Интегрированный подход в проведении логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии

Здебская Марина Васильевна

Рассказать о пользе интегрированных занятий в коррекционной работе с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный подход в проведении логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

 Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

 Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

  Внедрение интеграции в практику дошкольного образовательного учреждения предполагает разработку таких занятий, которые строятся на соединении различных видов деятельности и задач на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании.

   Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей.

  Наиболее распространенным видом интегрированных занятий являются занятия, основанные на комплексности. Комплекс (лат.-связь, сочетание) понимается как совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.

   Комплексное (интегрированное) занятие представляет собой занятие, на котором на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. На таких занятиях чаще всего закрепляются и систематизируются имеющиеся знания детей, применяются знания , умения и навыки в практических видах деятельности.

   Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.  Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

      Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

      С течением времени мы все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Такие  занятия помогут устранить неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изо деятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.

 Я  провожу с детьми   интегрированные  занятие в группах (подгруппах) и  индивидуально .

      В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск ;

 -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

 -разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

 Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

 Каждое занятие начинаю с ведущей деятельности. Например,

на интегрированном занятии «Развитие речи – рисование» "Здравствуй, Зимушка-зима"  

ведущей деятельностью будет развитие речи.  

   На нем   воспитываю  эстетические  чувства, доброту, отзывчивость, любовь к природе, самостоятельность, умение действовать в коллективе сверстников; развиваю  память, внимание, речь, мышление, слух, координацию движений.

   Вначале (первая часть урока) я  знакомлю детей с целью занятия, используя игровую ситуацию, веду беседу о признаках зимы ,читаем стихи.

    Во второй части  предлагаю нарисовать иллюстрацию или воспроизвести пройденный материал. Я  не заостряю внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования. В заключение занятия дети рассказывают, что они рисовали, то есть закрепляют пройденный материал на своей практической деятельности. Итог занятия: ребенок постигает окружающий мир через действие.

  Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.

Рекомендации для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:

1. Систематическое проведение занятий.

2. Осознанность педагогом важность проблемы.

3. Рефлексия деятельности педагога, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.

4. Подбор необходимого технического оснащения.

5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

    На индивидуальных логопедических  занятиях  по автоматизации звука [л]

я отрабатываю  артикуляционную  моторику воспитанника ; веду  работу по усовершенствованию фонематической стороны речи; развиваю лексический строй речи ,отрабатываю слоговую структуру слова. Например, упр. «Какой ?Какая? Какие?»Шляпа из соломы какая?...( соломенная) Палки  для лыж какие?.(лыжные )

   Интеграция разных видов деятельности на занятии дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии надо уметь свободно высказывать свою мысль, поделиться впечатлениями, а самое главное, дети становятся активными, у детей развивается познавательный интерес, потому что любая тема требует активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированной деятельности.

    Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности. Развивает коммуникативные умения, у детей развиваются познавательный интерес и активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Музыкальное занятие на тему: "Детский альбом" П.И. Чайковского....

"Случай в лесу" интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде,  местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

План проведения логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста

В данном разделе представлен план проведения логопедических занятий в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста с ссылками на материалы....