Сценарий итогового логопедического утренника "Малуся и Рогопед"
план-конспект занятия по логопедии
Сценарий логопедического утренника по мотивам книги А. Усачева "Малуся и Рогопед".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malusya_i_rogoped.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
1
МАДОУ детский сад «Рябинка»
Логопедический утренник,
как одна из форм проведения итогового изанятия для дошкольников
с нарушниями речи
«МАЛУСЯ и РОГОПЕД»
Учитель-логопед
Комарова М.А.
Описание работы:
Автоматизация звуков в условиях логопункта дошкольного учреждения остается проблемной темой, так как контроль за произношением поставленных звуков сужен по сравнению логопедической группой, его осуществляет сам логопед и родители, если они заинтересованы в результате. Представленный утренник проводится в тот момент, когда многие дети уже правильно произносят звуки в словах, предложениях, но еще нет полной автоматизации. Именно в этот момент логопеду необходимо найти эмоциональный стимул для развития самоконтроля за правильным произношением. Как ничто лучше для этой цели может послужить сказка Андрея Усачева. Утренник составлен по сюжету книги Андрея Усачева «Малуся и Рогопед» и направлен на повышение мотивации детей при закреплении правильного произношения. Так как на мероприятии присутствует не очень много детей, то все оказываются вовлеченными в выполнение заданий, логоритмического упражнения, чтение стихов.
Предварительная работа:
Для проведения утренника необходимо, чтобы дети были знакомы со сказкой. Сказку детям читают как воспитатели, так и родители дома. Логопед на занятиях обсуждает истории из книги, разыгрывает отдельные сценки, анализирует примеры звуковых ошибок героев. Логоритмическое упражнение разучивается заранее в ходе логоритмических занятий.
Цель:
Повышение мотивации к усвоению правильного произношения, развитие самоконтроля за правильным произношением через воздействие художественного произведения.
Задачи:
- Закрепить правильное произношение поставленных звуков в условиях массового мероприятия;
2
- Повысить личную заинтересованность детей в правильном произношении звуков;
- Развивать фонематический слух на примерах слов и выражений из книги А. Усачева.
Оборудование:
Презентация
Книга А. Усачёва «Малуся и Рогопед»
Обручи
Картинки-рыбки
Кубики с буквами
Предметные картинки
Доска магнитная
Интеграция образовательных областей:
- Социализация – включение детей в совместную игровую деятельность;
- Коммуникация – овладение различными способами общения со сверстниками и взрослыми;
- Познание – развитие познавательных интересов активными методами.
3
Ход утренника:
- Под приятную музыку дети заходят в зал и становятся полукругом.
(на экране картинка-обложка книги А.Усачева «Малуся и Рогопед».
Появляется Фея Логопед (девочка подготовительной группы, закончившая курс логокоррекции, с правильным произношением).
Фея: Здравствуйте ребята! Я, Фея Логопед из книжки Андрея Усачева «Малуся и Рогопед». Сегодня у нас праздник, вы целый год ходили на занятия к логопедам, обучались красивой и правильной речи. Давайте споем для них песню!
Для чего же, для чего же, для чего же,
Нам нужны логопеды?
Чтобы четко, внятно говорить и со звуками учат нас дружить.
Нам нужны логопеды! Нам нужны логопеды!
Для чего же, для чего же, для чего же,
Нам нужны логопеды?
Чтобы речь нашу развивать, мысли ясно учат излагать.
Нам нужны логопеды! Нам нужны логопеды!
(дети садятся на стульчики)
Фея: Ребята, вы уже умеете произносить звуки правильно! Попробуйте прочитать стихи о дружбе со звуками.
1-ый ребенок:
Со всеми звуками дружу,
Четко их произношу!
2-ый ребенок:
Язык красиво говорит:
Свистит, шипит, звенит, рычит!
3-ый ребенок:
Разборчиво, внятно всегда говорю,
Все сложные звуки я покорю!
4
4-ый ребенок:
Со звуком Р теперь дружу
И с языка не отпущу!
Фея: Вы молодцы, говорите правильно, внятно, четко!
II. Вдруг раздается страшная музыка, появляется Рогопед.
Рогопед: Кто это здесь правильно выговаривает все звуки? Да я вас сейчас заколдую, ваши звуки украду! А для начала я заберу вашу Фею Логопеда. Посмотрим, как вы заговорите!
Под такую же музыку Фея Логопед уходит.
Логопед 1: Ой, ребята, наша помощница Фея логопед исчезла! Что же теперь будет! Неужели наши ребята снова будут говорить неправильно?
Логопед 2: Я, кажется, знаю, кто нам поможет! Надо позвать Малусю из книжки Андрея Усачева «Малуся и Рогопед» (показывает книгу). Вы помните эту героиню? Давайте ее позовем. Но надо правильно произнести ее имя. Как оно звучит? (Маруся).
Дети зовут, стараясь правильно выговорить звук Р.
III. Под музыку входит Маруся.
Маруся: Что у вас случилось? (дети рассказывают, что Рогопед похитил Фею Логопеда).
Маруся: Я вам помогу. Ведь однажды я с друзьями уже справилась со злым Рогопедом. Но вам, ребята, нужно мне помочь. Поможете спасти Фею? (Дети соглашаются)
Логопед1: Нужно развеять злые чары, для этого отправляемся в волшебную страну. Вставайте со мной в круг и выполняйте волшебные движения, четко проговаривая слова (логоритмическое упражнение, выполняют движения по тексту, текст проговаривается хором):
На одной ноге стоим.
Удержаться мы хотим.
Только незачем стоять,
Надо нам вперед шагать.
Не ленитесь, не стесняйтесь,
5
В сказку дружно продвигайтесь.
Друг за другом становись,
Вокруг себя покружись.
1,2,3,4,5,6 –
В сказке много есть чудес.
IV. На экране появляется корова Розалия.
Логопед 2: Вы узнаете колову Розалию? Как она превратилась в корову? (Ответы детей). А злой волшебник Рогопед успел заколдовать еще нескольких зверей. Давайте их расколдуем.
Логопед называет животное три раза неправильно, а один раз правильно, дети отгадывают, какое животное заколдовано. На экране появляется изображение животного, если задание выполнено правильно.
Названия животных, которые необходимо исправить: волобей, роробей, воробей; ворк, волк, ловк; крыха, крыфа, крыса; зыраф, жираф, сыраф; лиша, лифа, лиса;
V. Логопед1: Ребята, посмотрите, нам на встречу идет царь с колонной на голове. (на экране появляется царь с колонной). Как ему освободится от золотой колонны? (Ему надо рассказать 33 скороговорки). А давайте подскажем ему несколько скороговорок!
Дети рассказывают скороговорки (с теми звуками, которые закрепляются у них в речи):
Сидит корова на колу,
Глядит корова на кору!
В овраге волки говорят скороговорки!
Тем, кто не боится бурь,
Не страшен никакой буль-буль!
Чурбан надел тюрбан.
Змея ползет змеясь.
Мама мыла раму. (Скороговорки из книги А. Усачева)
Дети могут по желанию рассказать и другие скороговорки.
6
Логопед1: Молодцы, посмотрите, как обрадовался царь! Теперь он знает много новых скороговорок и на голове у него обязательно появится золотая ….(дети договаривают: корона)
VI. Раздается мелодия «Эх, яблочко». Входит Моряк. (В данной сценке участвует ребенок с уже хорошо автоматизированным звуком Р и ненарушенными фонематическими процессами. Сценка репетируется заранее.)
Маруся: Здравствуй, Моряк!
Моряк: Здластвуйте!
Маруся: Ой, Моряк. Как-то ты неправильно здороваешься.
Моряк: Извините, я иногда забываю, как надо правильно говорить звук Р. Давайте еще раз поздороваемся! Здравствуйте!
Дети: Здравствуй!
Моряк: Меня зовут Моляк Люлик.
Маруся: Как тебя зовут? Ты, наверное, опять забыл про звук Р?
Моряк: Помогите мне сказать свое имя.
Дети: Моряк Рюрик.
Моряк: Спасибо вам, ребята! Давайте с вами поиграем. Я предлагаю вам плыть по селедке.
Маруся: Может быть, по середке?
Моряк: Нет, именно по селедке. Это игра такая.
Логопед 2 объясняет правила игры. Ребенок в лодке (в обруче) вылавливает три рыбы (рыбы лежат возле обруча). На каждой рыбе нарисована картинка со звуком Р или С, или Ш, или Л. Надо разложить рыбу в три ведра в зависимости от положения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Лучше на игру вызвать детей, имеющих нарушения произношения именно данных звуков.
VII. Логопед1: Ребята, городом Градом завладели жуткие кысы и теперь это уже не город Градов, а город Гадов! А их предводитель Кыс Кашманный испортил много хороших слов. Надо прогнать Кыса Кашманного и расколдовать у него слова!
7
Вы помните, что он пропускал звуки в словах, если мы вернем звуки на место, то победим его!
На экране дети читают и «ремонтируют», т.е находят, какой звук пропущен в слове, называю букву, произносят слово правильно:
К…ошка (крошка)
К...от (крот)
Боб...ы (бобры)
К..аска (краска)
П..уд (пруд)
Логопед 1: Молодцы ребята, вы справились с заданием и победили Кыса Кашманного!
VIII. Логопед2: Смотрите, к нам прилетел смелый шмель Полосатый Шмельчак.
Он перенесет нас в логово Рогопеда, если мы поиграем с ним в его любимую игру.
ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО»
Каждой команде дается задание, составить определенное слово, картинка прикрепляется на мольбертах, около них столы. Перед каждой командой лежит полоса препятствий (на усмотрение педагогов). Каждый ребенок, добежав до стола, выбирает нужный кубик с буквой и ставит его на стол. В конце эстафеты должно получиться заданное слово. Играют 2 раза по 4 или 3 человека в команде.
Слова: парта, школа, ручка, форма
Логопед2: Молодцы, ребята! Вы справились с со всеми трудностями пути. И вот мы добрались до логова Рогопеда.
IX. Раздается страшная музыка. На экране появляется Рогопед.
Рогопед: Ну что, вы все-таки добрались до моего логова?
Маруся: Мы тебя не боимся, мы не растеряли своих звуков, правда, ребята?
Выходит дети и читают стихотворение:
Ребенок1. Главное наше оружье – язык.
С ним не сравнятся ни пуля, ни штык.
Ребенок2. Острое слово острей, чем рога.
Сильное слово сильнее врага.
8
Ребенок3. Верное слово, меткое слово
Ранить противника может любого.
Ребенок4. Острая шутка, словно кинжал,
Недруга сразу сразит наповал.
Ребенок5. Твердость и сила наших речей
Обезоружит любых силачей:
Ребенок6. Меч притупится, дрогнет рука…
Но верное слово слетит с языка!
Рогопед: Посмотрим, как вы подберете верные слова-отгадки!
Поднимаем выше руки | Для язычка нужна нежная пластика – |
Чтобы чётко говорить | Плохо дети говорят – я рад. |
Дети отгадывают, звучит музыка, Рогопед исчезает, появляется Фея Логопед.
Фея: Спасибо, ребята, что помогли мне вернуться. Вы крепко дружите со своими звуками, поэтому и смогли победить злого волшебника.
Флешмоб «Нарисую сердце»
Логопед1: Дорогие дети! Вот и подходит к концу наш праздник!
Вы много трудились на протяжении года над развитием своей речи. Это было не так просто. Приходилось много работать, проявлять терпение, волю, верить в победу!
Логопед 2. Надеемся родители увидели прекрасный результат огромного труда: как вы правильно, красиво произносите звуки, следите за произношением, легко выполняете задания. И сейчас вы получите заслуженную награду, дипломы и медали .(Логопеды вручают дипломы, а Фея - медаль, все хлопают ребенку).
Коррекционно-образовательные цели:
- развивать фонематический, музыкальный слух, внимание, память;
- закреплять умение дифференцировать гласные и согласные фонемы;
- совершенствовать умение выполнять звуко – буквенный анализ слов;
- упражнять в умении давать сравнительную характеристику звукам и буквам;
- упражнять в умении отвечать полными, развернутыми предложениями.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять в умении изображать эмоции с помощью мимики;
- совершенствовать интонационную выразительность.
Корреционно-воспитательные цели:
- развивать у детей эмоциональный отклик на происходящее;
- воспитывать у детей взаимопомощь.
Оборудование:
- большая книга;
- ширма;
- магнитная доска;
- символы звуков;
- печатные буквы;
- символы звуков, слогов;
- карточки с изображением ритмических рисунков;
- музыкальный треугольник;
- перчатки – рыбки;
- перчаточный театр “Кряквы”;
- игрушка “Кощей Бессмертный”;
- костюмы гномов, скоморохов.
Зал оформлен в виде сцены с ширмой посередине. Стулья по количеству детей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети подготовительной к школе группы под музыку входят в зал, рассаживаются. Логопед достает из-за ширмы большую книгу.
Логопед.
Эта книга не простая.
Интересная, большая.
Букву с буковкой сдружи,
Что сумеешь, то прочти.
Дети рассматривают первую страницу и рассказывают прибаутку:
1-ый ребенок.
На заваленке сидим
И друг с другом говорим:
Тары – бары, тра – та– та –та
На горе стоит …вода
2-ой ребенок.
Что такое говоришь?
На горе стоит вода!?
На горе стоит дубок,
А на дубе воронок…
3-ий ребенок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу
Он играет во трубу.
Хором:
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Все!
Логопед: Стихи из моей книги можно не только рассказать, но и показать. Открывает книгу, читает.
Логопед.
Как-то раз Олег с Егором
Реку проходили бродом.
В тихой речке у причала
Рыбок пестрых повстречали.
Выходят два мальчика. На руки одеты перчатки в виде рыбок. <Рисунок1>
1-ый ребенок.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
– Здравствуй!
2-ой ребенок.
– Здравствуй, как дела?
1-ый ребенок.
– На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
2-ой ребенок.
– Где же твой рыбак?
Попался?
1-ой ребенок.
– Нет, ушел, хитрец, сорвался.
Логопед открывает следующую страницу, а она пустая.
Логопед.
– Вот так новость,
Вот те раз,
Буквы улетели в раз.
Звучит музыка. Из-за ширмы появляется Кощей Бессмертный.
Кощей.
Буквы все я заберу,
В сундуках своих запру!
Звуки, буквы – все одно-
Будет это лишь мое!
Логопед.
Ты, Кощеюшка, постой,
Буквы вызволить позволь!
Кощей.
Так и быть, вот свиток вам,
Там загадки – не зевай!
Отгадаете, тогда будут буквы …
Всем пока!
Отдает свиток и улетает под музыку.
II. Развитие фонематического слуха.
Задание 1. Чем мы слышим звуки? Чем отличаются гласные и согласные звуки. Дети распределяют звуки [У, И, Ы, З, К, В, Б] по домикам.
Выполнив задание, дети и в награду получают золотой колокольчик.
Логопед.
Колокольчик небольшой,
Он волшебный, золотой.
Дважды можно позвонить,
Помощь друга получить.
Логопед читает следующее задание.
Логопед.
Кто-то, где-то постучит,
Надо сразу повторить.
Ошибиться здесь нельзя.
Как нам справиться, друзья?
Дети предлагают позвонить в колокольчик.
1-ый ребенок.
В колокольчик позвоню,
Помощь друга получу.
Звучит марш, появляются гномы.
1-ый гном.
Мы маленькие гномы
И в сказках мы живем.
Волшебный колокольчик
К вам в гости нас привел.
1-ый ребенок
Помогите гномы нам
Разобраться тут и там.
Кто стучит, кто повторяет?
Что все это означает?
2-ой гном
Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Будет логопед стучать,
А мы будем повторять.
III. Развитие чувства ритма
Задание 2. Ритмическая игра “Простучи так же”
- простучи по образцу;
- простучи по схеме;
- простучи заданную мелодию.
Дети выполняют задание. Логопед хвалит гномов за помощь, предлагает остаться с ребятами. Гномы рассаживаются на стульчики. Логопед читает следующее задание.
IV. Развитие музыкального слуха, мимики.
Задание 3. “ Как ничего не говоря показать, что ты чувствуешь?”
Дети удивлены. Логопед предлагает воспользоваться волшебным колокольчиком.
1-ый ребенок.
В колокольчик позвоню,
Помощь друга получу.
Звонит в колокольчик, появляются “Затейники”.
Входят в зал дети, одетые в костюмы скоморохов.
Под музыку выполняют разные движения: маршируют, скачут галопом, выбивают дроби, выполняют подскоки.
Усложнение – на тихий аккорд дети поворачиваются на 90 и продолжают выполнять движения.
Скоморох 1.
В колокольчик вы звонили,
Нас на помощь пригласили.
Мы – актеры высший класс!
Вам поможем сей же час.
“Затейники” рассаживаются на сцене.
Логопед повторяет задание: “Как ничего не говоря показать, что ты чувствуешь?”
Скоморох 2.
Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Будет музыка звучать,
Мы – лицом изображать.
Скоморохи мимикой изображают радость, злость, удивление, страх.
Логопед спрашивает у детей, какие эмоции они узнали. Дети называют. Логопед хвалит затейников.<Рисунок 2>
V. Развитие мелкой моторики рук.
Логопед знакомит с новым заданием.
Задание 4. “Как руками изобразить птиц, животных человека?”.
Перчаточный театр.
Скоморохи одевают перчатки. Читают двустишья и выполняют движения по тексту.
Скоморох 2.
Да, задание хитро,
Но не сложное оно.
Скоморох 3.
Раз – перчатки мы одели,
И как голубь полетели.
Скоморох 4.
Два – увидели орла,
Разлетайтесь, кто куда.
Скоморох 1.
Жаворонки прилетали
И без устали порхали.
Скоморох 2.
Серый волк бежит сюда,
Он голодный, вот беда!
Скоморох 3.
Принц с принцессой в чудных масках
На балу в прекрасных сказках.
Скоморох 4.
Еж колючий пробежал,
И его я не догнал.
Под музыку появляется Кощей.
Кощей.
Обхитрили, вот дела!
Рано радовался я.
Наколдую вам заданье
Всем, ребятам, в назиданье.
Исчезает.
VI. Звуко-буквенный анализ слов.
Задание 5. “Составить слова из букв У, И, Ы, З, К, В, Б”.
Дети составляют слова БУКВЫ, ЗВУКИ. Выполняют звуко – буквенный анализ этих слов. Дают сравнительную характеристику звукам и буквам.
Появляется Кощей:
Кощей.
Снова правы, вот беда!
Я расстроен! Но тогда
Буквы вам я отдаю!
И до встречи говорю!
Кощей отдает буквы, улетает.
VII. Итог занятия:
Логопед.
Много книг на свете есть
Можно многое прочесть.
Букву с буковкой сдружи,
Интересно что, прочти.
Ребенок.
Будем мы читать, писать.
И пятерки получать.
Затейник.
Снова буквы все у нас,
И пускаемся мы в пляс.
“Затейники” заходят за ширму. Под музыку за ширмой выступает перчаточный театр “Кряквы”. Дети выходят из зала под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"
В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...
Конспект итогового логопедического занятия
Итоговое занятие в подготовительной группе...
Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР "Школа гномов"
Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР "Школа гномов"...
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...
Сценарий итогового логопедического праздника для детей подготовительной группы в детском саду
Цели: Автоматизация поставленных звуков в связной речи. Расширение словарного запаса дошкольников, закрепление в игровой форме знания букв. Развитие навыков фонематического анализа, тренировка ло...
Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.
Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения ...
Сценарий итогового мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе логопедической группы «Путешествие с Буратино» (квест-игра)
Образовательное мероприятие разработано с целью закрепления у детей подготовительной логопедической группы представлений по основам финансовой грамотности посредством исполь...