Конспект проведения музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Щеголева Светлана Александровна

Музыкальное занятие на тему: "Детский альбом" П.И. Чайковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_v_st._gr.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Детский альбом» П.И. Чайковского

Музыкальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание.

        - Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского, его краткой биографией.

        - Познакомить детей с музыкальным альбомом П.И. Чайковского «Детский альбом».

        - Способствовать формированию интереса к музыке П.И. Чайковского.

        - Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Оборудование и материалы:

        - музыкальный проигрыватель;

        - аудиозаписи пьес П.И. Чайковского из «Детского альбома»: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»;

        - портрет П.И. Чайковского;

        - игрушка - кукла.

Ход проведения занятия.

        В начале занятия дети сидят на стульях.

Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Купол неба голубой,

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

        - Вот такие прекрасные строчки написаны про музыку. Именно ей посвятил всю свою жизнь П.И. Чайковский. Петр Ильич  проявлял и глубочайший интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. Поэтому неслучайно появились пьесы, которые были собраны в «Детский альбом», многие из которых вы уже слушали…

        - Как-то раз П.И. Чайковский заглянул в детскую комнату, в которой играла маленькая девочка. Она укачивала свою куклу, которая заболела, напевала ей колыбельную песню, уговаривала потерпеть. Так появилась пьеса «Болезнь куклы».

        Прослушивание пьесы «Болезнь куклы» из «Детского альбома»         П.И. Чайковского. Во время звучания музыки укачиваю на руках «больную» куколку. Затем даю ее покачать одной из девочек. После того, как музыка прозвучит, задаю детям следующие вопросы:

        - Какое настроение передает эта музыка? Как вы это поняли?

        - Что мы слышали в этой музыке? О чем она рассказывает?

        - П.И. Чайковский был очень впечатлительным человеком. Он был уверен, что кукла умерла, и даже сочинил уже музыку для ее похорон - пьесу «Похороны куклы».

        Прослушивание фрагмента пьесы «Похороны куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. После окончания музыки спрашиваю у ребят:

        - Какой был характер музыки? Как вы это узнали?

        - О чем рассказывает музыка?

        - Что вы себе представили во время ее звучания?

        - Ребята, но когда на следующий день Петр Ильич снова заглянул в комнату девочки, он увидел чудо. Произошло настоящее чудо!

        - Как вы думаете какое? (Ответы детей.)

        - Конечно, кукла выздоровела! Счастливая девочка танцевала с совершенно здоровой куклой. П.И. Чайковский сочинил для этого танца пьесу, которую назвал «Новая кукла».

        Прослушивание пьесы «Новая кукла» из «Детского альбома»             П.И. Чайковского. После этого детям задаются вопросы:

        - А какое настроение передает эта музыка? Как вы это поняли?

        - Что вы слышали в этой музыке?

        - О чем она рассказывает?

        - Что хочется делать под эту музыку?

        - Конечно, под эту музыку хочется танцевать. Давайте и мы с вами немного потанцуем.

        Повторное звучание пьесы «Новая кукла», под которое дети танцуют.

        Затем прошу ребят сесть на свои места и продолжаю рассказ.

        - П.И. Чайковский - великий русский композитор. Его музыка говорит о том, что всегда и во все времена волновало людей: об извечной борьбе добра и зла, жизни и смерти, возвышенного, прекрасного и жестокого, бесчеловечного. Будучи еще ребенком, маленький Петя очень рано начал проявлять музыкальные способности. Но ему долго не разрешали заниматься музыкой, т. к. считали, что он еще мал для серьезных занятий. Но, несмотря на запреты родителей, он тайком по ночам подбегал к роялю  и пытался подобрать какие-то мелодии. Он часто плакал и жаловался: «Я слышу музыку! Я хочу ее играть!...» И, наконец, родители разрешили маленькому Пете учиться музыке. Он учился в Петербурге, а когда переехал в Москву, сам стал учить будущих пианистов и композиторов, но самое главное - он продолжал сочинять музыку. У него были племянники, которые так же занимались музыкой. Особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картины детской жизни, танцы и народные песенки разных стран: напевная русская песня, задорная немецкая, веселая неаполитанская, грациозная итальянская и другие.

        - Ребята, сейчас мы с вами прослушаем одну из них. «Неаполитанская песенка».

        После прослушивания задаю детям вопросы:

        - Какой характер музыки?

        - Что хочется делать под эту музыку?

        - Какие движения можно исполнить под эту музыку?

        - Давайте и мы с вами потанцуем.

        Повторное звучание « Неаполитанской песенки» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, под которое ребята танцуют.

        После окончания танца подвожу вместе с ребятами итоги занятия:

        - О каком композиторе мы сегодня с вами говорили?

        - Какой альбом написал П.И. Чайковский?

        - Кому он был посвящен?

        - Какие вы запомнили пьесы из «Детского альбома», прослушанные сегодня на занятии?

        Хвалю ребят, которые активно участвовали на занятии. Сообщаю, что наше занятие подошло к концу.