Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Габдушева Елена Николаевна

Данный методический материал подготовлен для родителей, с целью улучшения правильного написания букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_izucheniya_bukvy.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста.


    Известно, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности при обучении грамоте. Чаще всего именно у данной категории детей к концу первого класса диагностируются такие нарушения письменной речи как дислексия и дисграфия. Поэтому особое значение приобретает первоначальное знакомство с буквой еще до школы с профилактической целью.

   Зачастую знакомство с буквой происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения!) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают её название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.

 Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, предлагаются следующие этапы их изучения.

Основное направление: От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

  1. Выделение изучаемого звука из слов. 

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

Можно использовать следующий прием: на наборное полотно выставляются картинки. Дети называют слова и выделяют первый звук, общий во всех словах. Произнося слова необходимо выделять голосом первый звук, например, «Аня»- [А-а-аня], «совы»- [с-с-совы]

  1. Называние буквы.    Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой «С», а не «ЭС» или «СЭ».

3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. 

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

 4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

 Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Инициатива у детей. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы логопед предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой. Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого логопедом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква «О» похожа на обруч, а буква «У»- на уши, «П»- на  ворота в поле.

6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

Например, «Буква «У» - два длинных ушка!

Букву «Г» я не боюсь, «Г» - н е злой, а добрый гусь.

Букву «П» в спортивном зале перекладиной назвали.

7.Анализ буквы. Дети определяют следующее:

  из каких элементов состоит буква;

  из скольких элементов состоит буква;

 как расположены эти элементы в пространстве.

8.Конструирование и реконструирование букв.

 Операции проводятся на печатных (позднее рукописных) буквах.

 Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанных из бумаги, элементы конструктора. Выкладывание букв из палочек, спичек, веревок и т. д. Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы. Используются следующие приемы:

- Конструирование буквы по образцу: «Сложи такую же букву!»

- Конструирование по памяти: «Сложи букву «Н»!

- дополнение недостающего элемента (опора на зрительные представления): «Как из буквы «Л» получить букву «А»?

- опускание лишнего элемента: «Как из буквы «А» получить букву «Л»?

- изменение расположения буквы или ее элементов в пространстве: «Как из буквы «Р» получить букву «Ь»? « Как из буквы «П» получить букву «Н»?

9. Знакомство с объёмным вариантом буквы.

Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании

буквы развиваются операции стереогноза.

10. Развитие тактильного восприятия буквы. Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

11. Закрепление (автоматизация) образа буквы. 

Используются следующие приёмы:

- вырезание буквы ножницами;

- лепка буквы из пластилина;

- выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.

12. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

- обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

- обведение буквы по трафарету;

- обведение буквы по контуру;

- запись буквы в воздухе;

- запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

- письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

13. Автоматизация звукобуквенных связей. 

Предлагаются дидактические игры:

- пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

- изобрази букву с помощью пальцев;

-нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву,как я покажу!»;

- нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;

- называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;

- определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;

- нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);

- узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);

- узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;

- узнавание букв, наложенных друг на друга ;

- узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п.

- узнавание недописанной буквы;

- узнавание правильно и неправильно написанных букв.

14. Самостоятельное написание буквы.

Список литературы:

 1. Жукова Н.С. «Букварь» пособие по обучению детей 5-6 лет правильному чтению, издательский дом Литур, 2007 г.

 2. Ситников В.П. «Чтение и развитие речи», Москва,1997 г.

 4. Косинова Е.М. «Букварь», Москва, 2012 г.

5. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Изучение страхов у детей, воспитывающихся в неполных семьях, является актуальной темой в современном мире. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре сов...

Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОУ

Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собст...

Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей дошкольного возраста

Все мы знаем, что речь – это одна из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни ма...

Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста.

В данном материале размещены диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста....

Этапы изучения буквы для детей 6-7 лет.

Этапы изучения буквы для детей 6-7 лет.Ребёнок индивидуален, и у каждого ребёнка свой темп обучения. Детям с ТНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием ещё труднее запоминать буквы в сил...