Главные вкладки

    Статья на тему:
    Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

    Заговорич Ирина Михайловна

    Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно; кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнет бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне.

    Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им игры и что-то подобное, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребенка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат.

    Именно поэтому я хочу предложить вам процесс создания одной из таких игр. Это игра «Найди и покажи», которая создана на основе методики «Корректурная проба» (Б. Бурдон, 1895 г., изучение особенностей устойчивости и концентрации внимания). Она проводится по аналогии с данной методикой. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»

    Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно; кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнет бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне.

    Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им игры и что-то подобное, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребенка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат.

    Именно поэтому я хочу предложить вам процесс создания одной из таких игр. Это игра «Найди и покажи», которая создана на основе методики «Корректурная проба» (Б. Бурдон, 1895 г., изучение особенностей устойчивости и концентрации внимания). Она проводится по аналогии с данной методикой.

    Я рекомендую ее для детей от 3 до 7 лет с целью повышения уровня развития внимания и его свойств, а так же при подготовке детей 6-7 лети к школьному обучению. Игра способствует не только развитию внимания и его свойств, но и повышению уровня развития ориентировки в пространстве, так же развитию пишущей руки ребенка и укреплению мелкой моторики кистей рук.

    1.Цель: развитие устойчивости внимания детей 3-7 лет.

    2.Цель: увеличение объема и развитие переключаемости внимания детей 3-7 лет.

    Оборудование:

    - бланк с изображением простых для восприятия форм (предметов), количество которых зависит от возраста ребенка.

    Для детей 3-4 лет используются бланки из 20-25 форм (4х5 или 5х5); для детей 4-5 лет используются бланки из 30-36 форм (5х6 или 6х6); для детей 5-6 лет используются бланки из 42-49 форм (6х7 или 7х7); для детей 6-7 лет используются бланки из 140-216 форм (10х14 или 12х18);

    - простой карандаш, цветные карандаши, цветные фишки.

    При наличии развития ребенка любого возраста количество форм может увеличиваться с целью повышения уровня развития внимания и его свойств: устойчивости, объема и переключаемости.

    Ход:

    1.развитие устойчивости внимания – ребенку предлагается бланк для рассматривания. Далее задается вопрос о том, что видит ребенок, что именно изображено на картинках и другие уточняющие вопросы для получения информации о понимании ребенком сути всех изображенных форм.

    После этого ребенку предлагается найти определенную форму (например, кораблик) и дается инструкция: «Раскрась парус у кораблика желтым карандашом».

    После выполнения задания ребенку предлагается подняться на одну клетку вверх от заданной формы и рассказать, что именно изображено в данной клетке (например, звездочка) и дается инструкция: «Раскрась звездочку красным карандашом».

    После этого ребенку предлагается для выполнения следующий подобный шаг.

    В зависимости от возраста детей, количество шагов (переходов по клеткам) увеличивается и дается несколько команд поочередно (например, «Спустись вниз на две клетки и шагни влево еще на две клетки»), после выполнения которых так же проводится беседа о том, на какую именно клетку попал ребенок, что на ней изображено.

    2.увеличение объема и развитие переключаемости внимания достигается за счет того, что ребенку предлагается не просто шагнуть от формы (кораблика) вправо, влево, вверх или вниз, а найти на игровом поле все кораблики и у всех раскрасить паруса. При этом показывается методика поиска форм: построчно, начиная с самой верхней строчки и постепенно спускаясь по полю вниз.

    Для усложнения игры ребенку предлагается найти форму в верхнем левом углу, рассмотреть ее, раскрасить определенным образом (например, звездочка, раскрасить красным карандашом), затем шагнуть на клетку вправо и зачеркнуть простым карандашом форму, изображенную в этой клетке (например, треугольник, зачеркнуть простым карандашом). Далее ребенку дается инструкция: «Теперь просмотри построчно все поле и когда ты будешь видеть нужные формы, то ты будешь либо раскрашивать их, либо зачеркивать».

    В зависимости от возраста ребенка и уровня его развития инструкция может проговариваться повторно, сопровождаться показом на примере одной строчки.

    Для большего усложнения игры, ребенку предлагается работать не с двумя формами, а с тремя и более. При этом необходимо давать более простые задания по обработке форм (например, одну форму зачеркиваем, вторую–подчеркиваем, третью–обводим в кружок и т.д.).

    Для оценки продуктивности данной игры можно использовать методику «Корректурная проба» или методику «Кольца Ландольта» с соответствующей обработкой.

    В качестве примечания: для облегчения работы с детьми 3 лет можно предлагать им на начальных этапах работы увеличенные формы, представленные отдельно на доске, фланелеграфе и т. д. - фото 6.

    Пробуйте, дерзайте, ведь стоит только приложить немного фантазии и из этого материала можно сделать не одну игру.

    В приложении представлено несколько фотографий детей, выполняющих подобные задания у меня на занятиях (приложение 1).

    Приложение 1. 

    Работа с детьми 3-4 лет.

    Работа с детьми 6-7 лет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

    Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

    Работа с детьми (3-7 лет) летом

    Представлена методическая разработка по  экспериментально-исследовательской работе с детьми, в частности игра с песком и водой Воспитатели могут включать это в свои планы  по работе с детьм...

    План воспитательно-образовательной работы с детьми 3-7 лет в рамках тематической недели (Наедине с природой) в период ЛОК

    План воспитательно-образовательной работы с детьми 3-7 лет в рамках тематической недели (Наедине с природой) в период ЛОК...

    Непосредственно - образовательная деятельность с детьми 5 -7 лет по познавательному развитию на тему «Олимпиада»

    Непосредственно - образовательная деятельность с детьми 5 -7 лет по познавательному развитию на тему  «Олимпиада»...

    Рабочая программа педагога «Внимание, дорога!» (для работы с детьми 3-7 лет)

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...