Методическая разработка совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: "Времена года"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Поверенная Ирина Анатольевна

В данной методической разработке дан материал по обобщению знаний по теме "Времена года."  Использован стихотворный материал, а также поговорки на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

Тема: «Времена года»

           

                                   Разработала

                                         учитель-логопед

                                           ГБДОУ № 12  В.О. р-на        Поверенная И.А.

г. Санкт-Петербург

 

2018

     


Цель:

  1. Обогащение и актуализация  словаря по теме Времена года      «Весна» ,«Перелетные птицы, «Насекомые»
  2. Развитие связной речи
  3. Развитие лексики, грамматического строя речи.
  4. Развитие фонетико-фонематисеского анализа и синтеза
  5. Развитие зрительного и слухового внимания
  6. Развитие  ориентировки в пространстве
  7. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления
  8. Развитие эстетического восприятия.
  9. Стимулировать творческую активность.
  10. Развитие общей и мелкой моторики

Оборудование:

  • Мнемотаблица
  • Шапочка Грача
  • Фонограмма песен птиц, музыкальные записи.
  • Картины: Перелетные птицы, Времена года, 12 месяцев, насекомые
  • Компьютер
  • Ребус
  • Буквы
  • Печатные карточки с буквами

Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг. Что он вам напоминает? Правильно, колесо.   А знаете вы, что давно-давно, в старые времена, на Руси год  представляли в виде колеса. Отсюда и название - круглый год. Наше годовое колесо или круглый год разделено на четыре разноцветные  части. Правильно, это Времена года. Вспомните их названия. Каким цветом их изображают. (Ответы детей)

   А.С.Пушкин:  “ Улыбкой ласковой природа

                             Сквозь сон встречает утро года…”

Что поэт называет “ Утро года “?          /Весна/

Почему Весна утро года?

Что мы делаем утром?  /Просыпаемся, умываемся, одеваемся…/ Расскажите, что происходит в природе Весной. /Рассказ детей о Весне/

Что наступает после утра? Что делают люди днем?

Что можно считать Днем года? /Лето./  Как трудится природа в свой  День года? / Рассказ детей/.

Что мы делаем вечером? Подводим итоги дня, готовимся ко сну.  /Осень./  Итоги- урожай.

Готовимся ко сну: природа обнажается, оголяется, раздевается.

Что можно назвать ночью года ?  \Зима\      Дети дают полные ответы  на все вопросы.

Сколько месяцев в каждом времени года? Сколько месяцев в году?

У вас на парте картинки.  Возьмите их  и встаньте в  круг.

  Покажите нам как мы представим круглый год.

\Встаем в круг.\ Читаем стихи о 12 месяцах.

 А теперь посмотрите на свои картинки. На каждой изображено какое-то время года. Я подниму карточку определенного цвета, а вы подойдете ко мне и образуете маленькие кружки по временам года. С какого времени года начинается  год.  /Зима/. Перечислите месяцы Зимы. Правильно, Зима начинает год и заканчивает его.

Весна: Назовите 1й месяц Весны, 3й…

          Лето: Какой 2й месяц…. Последний месяц

           Осень: Как называется месяц, который идет перед ноябрем, октябрем?

Стихотворение об осени.

 Назовите явления природы, которые происходят осенью. \ маленький рассказ, листопад-что это за слово, листья падают, \

Осень бывает Ранняя, золотая, поздняя.

       На  доске 3 осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Прочитайте эти слова и из первых звуков составьте слово. СОН. Природа готовится ко сну.

 Слова состоят из звуков.

  Что такое звук? Характеристика.

 Что такое буква?

Какие звуки мы знаем?  1 – характеристика гласных звуков. Как делим гласные звуки? \Дают твердость согласным, дают мягкость согласным, перечислить\

2- характеристика согласных звуков. /Твердые, мягкие, звонкие глухие/.

 Разбор звуков в слове СОН.

Стихотворение о Зиме.    Назовите еще раз месяцы Зимы.

Что происходит в природе? \Мороз, вьюга, метель, поземка, сугроб, сосулька, холод, снег… Охарактеризовать одним словом/.

Подберите к слову снег   дружные     слова.\Снеговик, снежная баба, снежная буря, снежинка…\.

                           Составьте схему слова  ЗИМУШКА

Сколько слогов в слове ЗИМУШКА.  -3.    /Назовите 1 слог,2,3/

Что такое слог?

Что такое ударный слог?

3.Стихотворение о ВЕСНЕ.

Идет матушка Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел-

Белый снег сошел.

А за ним апрель

Отворяй окно и дверь,

А уж как пришел май-

Солнце в терем приглашай.

Вспомним поговорки о весне.

Апрель с водою, а май с травою.

Бывает май – над кустом рай,

А бывает май – на печь полезай.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Каких перелетных птиц знаете?

Вот и к нам прилетел грач, принес письмо.  Что там написано? /Пишет, что расцветают весенние цветы, приглашает в лес. Тут  что-то написано, помогите мне прочитать..  

                                         МАША И ВОВА РВУТ ЛАНДЫШИ     Во первых ландыши нельзя рвать, они занесены в красную книгу…. Во вторых что-то Грач плохо учил правила.

                          Что написал Грач? – предложение. Правило о предложении,          

                           исправляем ошибки. Делаем схему.

Какие знаете предложения \. ! ? \

Ши-жи пишем с буквой И

Ш,Ж,Ц-всегда твердые.

Кто прислал письмо?  /Грач/. Какой последний звук в этом слове?

Чем он интересен ?  \всегда мягкий\

Какие звуки всегда мягкие?   \ согласные Ч,Щ,Й\

Правило со звуком ча-ща,  чу-щу.

4 Стихи о лете.

Закройте глазки. Представьте, что вы на лугу. Ярко светит солнце. Вокруг  красивые цветы.

Стихотворение о цветах. 1,2,3, выросли цветы / Речь с движением/.

И на этих цветах мы увидим:…. Это вам надо отгадать.

Ребус: БАНАН-НАН+БОЧКА=БАБОЧКА

Й ,У,Р,А,М,Е,В,         Р,М,О,К,А       Т,Е,О,З,А,С,Р,К

                           Как их назвать одним словом -        НАСЕКОМЫЕ  - придумать и написать слова.

О чем мы сегодня говорили? О временах года.

 Стихи-загадки.

Приложение

***

Двенадцать месяцев

М. Митлина

Двенадцать месяцев бегут
Сменяя время года,
И замыкает снова круг
Волшебница-природа.

Январь
Январь приходит с Новым годом
Под звуки праздничных хлопушек,
Под елкой водит хороводы
Среди подаренных игрушек.

Февраль
Февраль последний зимний месяц.
Но февралю, какая жалость,
Не потому ль он так невесел?
Лишь двадцать восемь дней досталось.

Март
Снег тает и бежит ручьями,
Весна-красавица идет.
С весною месяц март встречаем!
Нам звонкая капель поет!

Апрель
За ним апрель спешит и греет,
И вот уже из-под земли
На тонкой ножке, словно феи,
Цветы подснежники взошли!

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето, вот Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.             А. Кузнецова.

        Раз, два, три – выросли цветы!

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал,

Влево качнулись,

Низко пригнулись,

Вправо качнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА".

Методическая разработка на данную тему предназначена для детей младшей группы с целью сформировать у детей первые представления о родах войск, о защитниках Отечества; умением побеждать свой...

Методическая разработка непосредственно - образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ФЭМП "Путешествие с математикой"

Данная разработка интересная, увлекательная, познавательная. Подходит для открытого мероприятия....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста по обучению грамоте «Веселое азбуковедение»

Данная разработка создана с целью реализовать следующие задачи:     - Закрепить навыки и умения детей составлять схему слова, выделяя мягкий, твердый согласный и гласный.·...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны» с презентацией

Цель: Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны.Задачи:           Образовательные: Продолжать знакомить детей с историей св...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Шахматные фигуры». Воспитатель: Другова О. А.

Челябинская областьЗлатоустовский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 91"     Методиче...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Математики»

Методическая разработка данной деятельности может использоваться в практике воспитателей в работе с детьми подготовительной к школе групп  ДОО, как основа для конструирования педагогом собст...