Развитие внимания
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Сироткина Лилия Анатольевна

Развитие внимания средствами логоритмики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания умственно отсталых дошкольников

посредством использования логоритмики

С того времени как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции и стали предметом специального изучения, клиницисты, психологи, педагоги настойчиво говорят о глубоких нарушениях их внимания. В настоящее время эти отклонения рассматриваются многими российскими и зарубежными учеными как один из важнейших показателей клинической характеристики умственно отсталых детей.

Внимание-это необходимое качество, которое следует развивать с самого раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями.  Важно научить детей сосредоточиться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание  (например слушать и одновременно писать, рисовать). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому очень важно, чтобы у детей была развита интеллектуальная активность, устойчивость внимания, способность увеличивать его объем, умение самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого процесса не имеет, оно- динамическая сторона всех процессов. Вследствие этого нет единого мнения в определении этого психического процесса. В разных источниках и разные авторы трактуют его по-разному.

П.Я.Гальперин отмечал, что внимание является одним из моментов ориентировочно- исследовательской деятельности. В свою очередь ориентировочно- исследовательская деятельность является важным компонентом для развития  мышления [5].  

Добрынин Н.Ф. пишет, что внимание- важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считается одним из показателей общей оценки уровня развития личности индивида [7].

Немов Р.С. предлагает другое определение. Внимание- это психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности и познавательной деятельности [22].

В философии внимание рассматривается как сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте(предмете, событии, образе, рассуждении) [24].

В толковом словаре внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

В общей психологии внимание-это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышения уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [18].

Но как бы не определялось внимание, ясно одно: это такое психическое свойство, которое является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека,  прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

  Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми, есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего обучения.

Катаева А.А. и Стребелева Е.А. у детей с нарушениями интеллекта отмечают замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Оказывается несформированной присущая дошкольникам в норме деятельность: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: внимание, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики.[14].

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребенком доступного  для него ЗУ и установления контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие  формированию внимания

Одной из методик, направленной на коррекцию психики, двигательных нарушений, речи,  является логопедическая ритмика.  Логоритмика с детьми с умственной отсталостью- это коррекционная методика, которая способствует установлению равновесия в деятельности ЦНС  (регулирует процессы возбуждения и торможения и общего тонуса).  Игры и игровые упражнения, используемые в логоритмике, положительно влияют на развитие психических процессов, в том числе и внимания [17].

Современные исследования доказали, что высокие показатели корреляции языковой, музыкальной и художественной способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма. Действительно, интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений- ритм оказывает организующие влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных.[17]

Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью отстает от возрастной нормы: они часто неуклюжи, с трудом ориентируются в пространстве, плохо следят глазами за движущимся предметом, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев.[5]

В этих случаях, когда отклонения в психофизиологической сфере ребенка носят более серьезный характер, ритмика используется в коррекционных целях, поэтому логопедическую ритмику называют так же коррекционной. В частности уже доказана эффективность логопедической и фонетической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию, нарушение слуха.[19]

Проблемой формирования внимания в отечественной коррекционной педагогике и психологии занимались такие исследователи, как Е.А.Стребелева, А.А.Катаева, И.Л. Баскакова, Д.Н.Исаев, А.А. Люблинская, Л.С.Выготский, С.В.Лиепень, Л,И.Переслени, С.А.Сагдуллаев и др. И хотя проблема внимания умственно отсталых несомненно относится к числу актуальных проблем специальной психологии, а ее практическая значимость не вызывает сомнений, ей посвящено мало исследований. Отчасти это обусловлено недостаточной разработанностью этого вопроса в общей психологии. Как было сказано выше, внимание рассматривалось то как особый психический процесс, то как организация всякой психической деятельности, то как сосредоточенность на ее выполнении.(С.Я. Рубинштейн). Присущие умственно отсталым грубые нарушения произвольного внимания, препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность, и, тем самым, значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. Следовательно, необходимо раннее изучение и формирование рассматриваемого психического процесса, т.к. именно внимание лежит в основе учебной деятельности и влияет на результат ее выполнения.

В связи с тем актуальны поиски путей и методов формирования внимания умственно отсталых детей, которые бы служили и коррекции их личности в целом. Поэтому в данной статье представлен вариант развития внимания посредством  использования занятий коррекционной ритмики.

  1. Кот охотится за мышами.

Взрослый объясняет детям, что пока гремит погремушка, дети- мышки могут спокойно гулять по дому. Как только ударит бубен, надо тут же присесть, т.к. на охоту вышел кот. Кто не присядет- того съедает кот, ребенок выбывает из игры.

  1. Запретное движение.

Взрослый объясняет, что за ним нужно повторять все движения, кроме одного( любого на выбор педагога). Кто ошибется- выбывает из игры.

  1. Большие ноги шли по дороге.

Под слова педагога : Большие ноги шли по дороги, дети ,не спеша, шагают на месте, высоко поднимают ноги, и медленно говорят: ТОП-ТОП. Под слова: маленькие ножки бежали по дорожке, дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: топ- топ- топ- топ.

4. Слушаем сказку.

Детям читается сказка, например «красная шапочка». Обсуждается с малышами, как говорил каждый из ее героев: у волка голос был грубый, страшный, а у Красной Шапочки нежный, ласковый. Предлагается детям послушать и отгадать, кто из героев сказки будет с ними сейчас говорить.

5. Звуковой ручеек

Взрослый говорит детям, что сейчас они услышат, как бежит- по камешкам звуковой ручеек. Камешки могут быть самыми разными, но детям надо не пропустить и отметить хлопком только определенные камешки, например, звук У.

Педагог еще раз повторяет гласный звук У, который дети должны будут узнать среди других звуков и просит их самих произнести заданный звук. Затем дети идут по кругу, а педагог медленно, четко, с паузами проговаривает последовательность гласных звуков, например, А-У-И-У-О-А-У-Ы. Услышав в потоке звуков звук У, дети должны остановиться и хлопнуть в ладоши.

6. Подуем на плечо.

Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.

Подуем на плечо,

(голова прямо — вдох, голова повернута направо — выдох)

Подуем на другое.(голова прямо — вдох, голова повернута направо — выдох)

Нам солнце горячо Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы(голова прямо — вдох, опустить голову — выдох)

И грудь свою остудим, Подуем мы на облака.(голова прямо — вдох, поднять голову вверх — выдох)

И остановимся пока.

(голова прямо — вдох, поднять голову вверх — выдох)

7. Ветер-ветерок

Педагог показывает детям, как дует сильный ветер — длительно и громко пропевает звук «У», а потом как веет легкий ветерок — тихо и долго пропевает звук «у». Затем предлагает детям поиграть в игру «Ветер и ветерок». Для этого дети встают в круг, изображая деревья, и поднимают вверх руки-ветви. Когда взрослый скажет: «Ветер дует, задувает — листья с дерева срывает», дети начинают сильно раскачивать руками-ветвям и и громко произносить звук «У».

После слов «Подул легкий ветерок» дети лишь слегка покачивают руками, тихо напевая звук «у».

В дальнейшем слова можно заменить на соответствующую музык

8.  Жуки и шмели

Дети делятся на две группы: первая группа детей изображает жуков, а вторая — шмелей. На звук Ш летают шмели, а на звук Ж — жуки. Дети под спокойную музыку идут по кругу, затем мелодия меняется, и шмели с жуками летят на поляну. По сигналу педагога «Ш-Ш-Ш!» шмели останавливаются, жуки продолжают летать вокруг стоящих шмелей. По сигналу педагога «Ж-Ж-Ж!» жуки останавливаются, а шмели начинают летать вокруг них. Смена команд происходит несколько раз.

9. Далеко и  близко

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо

слышно, но если он доносится издалека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, — му, мяу, и-го-го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города — би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

10. Птичий переполох

Взрослый говорит детям, что сейчас они поиграют в птичекМалыши изображают птиц, которые поют свои песни. Заметив опасность( игрушку-кошку), дети начинают с силой дуть в свои дудочки Взрослый прячет игрушку и птички успокаиваются, вновь продолжая спокойно

распевать свои песни (тихо играть на дудочках) до тех пор, пока опять не появится зверь.

Список литературы

1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника .Методы его изучения и развития: Методические рекомендации-Москва-Воронеж 1995

2. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов: учебное пособие-М,1989

3. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе-М,71

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений- М,82

5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.Москва: Издательство Московского университета, 1974. - 102 стр.

5. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду-Ярославль,2006

6. Дефектология в трудах института. Указатель литературы- М, 71

7. Добрынин Н.Ф. Внимание и память-М,1958

8. Долгобородова Н.П. Воспитание учащихся во вспомогательной школе-М,68

9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей-М, 2002

10. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе-М, 1993

11. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми.-М,2002

12. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию-М,1998

13. Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников-М,1993

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика-М,2001

15. Кравцова М. Развитие внимания в начальной школе: диагностика, коррекция и возможности саморазвития //Школьный психолог –2003, №46, №48

16. Краузе Е. Логопедия-С.-П.,2003

17. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи-М,2004

18. Лурия А.Р. Психология внимания-М,1970

19. Микляева Н.В.,Полозова О.А.,Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ-М,2005

20. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития / Под ред. Б.П.Пузанова-М, 2003

21. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников-М, 2002

22.Психология. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.

22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М,1979

23. Смирнова Е.О., Холмолгорова В.М .Межличностные отношения дошкольников-М,2003

24. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...