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. - Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. - Познакомить с новыми звуками [c], [c’], [з], [з’ ], [б], [б’], [г], [г’], [ш], [ж], [э], [j], [ц], [ч], [щ], [л], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. - Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. |
Звукопроизношение | - Формирование артикуляционного уклада для автоматизации звуков. - Постановка, автоматизация и дифференциация звуков: |
Слоговая структура слова | - Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. - Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения. - Работать над трех-, четырех -, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. - Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. |
Словарь. Лексика | Развитие словарного запаса по темам: «Деревья осенью. Грибы, ягоды», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» , «Осенние одежда, обувь, головные уборы», «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» , «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда», «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте», «Профессии взрослых. Трудовые действия», «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Знакомство с тканью», «Птицы зимой. Орудия труда», «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы», «Комнатные растения, размножение, уход», «Животные жарких стран, повадки, детеныши», «Ранняя весна. Первоцветы», «Восьмое марта. Семья», «Наша Родина - Россия», «Труд людей весной. Профессии», «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» - Учить практическому овладению существительными, образованными от глаголов. - Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. - Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. - Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. - Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений. - Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. |
Грамматический строй речи | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. - Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. - Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. - Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. - Практическое употребление в речи простых и сложных предлогов: из- за, с, под, над, из – под, возле, между. - Образование относительных и притяжательных прилагательных. - Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. - Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. - Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. - Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. - Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. - Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе. |
Связная речь и речевое общение | - Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов - Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. - Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. - Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. - Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. - Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. - Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. - Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. |
Развитие ВПФ | - Игры и упражнения на совершенствование словесно – логического мышления «4-й лишний» ( по лексическим темам) - Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?» - Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия зашумленных картинок. - Игры и упражнения для развития памяти («Запомни, повтори», «Найди отличия») |
Обучение элементам грамоты | - Познакомить с буквами C, З, Б, Д, Г, Э,Ш, Ж, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. - Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. - Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина. - Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. - Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов. - Закрепить знание уже известных правил правописания. - Познакомить с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У). - Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Подготовительная к школе группа....
Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)
Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...
индивидуальный маршрут логопедического сопровождения в ДОУ
Индивидуальная программа логопедического сопровождения...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка (логопедическое заключение ОНР I уровень)...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения ребенка. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...
Индивидуальный образовательный маршрут логопедической работы
Пример индивидуального образовательного маршрута логопедической работы...