Рабочая программа учителя- логопеда подготовительной группе
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Монгуш Азияна Амыр-ооловна

Рабочая программа на 2018-2019 уч год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prgramma_podgot_gruppy.docx56.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

 Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

Д/С

Рабочая программа

С группой ФФНР подготовительная группа

 

Составлено на основе программы общеобразовательных учреждений Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2009

Составила: учитель логопед Монгуш А.А.

                                                   

                                                      Чыраа-Бажы 2018

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  1. Предмет и объект коррекционной - развивающей работы.
  2. Актуальность программы.
  3. Методическая база.
  4. Принципы и подходы к формированию программы.
  1. Целевой раздел
  1. Цели и задачи
  2. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
  1. Организационный раздел
  1. Организационные условия проведения занятий
  2. Этапы реализации программы
  3. Методы
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание коррекционной программы (по периодам, темам)
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Система мониторинга
  4. Участие других лиц в коррекционной работе
  1. Литература.

I.        Пояснительная записка.

1.1.        Предмет и объект коррекционной - развивающей работы.

Рабочая программа разработана для оказания квалифицированной логопедической помощи детям  старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-7 лет, испытывающих трудности в  освоении основной образовательной программы ДО, связанных с наличием у них отклонений  речевого развития - фонетико-фонематического недоразвития речи.  Программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), максимальную коррекцию данных трудностей развития речи. Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения.

1.2.        Актуальность программы.

В результате плановой логопедической диагностики в ДОУ  на 01 .09.2018 г.  были выявлены 15 детей, имеющие недостатки речевого развития - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Подготовительная группа (6-7 лет) –  (ФФНР)

В речи детей  с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Наличие в анамнезе дизартрии проявляется в виде расстройства произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.  Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи.

Определяющим признаком нарушения у этих детей является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является  несформированность процессов восприятия звуков речи. У детей отмечается незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем, что явилось  важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Дети данной категории неоднородны по составу, что обусловлено различной этиологией нарушения. В  результате обследования проведена дифференцированная  оценка степени отставания в усвоении учебного материала, также учтены программные требования данного возраста.  

1.3.        Методическая база.

Рабочая программа составлена  в соответствии  с разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики, психологии, Уставом и другими локальными документами

Основной базой рабочей программы являются:

  • Общеобразовательная программа дошкольных образовательных    

учреждений.

  • «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной,
  • Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано с использованием элементов «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Мироновой С.А., Каше Г.А,,  Лагутиной А.В.

Рабочая программа разработана в соответствии с документами:

  • Федеральным Законом 29/12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;
  • Декларацией прав ребёнка;
  • Требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Должностная инструкция учителя-логопеда;

 

1.4.        Принципы и подходы к формированию программы.

Содержание программы определено с учетом общедидактических принципов и прнципов дошкольной коррекционной педагогики (специальных принципов):

  • принцип от простого к сложному,
  • принцип систематичности,
  • принцип доступности и учета возрастных особенностей,
  • принцип концентричности изучения материала, повторяемости материала,
  • принцип учета ведущего вида деятельности,
  • принцип преемственности ;        
  • прнцип  взаимосвязи в работе всех педагогов-специалистов;
  • принцип дифференцированного разноуровневого подхода в работе с детьми на подгрупповых занятиях;
  • принцип комплексного подхода;
  • принцип многократного повторения речевого материала;
  • принцип учета индивидуальных, речевых и психических  особенностей и возможностей ребенка;
  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития» и учета зоны актуального  развития ребенка);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

II.        Целевой раздел

2.1.         Цели и задачи

Цель коррекционно-развивающей программы —

освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами,

  • сформировать полноценную фонетическую систему языка,
  •  развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза,
  • автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях,
  • формировать лексико-грамматические категории языка,
  • развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.

Задачи программы:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • развитие понимания речи;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • совершенствование звуковой стороны  речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие фонематического  восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;
  • развитие  у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей с привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное,
  • употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • развитие у детей психологической базы речевой деятельности - внимания, памяти, логического мышления, умения управлять собой и другими психическими процессами.
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами

Задачи обучения детей старшего дошкольного возраста ;

1) Закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;

2) Постановка отсутствующих звуков;

3) Развитие фонематической стороны речи, различение фонем родного языка;

4) Развитие подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата;

5) Работа над обогащением лексического материала;

6) Употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий;

7) Формирование различных видов работ, направленных на развитие связной речи;

8) Подготовка к обучению грамоте.

Задачи обучения детей подготовительного дошкольного возраста:

1) Развитие осознанного овладения детьми произношения звуков и постановка отсутствующих звуков;

2) Подготовка  детей к звуко-слоговому анализу слов и анализ более сложных по звуко-слоговому составу слов;

3) Работа по устранению пробелов лексико-грамматического развития;

4) Заучивание текстов небольших рассказов;

5) Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;

6)  Совершенствование внятной, четкой, неторопливой, выразительной речи.

2.2. Целевые ориентиры

В соответствие с ФГОС ДО -  специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, рассматриваются  как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для всех участников образовательного процесса обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в области речевого развития:

-  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.

В итоге логопедической работы дети подготовительной группы должны:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез.

III.        Организационный раздел

3.1.        Организационные условия проведения занятий

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

  • Форма проведения занятий:

подгрупповые коррекционные занятия,

индивидуальные коррекционные занятия.

  • Виды занятий:

формированию фонематического восприятия и звукопроизношения,

формированию звукопроизношения.

  • Кол-во подгрупповых в неделю:
  • 1 подгрупповые занятие в неделю по  формированию фонематического восприятия и звукопроизношения
  • Продолжительность занятий:

Подгрупповые занятия:

Подготовительный возраст – 30 минут;

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по  2-6  человек.

Продолжительность занятий с детьми: ФФНР – 1-2 года;

Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести дефекта, дефицитами и ресурсами обучающегося (воспитанника).

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

Общее количество занятий (подгрупповых) для 1-го ребенка варьируется от 1 занятия в неделю, в зависимости от этапа обучения, индивидуальных  особенностей психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей,  состоянием здоровья и структуры нарушения.

3.2.        Этапы реализации программы

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационно-диагностический

01.09 – 15.09.

1. Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

2. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

3. . Конструирование индивидуальных  программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

4. Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Составление программ подгрупповой работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения .

Составление индивидуальных коррекционных программ.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

Основной

18.09 – 11.05.

Реализация  задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости –

корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный (итоговый, аналитический)

14.05. – 31.05.

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком, изменение ее характера или

корректировка индивидуальных и подгрупповых программ и продолжение логопедической работы.

3.3.        Методы

Методы по источнику знаний:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушки, картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

2. Словесные

- объяснение нового материала

 -чтение и рассказывание художественных произведений;

 - заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

3. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- игры с движением.

Методы по характеру образовательной деятельности детей:

1. Информационно-рецептивный

- Логопед сообщает  детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

2. Репродуктивный

- многократное повторение способа деятельности по заданию логопеда.

3. Проблемное изложение

– постановка проблемы – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и показ пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия

4. Частично-поисковый

-расчленение проблемной задачи на подпроблемы, и осуществление детьми пошагового поиска ее решения

5. Исследовательский

-обеспечивает творческое применение знаний

6. Активные методы

- обучение на собственном опыте, приобретение разнообразного субъективного опыта (дидактические игры- специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.)

7. Экспериментирования

– практическое , умственное, социальное экспериментирование

8. Моделирование

- основе моделирования лежит процесс замещения реальных объектов познания условными – предметами или изображениями

 

IV.        Содержательный раздел

4.1.        Содержание коррекционной программы

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;

- употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы.

На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Важной в методическом аспекте  особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного материала. Эти занятия способствуют улучшению коммуникативных возможностей ребенка и его социализации.

Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

I. Подготовительный этап

Задачи:

а) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

б) формирование физиологического и речевого дыхания;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектов звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):

3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа может проводиться в подгруппах.

4). Автоматизация звуков в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5) Дифференциация звуков:

Автоматизация в спонтанной речи.

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

4.2.        Календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий по формированию звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия в подготовительной группе

Порядок изучения звуков и количество занятий  могут меняться по усмотрению логопеда.

Дата

Темы

Сентябрь

I–II неделя  01.09 – 15.09.

Обследование речи детей

III неделя18.09. – 22.09.

Развитие слухового внимания.

Развитие слухового внимания и памяти.  

IV неделя 25.09. – 29.09.

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. Воспроизведение ритмического рисунка слоговой структуры.

Октябрь

I. 01.10. – 05.10.

Звук и буква А

II. 08.10. – 12.10.

Звук и буква У

III.15.10. – 19.10.

Звуки А-У

IV. 22.10. – 27.10.

Звук и буква И

Ноябрь

I. 29.10. – 02.11.

Звуки и буква О.

II. 05.11. – 09.11.

Звуки А, У, И, О.

III. 12.11. – 16.11.

Звуки М, М; М - М'. Буква М.

IV. 19.11. – 23.11.

Звуки П, П'; П - П'. Буква П.

V. 26.11. – 30.11.

Звук и буква Ы.

Декабрь

I. 03.12. – 07.12.

Звуки Т, Т'; Т - Т'. Буква Т.

II. 10.12. – 14.12.

Звуки К, К'; К - К'. Буква К .

III. 17.12. – 21.12.

Звуки П -Т – К.

IV. 24.12. – 28.12.

Звуки Б, Б'; Б - Б'. Буква Б.

Январь

 II. 10.01. – 12.01.

Звуки Б - П, Б' - П'

III. 14.01. – 18.01.

Звуки Д, Д'; Д - Д'. Буква Д

IV. 21.01. – 25.01.

Звуки Т - Д, Т' - Д'.

Февраль

I. 28.01. – 01.02.

Звуки Г, Г'; . Буква Г.

II. 04.02. – 08.02.

Звуки К, К'; Г - Г'.

III.11.02. – 15.02.

Звуки X, X'; X - X'. Буква X

IV. 18.02. – 22.02.

Звуки К -Г - Х - Г' - К`- X'.

Март

I. 25.02. – 01.03.

Звуки Ф, Ф'; Ф - Ф'. Буква Ф.

II. 04.03. – 08.03.

Звуки В, В'; В - В'. Буква В.

III. 11.03. – 15.03.

Звуки В - Ф, В' - Ф'.

IV. 18.03. – 23.03.

Звук и буква Э.

V. 25.03. – 29.03.

Звуки Н, Н'; Н - Н'. Буква Н.

Апрель

I. 01.04. – 05.04.

Звуки С, С'; С - С'. Буква С.

II. 08.04. – 12.04..

Звуки З, З';З - З'. Буква З.

III.15.04. – 19.04.

Звуки С - З, С' - З'.

IV. 22.04. – 26.04.

Звук и буква Ц.

Май

I. 29.04. – 03.05.

Звук и буква Ш.

II. 06.05. – 10.05.

Звук и буква Ж.

III – IV. 13.05. – 31.05.

Диагностика.

В итоге логопедической работы дети подготовительной группы должны:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез.

4.3.        Система мониторинга

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год и, при необходимости, с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в таблицах. Отмечается динамика коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи каждого ребёнка.

Логопедическое обследование устной речи проводится в форме тестовых заданий с учетом возрастного параметра.

Сроки проведения мониторинговых исследований:

1-я половина сентября, 2-я половина мая.

Мониторинг динамики речевого развития детей, успешности освоении ими программы, корректировку мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

•        динамики развития детей с ФФНР;

•        эффективности индивидуальной логокоррекционной работы;

•        перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно-развивающей работы в целом с детьми с ФФНР.  Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей.

●        Периодичность, сроки мониторинга, виды мониторинга

Вид диагностики

Сроки

На что направлена

Входная углубленная диагностика.

1 половина сентября

Входное углубленное педагогическое логопедическое обследование всех компонентов речи и моторно-психологической базы речи

Текущий мониторинг

Сентябрь – в течение года – май, июнь

Выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи.

Проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи

Промежуточный мониторинг

Январь 2-3 неделя

Проводится при необходимости

Динамическая диагностика, наблюдение.

Определение эффективности предпринятого коррекционно-развивающего обучения.

Итоговый мониторинг

2-я половина мая

Диагностика освоения детьми учебных навыков .

Оценка динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей,

оценка результативности работы,  прогнозирование, планирование дальнейшего образовательного маршрута.

Мониторинг речевой готовности к школе детей подготовительной группы

2-я половина мая

Обследование речевой готовности к школе

●        Набор количественных и качественных показателей  отслеживания уровня речевого развития:

  • Связная речь
  • Словарный запас
  • Грамматический  строй речи        
  • Произношение звуков                                                                        
  • Слоговая структура и наполняемость слов        
  • Фонематические процессы

●        Система оценки

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В.- высокий уровень

Низкий уровень - нет продвижения или минимальное продвижение;

Средний уровень – среднее продвижение;

Высокий уровень  – значительное продвижение

●        Перечень диагностических методик применяемых для мониторинга

Методики

  • Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А.Волковой,  О.Б. Иншаковой,Л.В.Лопатиной, О.А.Безруковой.,О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Иншакова О.Б. Альбом для логопеда, тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста) сокращенный вариант

4.4.        Участие других лиц в коррекционной работе

Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) ребёнка с ТНР и другими специалистами учреждения: педагогом-  психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре

V.        Литература.

1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. — М.: АИРИШ, 2008.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.: Школьная пресса, 2003.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи - М.: МГОПИ, 1993

4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). -  М.: Школьная Пресса, 2003.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008.

6. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004

7. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М., «Просвещение», 1985 г.

8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.

9. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2009.

10. 3.        Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы

Примерная рабочая программа адресована учителям-логопедам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи....

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в фи...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительная группа

Полная рабочая программа работы с детьми подготовительной логогруппы...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2023 – 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) муниципального б...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа  учителя-логопеда подготовительной группы комбинированной направленности  для детей с нарушениями речи...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно- развив...