Дыхание
статья по логопедии (старшая группа)

Мудрова Ирина Владимировна

Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Типы дыхания. Тест - речевой выдох с постепенном увеличениек количества слогов, уровня.

Игры и игровые упражнения по развитию речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx133.93 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание

Для  дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания:  слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразный выдох, отсутствие фокусированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др.  Во время  речи объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Речь детей маловыразительна.

     Следовательно, основная цель  работы в данном направлении – научить детей легко переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи.

   Главными критериями выразительности речи принято считать: устойчивое дыхание, хорошо звучащий голос, нормативное литературное произношение звуков. Воспитание выразительности речи и голоса базируются на принципе комплексного развития всех систем речевого аппарата и их деятельности в тесной взаимосвязи между собой. В процессе тренировок необходимо сформировать координированные действия дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и двигательного тонуса.

  Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.

Выделяют следующие типы дыхания:

- поверхностное (ключичное, клавикулярное, верхнегрудное) – дыхательные экскурсии совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за этими движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда плечи заметно поднимаются.

-  грудное – вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма, и может считаться лишь вариантом. При данном типе отмечается перебор дыхания – слишком большой вдох.

- нижнереберно - диафрагмальное дыхание – грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, - наиболее физиологично.

    Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит.

 Речевое дыхание – во многом управляемый процесс. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно (приблизительно в 3 раза) увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Вдох при речи становится более коротким и глубоким, делается и носом, и ртом. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. В самом начале высказывания, говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, т.к. быстро, полно, бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе.

Речевой выдох – повторение фраз

(тест)

6 слогов

Дети, ложитесь спать.

Маша любит куклу.

7 слогов

Часы висят на стене.

Чашка стоит на столе.

8 слогов

Лошадь бежит по дороге.

В лесу весной поют птицы.

9 слогов

Кошка побежала за мышкой.

Зимой на улице холодно.

10 слогов

Посмотрите в окошко на детей.

Бедная собачка замерзает.

11 слогов

Летом солнышко греет очень сильно.

Книга и карандаш лежат на столе.

12 слогов

Курочка повела своих деток гулять.

Уточка отплыла от берега озера?

13 слогов

Поросята любят валяться в грязной луже.

Сердитый мороз нарумянил детям щёки.

14 слогов

Вечером няня рассказывает детям сказки.

Дети пошли в лес за грибами и ягодами.

15 слогов

Пчела летит на душистый цветок за сладким мёдом.

Страшная буря разрушила избушку рыбака.

16 слогов

Лиса залезла в курятник и утащила петуха.

Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю.

17 слогов

Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш.

Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко.

18 слогов

Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису.

Бабушка и внуки ходят после обеда гулять в лес.?

19 слогов

Летом после дождя дети очень любят бегать по сырой земле.

Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.

20 слогов

Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками.

Сегодня дети утром очень хорошо убрали свою комнату.

21 слог

Мальчики ходили в лес гулять и поймали там маленького зайчика.

Мама выучила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять.

22 слога

Маленькие котята целыми днями возятся и играют друг с другом.

После лета наступает осень и с каждым днём становится холоднее.

Уровни

Высокий  – 17-22 слога

Средний – 11-16 слогов

Низкий  –  6-10 слогов

 

«Делай как я»

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

«Дождь в лесу»

Агния Барто

Мы хо-ди-ли по гри-бы,
За-би-ра-лись под ду-бы.
Вдруг-дождь! Да ка-кой!..
Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,
Как, тре-ща и тре-пе-ща,
Гну-тся ве-тки на ве-су.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.
Мы сто-им ог-лу-ше-ны:
Ли-вень с веет-ром по-по-лам
Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,
Листь-я все пе-ре-лис-тал.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не гри-бы до-мой не-су —
Од-ни дож-дин-ки на но-су.

«Мамята»

Виктор Полянских

Раз зас-по-ри-ли ре-бя-та,
Что у ку-ро-чек — ку-ря-та,
У со-ба-чек — со-ба-ча-та,
У о-ве-чек — ов-че-ня-та,
У ло-ша-док — ло-ша-дя-та.
Нет, ре-бя-та.
Так вы-хо-дит, что у мам
Вы — ре-бя-та — не ре-бя-та,
А ка-ки-е-то ма-мя-та.
Так, ре-бя-та:
У со-ба-чек — ще-ня-та,
У о-ве-чек — яг-ня-та,
У ло-ша-док — же-ре-бя-та,
А у ку-ро-чек — цып-ля-та.
Вот, ре-бя-та.

«Радуга»

Е. Благинина

Дож-дик, дож-дик, не дож-ди,
Не дож-ди ты, по-дож-ди!
Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко,
Зо-ло-тое до-ныш-ко!

Я на ра-ду-гу-ду-гу
По-лю-бу-юсь по-бе-гу —
Се-миц-вет-ную-цвет-ную
На лу-гу под-сте-ре-гу.

Я на крас-ну-ю ду-гу
Наг-ля-деть-ся не мо-гу,
За о-ран-же-вой, за жёл-той
Ви-жу но-ву-ю ду-гу.

Э-та но-ва-я ду-га        
Зе-ле-не-е, чем лу-га.
А за не-ю го-лу-ба-я,
Точ-но ма-ми-на серь-га.

Я на си-ню-ю ду-гу
Нас-мот-реть-ся не мо-гу,
А за э-той фи-о-ле-то-вой
Возь-му да по-бе-гу…

Сол-нце се-ло за сто-га,
Где ты, ра-ду-га-ду-га?

Материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.

Благодаря данным играм дети овладевают правильным речевым дыханием, которое является основой для формирования красивой и выразительной речи!

«Хлопки в ладоши»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.

Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111111.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111112.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111113.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111114.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111115.png

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.

Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.

(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111116.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111117.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111118.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_111119.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111110.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111111.jpg

«Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111112.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111113.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111114.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111115.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111116.jpg

«Одуванчики»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.

(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111117.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111118.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111119.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111120.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111121.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111122.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111123.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111124.png

«Барабан»

Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.

(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111125.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111126.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111127.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111128.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111129.pnghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111130.png

«Кошачьи следы»

Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111131.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111132.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111133.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111134.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111135.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111136.jpg

«Маленькие ножки топают по дорожке»

Материалы: картинки с изображением следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111137.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111138.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111139.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111140.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111141.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111142.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111143.jpghttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111144.jpg

«Звёздное небо»

Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.

(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо)

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111145.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111146.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111147.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111148.gifhttp://konkurs-dlya-pedagogov.info/wp-content/uploads/2014/04/041614_0413_1111149.gif

«Весенний ветер»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.

Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.

«Добрый гном»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.

Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца"

«Сочный арбуз»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением арбуза и вырезанного от него кусочка, прикреплённого на ниточке.

Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он внутри.

«Морское дно»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением морского дна, водорослей, сделанных из полиэтиленового пакета.

Подуй на картинку и узнаешь, как волны шевелят водоросли на дне моря.

«Ветерок подул в лицо»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением портрета девочки, чёлка которой сделана из фольги.

Подуй на картинку и узнаешь, что бывает, когда ветерок дует в лицо.

«Звуки в лесу»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением леса, лесной чащи.

Просим ребёнка произнеси плавно и длительно на выдохе звуки: аa; аaoo; аaуу; ууыы, ыыуу.

«К старту готов»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинка с изображением ракеты.

Просим ребёнка на выдохе длительно произнести цифры в обратном порядке от 10 до 1. (десять, девять…).

«У кого больше»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением медведя, малины, капусты.

Просим ребёнка на выдохе посчитать мишек, малину, капусту. С каждым разом стараться насчитать как можно больше предметов.

Например: один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки…

Одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки…

Одна капуста, две капусты, три капусты, четыре капусты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....