Рабочая программа курса "Обучение грамоте"
статья по логопедии (старшая группа)

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma1.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ

Составитель:

учитель-логопед

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Грамота. Чтение» является частью общеречевой работы с детьми 5-7 лет. Основное внимание направлено на переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда речь становится специальным предметом изучения.

К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается тенденция к увеличению количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. В этой связи на уровне Министерства образования РФ, региональных управлений образованием, конкретных школ и детских дошкольных учреждений появляется все больше программ, направленных на преодоление указанной тревожной динамики.

Отклонения в развитии устной речи ребёнка-дошкольника очень часто проявляются в процессе школьного обучения в нарушениях чтения и письма, поэтому всё больше встает вопрос о необходимости занятий, на которых осуществляется профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.

Кроме этого, в наше время для родителей актуален вопрос обучения детей старшего дошкольного возраста чтению, так как условия современной школы диктуют определенные требования к будущему первокласснику, среди которых наиболее важное место занимает умение читать. Основной акцент в работе по данной программе ставится на развитие фонематического слуха и восприятия, а также на формирование навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Дети, прошедшие этот цикл, смогут без проблем заниматься в первом классе по любым азбукам и букварям, получат хорошую осову для дальнейшего успешного обучения письму и чтению в начальных классах. А оттого, насколько ребенок подготовлен к современным условиям школы, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Поэтому и возникает необходимость, оправданность и востребованность цикла занятий «Грамота. Чтение».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи обучения:

  • развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащения активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
  • развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры детей;
  • обучение звуко-слоговому анализу слов;
  • развитие мелкой моторики руки.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Занятия цикла «Грамота. Чтение» строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Материал программы условно разделён на несколько разделов:

  1. Обучение грамоте. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений. В процессе работы по данному разделу используются следующие виды упражнений:
  • дополнить слог до целого;
  • «собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;
  • вставить букву и назвать слово – «Буква заблудилась»;
  • соотнести слова и картинки;
  • исправить деформированные предложения;
  • прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
  • прочитать пиктографический текст;
  • выполнить упражнение «Математическая грамота»;
  • выучить стихи, пословицы, скороговорки;
  • отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.

В результате такой работы ребёнок научится слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.

  1. Формирование лексико-грамматической строя речи. Материал данного раздела подобран в соответствии с изучаемым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребёнок закрепляет в речи изучаемый звук. Задачи раздела:
  • развивать способность наблюдения за языком;
  • привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;
  • воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.
  1. Развитие связной речи. В процессе работы по данному разделу используются следующие виды упражнений:
  • составление предложений различной конструкции;
  • составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картине, по серии картинок;
  • составление рассказов по опорным словам;
  • составление рассказов с творческим продолжением.

В структуре занятий выделены следующие составляющие:

  • Подготовительный этап. Повторение материала предыдущих занятий.
  • Знакомство с новой фонематической темой, звуком.
  • Работа по развитию умений звукового и слогового анализа; развития связной речи; всевозможные речевые игры, динамические паузы; знакомство с буквой.
  • Подведение итогов.

Материал занятий вводится последовательно, от развития более простых умений детей к развитию более сложных. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных форм работы: групповая работа, работа в подгруппах, парах, самостоятельная работа, игры и физминутки, выполнение заданий на закрепление материала в тетрадях и т.д.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  • В основе проведения занятия лежат словесная беседа; анализ слов, предложений, текстов; показ наглядных пособий; выполнение практических упражнений.
  • Деятельность детей к усвоению готовой информации. На занятиях организуются как коллективный поиск ответа, так и самостоятельная творческая работа  по решению образовательных задач.
  • Практическое действие со словом происходит через его звуко-буквенное моделирование.
  • Основная форма организации деятельности на занятии – обучающая игра.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Обучение грамоте» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Курс обучения в каждой группе состоит из 72 часов по 2 раза в неделю с сентября по май. Продолжительность занятий в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. В каждой возрастной группе программа носит законченный характер.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Знакомство со звуками и буквами У, А, О, И, Э.
  3. Выделение ударного гласного в словах.
  4. Придумывание слов на гласные звуки.
  5. Анализ звукосочетаний: АУ, УА, ИА и др.
  6. Звуковой анализ и чтение слогов: АМ, УМ, МУ, МЫ, ДА, ОН, НА, НО, НУ и др.
  7. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков.

ЛЕКСИКА:

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

(по лексическим темам  I периода обучения)

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Согласование существительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.

РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Учить детей составлять описательные рассказы по лексическим темам периода.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказы).

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
  2. Составление фигур, узоров и элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы).
  2. Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, кит).
  3. Знакомство со звуками и буквами М, Н, В, П, Т, К, С.
  4. Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес).
  5. Чтение прямых и обратных слогов.

ЛЕКСИКА:

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Посуда», «Продукты»,  «Зимние забавы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие звери наших лесов», «Животные жарких стран», «Наша армия», «Транспорт».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Практическое употребление предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) и движения (В, И, К, ОТ, ПО).
  5. Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам периода.
  6. Образование глаголов движения с приставками.
  7. Образование существительных единственного и множественного числа .
  8. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.

РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
  2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  1. Работа по развития пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период обучения (март, апрель, май)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Знакомство со звуками и буквами Х, З, Б, Д, Г.
  2. Анализ трехзвуковых слов с гласными А, О У, Ы, Э, И, составление схемы слова.
  3. Дифференциация на слух звуков парных согласных Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в словах.

ЛЕКСИКА:

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам: «Мамин день», «Ранняя весна», «Наш город», «Наша Родина», «Космос», «Почта», «Библиотека», «День победы», «Насекомые».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
  3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ и др.
  4. Образование сравнительной степени прилагательных.
  5. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
  2. Усложнение работы с карандашом.
  3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мес.

Нед.

Фонематическая тема

Лексическая тема

Содержание материала по формированию фонематического слуха, обучению грамоте

Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

Сентябрь

1

Логопедическое

обследование

2

3

«Понятие о речи»

«Овощи»

Понятие о звуке, слове, предложении. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Развитие общего внимания и понимания речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4

«Части речи»

«Фрукты»

Понятие об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий.

Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, наст. времени (она взяла, он взял).

Октябрь

1

«Звук и буква У»

«Осень»

Выделение начального ударного и безударного гласного звука «У»:

1) в потоке гласных звуков;

2) в звукосочетаниях УА, УИ;

3) в обратных слогах УМ, УТ, УП;

4) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА.

Чтение и письмо букв У, у.

Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу.

Заучивание простого текста из 3 предложений.

2

«Звук и буква А»

«Деревья и кусты»

Выделение звука “А” из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции).

Умение придумывать слова с заданным звуком. Чтение и письмо букв А, а.

Звуковой анализ слов Ау, Уа. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов Ау, Уа.

Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени.

Составление 3-х словных предложений. Понятие “слово”, “предложение”.

3

«Звуки [а], [у]; буквы а, у»

«Перелётные птицы»

Звуковой анализ сочетаний АУ, УА.

Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Согласование сущ. и глаг. в числе.

Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус).

4

«Звук и буква О»

«Семья»

Выделение звука “О” из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового рядя типа АОУ.

Знакомство с буквой “О”. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных АОУ.

Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (сестра – сестер).

Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке.

Ноябрь

1

«Звук и буква И»

«Одежда»

Выделение звука из состава слова. Анализ звукового ряда АОУИ.

Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных АОУИ.

Усвоение рода имен сущ. Подбор к им. сущ. притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои) и их согласование в роде и числе.

Составление предложений по вопросам и объединение их в короткий рассказ.

2

«Звук и буква Э»

«Обувь»

Выделение звука из состава слова. Произнесение звука “Э” с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.

Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа АОУИЭ

Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа.

Пересказ короткого текста.

3

«Звук и буква Ы»

«Я – человек»

Выделение звука “Ы” из состава слова. Анализ звукового ряда типа ОЫУА.

Обозначение буквой звука “Ы” в схеме слова. Составление из букв, чтение и письмо ряда гласных.

Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий.

Составление рассказа по картинке или серии картин.

4

«Звуки [и], [ы]; буквы И-Ы»

«Мебель»

Уметь слышать звуки, выделять их из слов, определять место звука в слове, дифференцировать звуки и буквы “Ы-И”

Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними.

Составление предложений по картинке и объединение их в короткий рассказ.

Декабрь

1

«Гласные звуки»

«Посуда»

Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к материалу изготовления (деревянный, металлическая).

Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч.(значение орудийности).

Составление рассказа-описания.

2

«Слог»

«Продукты»

Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ 2х и 3х сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. Составление и чтение слоговых схем.

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже.

Распространение предложений определениями.

Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке.

3

«Ударение»

«Зимние забавы»

Понятие об ударении. Выделение ударного гласного звука в слове. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.

Закрепления навыка образования притяжательных местоимений.

Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4

Закрепление пройденного материала

«Новый год»

Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.

Понятие о слоге.

Понятие об ударении.

Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений.

Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.

Заучивание короткого рассказа.

Январь

2

«Звуки [м],  [мь]. Буква М»

Зимующие птицы»

Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Выделение звуков “М,мь” из состава слова. Дифференциация звуков М-МЬ. Подбор слов к схеме. Преобразование слогов.

Звуковой анализ слогов Ам, Ма. Большая буква в начале предложения. Чтение слогов МА, АМ, слова МАМА.

Практическое усвоение предлогов –За-В-На-Под-.

Практическое усвоение словоизменения и словообразования Р.п. и Т.п. сущ., ед. и мн. ч.

Работа над пониманием текста с усложненной ситуацией.

3

«Звуки [в],  [вь]. Буква В»

«Домашние птицы»

Выделение звуков “В, вь” из состава слова. Анализ слогов типа ВА.

Составление и чтение слогов. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом –В.

Усвоение предлогов –К-От- и их дифференциация в речи.

Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами (дать кому? Чему?).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4

«Звуки [н],  [нь]. Буква Н»

«Домашние животные и их детёныши»

Выделение звуков “Н, нь” из состава слова. Дифференцирование звуков “Н-Нь”. Анализ слогов типа НА, АН.

Чтение и письмо слогов АН, НА. Чтение и составление предложений с предлогом –НА.

Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных.

Обучение постановке вопросов чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам.

Составление рассказа-описания (или по серии сюжетных картин).

Февраль

1

«Звуки [п],  [пь]. Буква П»

«Дикие звери наших лесов»

Выделение звуков “П, пь” из состава слова. Дифференцирование звуков “П-Пь”.Последовательное выделение звуков в словах.

Чтение и письмо букв и слогов. Слово ПАПА. Чтение и составление схем предложения с предлогом –По.

Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами-Из-Через-От-.

Согласование существительных с глаголами.

Составление описания-загадки о животном с использованием прилагательных.

2

«Звуки [т],  [ть]. Буква Т»

«Животные жарких стран»

Выделение звуков “Т, ть” из состава слова. Дифференцирование

 звуков “Т-Ть”. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим. Понятие

глухой звук. Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ТА, слов типа Том. Превращение слов: Том-Тим-там; тут-тот-вот.

Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (зверь – зверей, лев – львов).

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст.вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу).

Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов.

3

«Звуки [к],  [кь]. Буква К»

«Наша армия»

Выделение звуков “К, кь” из состава слова. Дифференцирование звуков “К-Кь”. Звуко-слоговой анализ слова КАП. Звуковой анализ слова МАК.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа КА и дополнение их до целого слова. Письмо слогов и слов.

Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже.

Составление предложений по опорным словам.

Обучение пересказу прочитанного текста.

4

«Звуки [с],  [сь]. Буква С»

«Транспорт»

Выделение звуков “С, сь” из состава слова. Дифференцирование звуков “С-Сь”. Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов и слов. Преобразование слов. Чтение.

Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов-Из-за,-Через-

Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Март

1

«Звуки [х],  [хь]. Буква Х»

«Мамин день»

Выделение звуков “Х, хь” из состава слова. Дифференцирование звуков “Х-хь”. Звуко-слоговой анализ слов мох, уха.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ОХ, ХА и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов.

Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов.

Усвоение конструкций Д. п. без предлогов и с предлогом

-К-.

Составление рассказа-описания (по фотографии).

2

«Звуки [х]- [хь]-[к]-[кь]. Буквы Х-К»

«Ранняя весна»

Дифференциация звуков К,Кь-Х,Хь. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа мак, мухи. Составление предложения по схеме.

Образование родственных слов. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.

Составление рассказа по серии картин.

3

«Звуки [з],  [зь]. Буква З»

«Наш город»

Выделение звуков “З, зь” из состава слова. Дифференцирование звуков “З-Зь”. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ слова коза.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ЗА, ЗВО и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. Правописание безударных гласных.

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше).

Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями.

Составление рассказа по картинке или по плану логопеда.

Апрель

1

«Звуки [с]- [сь]-[з]-[зь]. Буквы С-З»

«Наша Родина»

Дифференциация звуков С, Сь-З,Зь, и букв С-З. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Практическое усвоение слов-синонимов.

Составление рассказа по картинке.

Закрепление навыка пересказа прочитанного текста

2

«Звуки [б],  [бь]. Буква Б»

«Космос»

Выделение звуков Б, бь из соства слова. Дифференциация звуков “Б-Бь”. Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов бусы, бант, кабина. Письмо и чтение слов Бобик, кубики, изба.

Работа над предложением с союзом –А-.

Согласование прилагательных с существительными в роде.

Составление рассказа по плану логопеда или по картинке.

3

«Звуки [б]- [бь]-[п]-[пь]. Буквы Б-П»

«Почта»

Дифференциация звуков Б, Бь-П, Пь, и букв П-Б. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Практическое усвоение слов-антонимов.

Работа над предложением с союзом –Потому-что-.

Составление рассказа по серии картин.

4

«Звуки [д],  [дь]. Буква Д»

«Библиотека»

Выделение звуков Д, дь из соства слова. Дифференциация звуков “Д-Дь”. Звуко-слоговой анализ слов дубок, диван.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов дом, дубок, посуда. Письмо и чтение слов. Правописание безударных гласных (дома).

Согласование существительных с числительными.

Распространение предложений путем введения однородных определений.

Составление рассказа по наблюдениям.

Май

1

«Звуки [т]- [ть]-[д]-[дь]. Буквы Т-Д»

«День Победы»

Дифференциация звуков Т,Ть-Д,Дь, и букв Т-Д. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами.

Пересказ прочитанного текста.

2

«Звуки [г],  [гь]. Буква Г»

«Насекомые»

Выделение звуков Г, Гь из соства слова. Дифференциация звуков “Г-Гь”. Звуко-слоговой анализ слов гуси, Ганс.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов книга, бумага, магазин. Письмо и чтение слогов и слов.

Согласование существительных с числительными.

Пересказ рассказа.

3

Работа над фонематическими, лексическими и грамматическими темами,

требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда)

4

К концу года дети должны научиться:

  • владеть элементами грамоты: навыками послогового чтения, печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от глаголов и существительных, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые почти все сложные предлоги должны употребляться адекватно);


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА

(6 – 7 ЛЕТ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Закрепление гласных звуков и букв А, О, У, Э, Ы, И.
  3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков.
  4. Выделение гласного из начала, конца и середины односложного слова.
  5. Придумывание слов на гласные звуки.
  6. Закрепление согласных звуков и букв М, МЬ, В-ВЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, К-КЬ, С-СЬ, Х-ХЬ, Б-БЬ, Д-ДЬ, Г-ГЬ.
  7. Выделение  изученных согласных на фоне слова (начало, середина, конец).
  8. Закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.
  10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками и буквами.
  11. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

ЛЕКСИКА:

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Дары осени», «Лес осенью», «Откуда хлеб пришел?», «Перелётные птицы», «Осень», «Дом, семья», «Я – человек», «Азбука здоровья», «Одежда, обувь, головные уборы», «Мебель».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

(по лексическим темам  I периода обучения)

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Согласование существительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.

РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Учить детей составлять описательные рассказы по лексическим темам периода.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказы).

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
  2. Составление фигур, узоров и элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетрадях.

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Знакомство со звуками и буквами Л-ЛЬ, Е, Р-РЬ, Ф-ФЬ, Ю, Ц, Й.
  2. Учить полному звуко-буквенному анализу двусложных слов со стечением согласных.
  3. Учить детей на слух различать твердые и мягкие согласные (отображать это на схеме).
  4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
  5. Закрепить навык деления слов на слоги, понятие «слог – часть слова».
  6. Закрепление понятие «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
  7.  Закрепить у детей с элементарные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения и собственных именах, правописание буквы И после букв Ж, Ш.
  8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
  9. Отработка навыка чтения целыми словами.

ЛЕКСИКА:

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам «Посуда», «Зима», «Зимующие птицы», «Новый год», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие звери наших лесов», «Дикие животные севера», «Животные жарких стран», «Электроприборы», «Профессии», «Наша армия».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Практическое употребление предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД, У, ПЕРЕД) и движения (В, ИЗ, К, ОТ, ПО, ЧЕРЕЗ, ЗА).
  5. Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам периода.
  6. Образование глаголов движения с приставками.
  7. Образование существительных единственного и множественного числа .
  8. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.

РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
  2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  1. Работа по развития пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
  5. Составление букв из элементов.
  6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III период обучения (март, апрель, май)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Знакомство со звуками и буквами Ч, Щ, Ь, Ъ.
  2. Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
  3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
  4. Обучать навыку слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
  5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости на письме: с помощью мягкого знака в конце или середине слов, с помощью гласных И, Е, Ё, Ю, Я.

ЛЕКСИКА:

Расширение и уточнение словаря по лексическим темам: «Мамин день», «Ранняя весна», «Наш город», «Наша Родина», «Космос», «Почта», «Библиотека», «День победы», «Насекомые».

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.
  3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ и др.
  4. Образование сравнительной степени прилагательных.
  5. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики.
  2. Усложнение работы с карандашом.
  3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
  4. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
  5. Составление букв из элементов.
  6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА

Мес.

Нед.

Фонематическая тема

Лексическая тема

Содержание материала по формированию языковых операций, обучению грамоте

Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

Сентябрь

1

Логопедическое

Обследование

2

3

«Закрепление гласных звуков»

«Дары осени»

Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.

Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие “слово”. Словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Составление предложений по демонстрации действий.

4

«Лес осенью. Грибы-ягоды»

Согласование имен числительных (два и пять)с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен сущ-х в родительном падеже. (Гомзяк, 1 пер, стр 102).

Образование относительных прилагательных, употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины. (Коноваленко, Осень, зан № 5) (Гомзяк св.речь, зан №2)

Октябрь

1

«Закрепление пройденных согласных звуков и букв»

«Откуда Хлеб пришел?»

Выделение согласных звуков из состава слова. Дифференцирование твердых и мягких звуков. Звуко-буквенный анализ трехзвуковых слов.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов.

Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа. 

Закрепление понятий «слог», «ударение».

Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных; словообразование родственных слов; упражнение в употреблении синонимов (Коноваленко, Осень, зан№ 1-2)

Составление рассказа по картине (Развитие речи, зан № 15)

2

«Перелётные птицы»

Употребление родительного падежа качественных числительных в сочетании с сущ-ми (развитие речи, зан № 22-24)

Пересказ отрывка из рассказа “Улетают журавли” (Коноваленко, Осень, зан № 6) (Гомзяк, св. речь, зан № 6)

3

«Звук [ш]. Буква Ш»

«Осень»

Выделение звука Ш из состава слова. Звук Ш – твердый. Звуко-слоговой анализ слов шуба, мышка, камыш.

Составление из букв разрезной азбуки слова шуба. Преобразование слов: кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка.

Упражнение в образовании глаголов с приставками; согласование сущ-х с числит-ми (развитие речи, зан №20)

Составление рассказа “Осень” (Гомзяк, зан № 1) (Коноваленко, Осень, зан № 9)

4

«Звуки [с] - [ш], буквы С - Ш

«Дом, семья»

Дифференциация звуков и букв С-Ш. Письмо и чтение слогов и слов.

Имена существительные в тв. Падеже. Составление предложений по картинкам, действиям и опорным словам.(Гомзяк, 2 пмер, зан № 14)

Составление рассказа по сюжетной картине “Семья” (Гомзяк, св. речь, зан № 16) (Коноваленко, человек, зан №9)

Ноябрь

1

«Буква Я»

«Наш организм. Человек и его строение»

Буква “Я”-гласная. Слог-Я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов Яша, Яна. Письмо слов. “Рассыпанное” предложение Яна видит Яшу.

Обозначение мягкости согласных буквой “Я”. Дифференциация “А-Я”. Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения: У кошки котята.

Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам. (Коноваленко, человек, зан № 1)

Употребление в речи несклоняемых существительных. Закрепление употребления в речи приставочных глаголов и существительных в винительном и родительном падежах множественного числа. Составление предложений по вопросам логопеда и объединение их в короткий рассказ. (Коноваленко, человек, зан № 4)

2

«Звук [ж]. Буква Ж»

«Азбука здоровья»

Выделение звука Ж из состава слова. Звук Ж – твердый. Звуко-слоговой анализ слова пижама.

Составление из букв разрезной азбуки слов жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит жабу. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Письмо: кроссворд, предложение Вот жук, жаба и уж.

Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Правописание слогов ЖИ-ШИ. Письмо слогов ШИ,ЖИ.

Обучение постановке вопросов(предлог+чем?+где?предлог+Кем?)

Составление рассказа по серии картин (Гомзяк, св. речь, зан № 29)

3

«Звуки [ш] - [ж], буквы Ш – Ж»

«Одежда, обувь, головные уборы»

Дифференциация звуков и букв Ш-Ж. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов ед. и мн. числа, наст. и пошедш. вр., совершенного и несовершенного вида. (Коноваленко, осень, зан № 8) (Разв. Речи Зан № 32-33)

Составление описательного рассказа с опорой на схему (Гомзяк, св. речь, 1 пер, зан №10)

4

«Звуки [з] - [ж], буквы З – Ж»

«Мебель»

Дифференциация звуков и букв З-Ж. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида. Составление предложений по сюжетной картине. (Гомзяк, 2 пер, зан № 13) (Разв. Речи, зан № 38)

Составление предложений по опорным словам с использованием сущ. творит. падежа без предлогов и сущ. родит. падежа мн. числа. Составление рассказа по опорным картинкам. (Гомзяк, св.речь, зан № 13)

Декабрь

1

«Звуки [л],  [ль]. Буква Л»

«Посуда. Продукты питания»

Выделение звука “Л” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, волна.

Выделение звука “Ль” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лиса, пальма.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости (Л-Ль). Превращение слов (замена Л на Ль). Звуковой анализ слова липа.

Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки; предложений: Лодки плывут. Волны шумят. Письмо слов и предложений.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление предложений с ними.(Гомзяк, 3 пер, зан №25)

Составление рассказа из коллективного опыта (Гомзяк, св. речь, зан № 26)

2

«Буква Е»

«Зима»

Буква “Е” - гласная. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов. Письмо слов.

Обозначение мягкости согласных буквой “Е”. Письмо слов: лес, небо, снег; предложения: Дети идут в лес. Чтение.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления и сезонности. Составление предложений с однородными членами. (Развитие речи, зан № 43)

Творческое рассказывание.

3

«Буква Ё»

«Зимующие птицы»

ё – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений.

Обозначение мягкости согласных буквой “Ё”. Чтение и письмо.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Дифференциация букв “О-Ё”. Составление из букв разрезной азбуки предложения: Тёма везёт Тому.

Практическое усвоение и употребление глаголов с приставками –У-Вы-На-При-Пере-. Закрепление и правильное употребление в речи глагольных категорий вида, времени, числа. Составление предложений с использованием глагола.

Составление рассказа-описания или по серии сюжетных картин.

4

«Звуки [р],  [рь]. Буква Р»

«Новый год»

Выделение звуков “Р, рь” из состава слова. Дифференциация звуков “Р, рь”. Звуковой и звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки предложения: Ракета на старте. Письмо слов и предложений.

Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных.

Составление рассказа по сюжетной картинке (или творческое рассказывание).

Январь

2

«Звуки [р]- [рь]-[л]-[ль]. Буквы Р-Л»

«Домашние животные и их детёныши»

Дифференциация звуков и букв Р-Л. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже.

3

«Звуки [ф],  [фь]. Буква Ф»

«Дикие звери наших лесов»

Выделение звуков “Ф, Фь” из состава слова. Дифференциация звуков “Ф-Фь”. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо слов и предложений. Чтение.

Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами. Пересказ.

Усвоение смысловой значимости приставочных глаголов с предлогами –из-через-от-перед-между. Подбор слов-антонимов в предложениях с противительным союзом –А.

4

«Звуки [ф]- [фь]-[в]-[вь]. Буквы Ф-В»

«Дикие животные севера»

Дифференциация звуков и букв Ф-В. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных в глаголах неопределенной формы и глаголов 1 лица ед. числа (хотеть-хочу, махать-машу). Расширение глагольного словаря. Подбор действий к существительным. Закрепление правильного употребления в речи сущ. родит. падежа мн.числа (лев-львов, звери-зверей).

Составление рассказа по сюжетной картине.

Февраль

1

«Буква Ю»

«Животные жарких стран»

Ю – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных буквой “Ю”. Чтение и письмо.

Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления.

Пересказ прочитанного текста.

2

«Звук [ц]. Буква Ц»

«Электроприборы»

Выделение звука“Ц” из состава слова. Звук “Ц” - твердый. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова.

Практическое усвоение навыков постановки вопроса: Какой? Какая? Какое? Составление предложений по опорным словам, согласуя сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже.

Работа над рассказом. Составление предложений по опорным словам.

3

«Звуки [с]- [сь]-[ц]. Буквы С-Ц»

«Профессии»

Дифференциация звуков и букв С-Ц. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов.

Практическое усвоение и употребление имен существительных в дательном падеже.

Составление рассказа по графическому плану.

4

«Звук [й]. Буква Й»

«Наша армия. Военные профессии»

Звук “й” - мягкий. Выделение звука “Й” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова.

Работа над сложноподчиненным предложением с союзами –что-чтобы-.

Составление рассказов о Российской Армии по плану логопеда.

Март

1

«Звуки [л]- [ль]-[й]. Буквы Л-Й»

«Мамин праздник. Женские профессии»

Дифференциация звуков Ль-Й. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами.

Практическое усвоение и употребление в речи сущ. с ум.-ласкат. суфф. и согласование их с глаголами совершенного и несовершенного вида; настоящего и прошедшего времени, ед. и мн. числа.

Пересказ рассказа.

2

«Звук [ч]. Буква Ч»

«Комнатные растения»

Звук “Ч” - всегда мягкий. Выделение звука “Ч” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЧА, ЧУ. Чтение и письмо слов и предложений.

Закрепление навыка постановки вопросов к сущ. и глаголам. Составление предложений с однородными членами (распространение); по опорным словам и с различными союзами.

Обучение самостоятельному рассказыванию по началу, данному логопедом.

3

«Звуки [ч]- [ть]. Буквы Ч-Т»

«Почта. Библиотека»

Дифференциация звуков Ч-Ть и букв Ч-Т. Письмо и чтение слогов и слов. Потерянные слоги Ча, Тя.

Закрепление правильного употребления предлогов. Составление предложений с однородными членами.

Обучение самостоятельному пересказу. Составление рассказа по картине.

Апрель

1

«Звуки [ч]- [сь]. Буквы Ч-С»

«Наш город»

Дифференциация звуков Ч-Сь и букв Ч-С. Письмо и чтение слогов и слов. Буква потерялась.

Составление предложений с однородными членами и союзами – что – чтобы – потому что.

Пересказ рассказа по вопросам. Придумывания конца рассказа.

2

«Звук [щ].

Буква Щ»

«Космос»

Звук “Щ” - мягкий. Выделение звука “Щ” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов.

Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЩА, ЩУ. Чтение и письмо слов и предложений. Рассыпанные слова.

Словообразование сущ-х с разными суффиксами. Употребление в речи сущ. в роде; дательном, творительном, винительном падежах. Составление предложений с союзами – А – И.

Самостоятельное составление рассказа по картине или серии картин.

3

«Звуки [ч]- [щ]. Буквы Ч-Щ»

«Наша страна Россия»

Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Письмо и чтение слогов и слов. Слоги потерялись.

Закрепление и правильное употребление в речи грамматических категорий прилагательных (относительных, притяжательных, степени сравнения, слова-антонимы).

Составление рассказа по аналогии.

4

«Звуки [сь]- [щ]. Буквы С-Щ»

«Весна. Первые цветы»

Дифференциация звуков Щ-Сь и букв Щ-С. Письмо и чтение слогов и слов. Математическая грамота.

Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными.

Составление рассказа по предложенному началу.

Май

1

«Буква Ь»

«Насекомые»

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Преобразование слов. Слова с пропущенными буквами.

Закрепление навыков согласования сущ. с числительными. Составление предложений с однородными членами.

Составление рассказа.

2

«Буква Ъ»

«Транспорт. ПДД»

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Преобразование слов. Слова с пропущенными буквами.

Правильное употребление в речи сложных предлогов – из-за – из-под – и т.д. в предложениях типа: подлеж.+сказ.+собств. дополнение, где один из чл. предлож. выступает словосочетанием сущ. с числит.

Пересказ рассказа со скрытым смыслом.

3

Работа над фонематическими, лексическими и грамматическими темами,

требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда)

4

К концу года у детей должны быть достаточно развиты:

  • фонематическое восприятие;
  • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • графо-моторные навыки;
  • элементарные навыки письма и чтения.

Дети должны научиться:

  • свободно составлять рассказы и пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания, словообразования разных частей речи, переноса этих навыков на другой лексический материал, правильного звуко-слогового оформления речи;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и употреблять в речи все лексико-грамматические категории слов;

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________Группа________________________

Показатели

Уровни

Состояние фонематических функций

Состояние процесса чтения

Дифференциация звуков

Фонемат. анализ и синтез

Фонемат. представления

Чтение букв

Чтение слогов

Чтение слов

Чтение предложений

Чтение текста

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  6. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
  7. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
  8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
  9. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
  11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  12. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
  14. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
  15. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Обучение грамоте для детей 6-7 лет"...

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...

Рабочая программа кружка «Грамотеи» для детей 5 – 7 лет по образовательной области «Речевое развитие»

Краткое описание программы: программа «Грамотеи» является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа представляет ...

Рабочая программа Обучение грамоте 5-6 лет 2022 г.

Рабочая программа Обучение грамоте 5-6 лет 2022 г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...