Лексическая тема "Рыбы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Сироткина Лилия Анатольевна

Домашнее задание по лексической теме "Рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_ryby.docx184.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «РЫБЫ»

Рекомендуется:

- рассказать ребенку о рыбах, обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;

- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними;

- рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Рыбка (какая?) - …

Шука (какая?) -….

Сом (какой?)-….

Ответить на вопросы:

Как называется суп из рыбы? (уха)

Чем ловят рыбу?  (удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки? (детки рыбы)

Задание «Чей? Чья? Чьё?» 

Голова щуки чья? (щучья)

У сома усы чьи? (сомовьи)

Хвост судака чей? (судачий)

Туловище окуня чьё? (окуневое)

Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» 

Одна рыбка, две рыбки, …,  пять рыбок, …, десять рыбок.

Одна щука, две щуки, …, пять щук, …,  десять щук.

Один лещ, два леща, …, пять лещей, …, десять лещей.

Одна форель, две форели, …, пять форелей, …, десять форелей.

Один ерш, два ерша, …, пять ершей, …, десять ершей.

Один сом, два сома, …, пять сомов, …, десять сомов.

Дидактическая игра «Семейка слов» 

Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)

Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)

Что делает рыбак? (рыбачит)

Куда ходит рыбак? (на рыбалку)

Какой суп варят из рыбы? (рыбный)

Как можно назвать большую рыбу? (рыбина)

Дидактическая игра

Рыбка к камню (подплыла).

Рыбка от берега (отплыла).

Рыбка всю реку (переплыла).

«Речные и озерные рыбы»

  1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ЩУКА,

 ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ

  • Назови, кто это (Это рыбы)
  • Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
  • Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
  • Расскажи, что есть у всех рыб.

2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:

  • У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
  • У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
  • У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)

3. «Большой - маленький»

Щука – щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра –…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..

4. Скажи по образцу:

  • 1 щука – 2 ….. (щуки) – 5 -………. (щук)
  • 1 рыба – 2 ………. – 5……………
  • 1 плавник – 2……….. – 5………….
  • 1 сом – 2……… - 5………..
  • 1 чешуйка – 2………… - 5 …………..

Тема: « Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».

1. Уметь назвать морских, пресноводных рыб.

Игра « Кто больше слов назовёт».

Словарь: животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, плотва, судак, … .

2. Ответить на вопросы:

- Почему пресноводных рыб так называют?

- Что у рыб вместо ног?

- Почему рыбы могут дышать в воде?

- Чем покрыто тело рыб?

- Как называется суп из рыбы?

- Чем ловят рыбу? (удочка, сеть, невод)

- Кто такие мальки?

3. Повторить скороговорки:

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

В озере карп, а в море краб.

Прочитайте ребёнку стихотворения. Предложите выучить

одно из сти-й наизусть (по выбору).

                                            Подводная страна.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой.

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и встретится луна,

Совсем не светится она.

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда.

А чтобы скаты и угри

Найти свой дом  могли бы,

Горят там всюду фонари –

Светящиеся рыбы.

                               (Е. Серова)

                                       Футбол.

Играть в футбол морским ежом

Решили окунишки,

И скоро стали решетом

Их новые штанишки.

За эти милые дела

Их дома трёпка бы ждала.

Но рыба добрая – игла

Зашить штанишки помогла.

                                          ( Е. Серова)

Прочитайте ребёнку стихотворения. Предложите выучить

одно из стих-й наизусть (по выбору).

                       Речка.

Как лента блестящая, речка течёт

Настоящая.

И днём течёт,

И ночью течёт –

Направо свернёт,

Налево свернёт.

А в речке вода леденящая,

У берегов ворчливая, а посерёдке ленивая.

А чего её ворчать, речной-то воде?

Об этом не скажет никто и нигде.

Пожалуй, камни да рыбы

Об этом сказать могли бы,

Но рыбы молчат,

И камни молчат,

Как рыбы.

                               (С. Михалков)

                            Усатое чудовище.

Ему мы дали прозвище:

«Усатое чудовище»!

Живёт он в самом омуте –

Хозяин глубины.

Огромный рот  у  рыбины,

А глазки чуть видны.

Сам чёрный,

Брюхо  чёрное,

И шевелит усом.

-Узнали вы, наверное?

-Узнали, это сом.

                            (Г. Абрамов)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...