Работа с неговорящими детьми.
консультация по логопедии

Кузнецова Ольга Петровна

Рекомендации для родителй, чьи дети долго не начинают говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_negovoryashchimi_detmi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с неговорящими детьми.

    Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или: Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или: С мальчиками всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

    Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

     В результате подобных бесед составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить

1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее. Не боясь повторения одних и тех же слов. Произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: Дай ручку. Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. При этом ребенку на первых этапах позволительно повторять только гласные: о, а, у.

6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности: Жили-были дед и … баба.

7. Не перегружайте ребенка теле-, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребенке о его отставании.

9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить основные цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа: «Сорока-белобока».

12. Регулярно консультируйтесь с невропатологом.

    Рекомендации к работе с не говорящими детьми.

     С чего начать?  На начальном этапе обучения основная задача взрослых –вызвать у детей подражательную деятельность у детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем .понимания речи.

    У не говорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов. Уровень понимания речи может быть различным: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания отдельных грамматических форм слов. Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем и способны по просьбе взрослых выполнять сложные задания. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. У других детей понимание речи весьма ограниченное. ”Покажи, кто здесь рисует. Кто стирает. А кто читает?” - ребенок не понимает названия действий

    Общие рекомендации к работе с не говорящими детьми.

    Ведущая форма занятий – игровая. Обязательным условием воздействия является многократность повторения одного и того же материала.

Всякое проявление речи у ребенка необходимо поощрять. Не надо принуждать ребенка что- либо сказать или повторить. Лучше всего избегать слов СКАЖИ, ПОВТОРИ. Эти слова лучше заменить словами УГАДАЙ, ОТГАДАЙ.

”Посмотри: кто тут появился? Козлик! Рассматривая козлика, несколько раз имитировать крик козлика: “Ме-ме-ме”. Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, взрослый заинтересованно спрашивает: “А ты знаешь, как козлик плачет ( кричит ).

     Как развивать понимание речи?

Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются:

-их игрушки,

-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос)

-предметы одежды (пальто, шуба, рубашка, платье)

-предметы туалета (мыло, зубная паста, щетка, полотенце)

-предметы обихода (стол, стул, чашка, ложка)

-названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет)

-названия животных.

     Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, несет, везет, подает).

В каких видах деятельности можно развивать речь ребёнка?

  1. Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: “Сейчас мы пойдем гулять”. Вещи необходимые для сборов на прогулку, разложены на скамеечке. “ Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она шапка. Принеси сюда шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Вот так! Как тепло! Тебе тепло? Да? ” и так далее.
  1. Подводя ребенка к умывальнику, сказать: “ Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот как хорошо! А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо “ и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к работе с неговорящими детьми

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого.  В   активном  словаре не более 10-20 слов.   Уровень  понимания   речи мо...

Работа с неговорящими детьми

Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....

Презентация "Как работать с неговорящими детьми".

1. Тщательная  подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. 2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения. Оптимальная и...

Работа с неговорящими детьми (2 часть)

Данная презентация - продолжение коррекционной работы с неговорящими детьми. Она подразумевает - вызывание и пропевание  гласных звуков. Во время демонстрации презентации можно включить запись, ч...

Лицензионные электронные образовательные ресурсы в работе с неговорящими детьми раннего возраста.

На  современном  этапе  общество  пришло  к  пониманию  необходимости  оказания  ранней  помощи  детям  с  нарушениями  в  ра...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...