Развитие речи у детей с ОНР в процессе формирования элементарных математических представлений
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рыжова Наталия Алексеевна

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_s_onr.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольники с ОНР – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается  как системное нарушение речевой деятельности. В классической литературе выделено четыре уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Речевая недостаточность при ОНР может варьироваться от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой  речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., Т.Б.Филичева).

Эффективность логопедической работы напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия с воспитателем. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание двух основных направлений: коррекционного и воспитательно-образовательного. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем тесно связаны с задачами логопеда.

Уже в начале учебного года после проведённого обследования логопед знакомит воспитателя с результатами, определяет коррекционные цели и приёмы их достижения, даёт рекомендации по использованию речевых заданий и упражнений, а также по индивидуальному подходу к детям с учётом специфики речевых нарушений.

Логопед знакомит воспитателя с определёнными речевыми моделями, а воспитатель упражняет детей в их применении и употреблении, закрепляет материал логопедических занятий, отрабатывает навыки правильной речи, тем самым обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

Таким образом, взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя осуществляется в процессе речевой работы. Решая общие задачи, ни логопед, ни воспитатель при этом не подменяют друг друга.  Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

     Согласно федеральным государственным образовательным стандартам  образовательная программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей. В логопедической группе задача по коррекции речевых нарушений прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и  «познавательное развитие " при ФЭМП.

В процессе этой образовательной деятельности воспитателю представляются большие возможности для обогащения и расширения словаря детей, практическому усвоению грамматических форм (таких как согласование, падежное управление, словоизменение), а также для обучения их связной речи. Если логопед работает над пониманием значения грамматических форм слова, отрабатывает модели словообразования, словоизменения, то воспитатель при формировании математических представлений создаёт базу для коррекционной работы по усвоению навыков словоизменения и словообразования, делает речь ребёнка максимально развёрнутой (например, при счёте каждый раз называя предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора).  Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние четко представляют динамику развития фонетической стороны речи детей и используют это на занятиях по математике при опросе. От того, насколько правильно и какому именно ребенку воспитатель задаст вопрос, зависит не только результат математических знаний, но и речевой автоматизации.

На примере некоторых задач, стоящих перед воспитателем можно проследить, как осуществляется взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда при формировании математических представлений.

Формируя представления о цвете и форме,  воспитатель  параллельно закрепляет умения  детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, два желтых круга).

Отрабатывая величинные понятия, воспитатель  учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: cтyл – стульчик – стулище; нос- носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов.

При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей  использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.

Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.

Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных понятий. При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.

Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей. Используя антонимы, дети усваивают такие  понятия, как раньше-позже, до-после, было-будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. Используя развёрнутые ответы при ответе на вопросы, у детей развивается связная речь.:

- Что стоит между понедельником и средой?

- Кто самый старший (младший)?

- Назови второй зимний месяц.

При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей,  количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).

Вот примерные задания на закрепление речевого материала на занятиях по математике.

 Логопед  рекомендует воспитателям различные игры и упражнения в соответствии с уровнем речевого развития ребёнка на данном этапе. Это игры с мячом или с наглядным материалом: «Подбери слово» (согласование существительных с числительными два, две: два мяча, две куклы),  «Счёт птиц», «Один-много», «Назови ласково», «1,3,5,7», «Скажи наоборот», «Что длиннее», «Сосчитай», «1-10». Для лучшего усвоения детьми грамматических категорий используется утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных Например: "Есть – нет" (У меня есть два красных помидора. – У меня нет двух красных помидоров.). - "Больше – меньше" (Пять огурцов больше, чем три огурца).

Успешное закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, закрепление поставленных логопедом звуков происходит и в процессе составления и решения задач (по моделям, по картинкам).

Таким образом, результатом взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в познавательной области является выполнение программных собственно математических задач и при этом  гармонично сочетается с решением коррекционно – логопедических задач: автоматизацией звуков речи, формированием лексико - грамматического строя, развитием связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольника в процессе формирования элементарных математических представлений».

Тема: «Путешествие в космос" Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе...

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Математика - это язык, на котором написана кн...

Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»

Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и мно...