Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Математики»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Крупчан Марина Алексеевна

Методическая разработка данной деятельности может использоваться в практике воспитателей в работе с детьми подготовительной к школе групп  ДОО, как основа для конструирования педагогом собственной образовательной деятельности с учётом выбора и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Данная деятельность организована в форме  игры-путешествия и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_krupchan_m.a.docx899.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес

Методическая разработка

совместной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группе

«Путешествие в страну Математики»

Выполнила:

Крупчан Марина Алексеевна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес

пгт. Нижний Одес

2021г.

Пояснительная записка

Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну Математики»  - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ.

Данная деятельность организована в форме  игры-путешествия и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Методы и приёмы, способствующие повышению  познавательной активности:

  • наглядные (показ, презентация, демонстрация слайдов)
  • словесные (беседа по вопросам, словесная инструкция, указания, поощрения)
  • игровые (физкультминутка, игра на плоскостное моделирование, игровое упражнение «Раскрашивание домов»)
  • практические (написание графического диктанта, измерение дорог с помощью условной мерки, моделирование человечков из геометрических фигур)
  • проблемно-поисковый метод (измерение дороги)
  • решение логических задач, круговых примеров

Особенность проведения образовательной деятельности (новизна)  заключается в насыщении содержания  данной деятельности игровым занимательным материалом: проблемными ситуациями, творческими задачами, игровыми упражнениями, обеспечение наличия ситуации поиска с элементами практического исследованияв рамках интеграции образовательных областей, что полностью соответствует современным требованиям ФГОС ДО.

Цель:формирование элементарных математических представленийдетей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс методов и приёмов, повышающих  познавательную  активность.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, работать на листе бумаги в клетку;

- закреплять умение составлять задачи по картинкам, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков, выделяя её составные части (условие, вопрос, решение и ответ);

- продолжать учить измерять длину предмета с помощью условной меры;

- закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками «больше» и «меньше»;

- познакомить детей с понятием «круговые примеры» на сложение и вычитание;

- закрепить названия геометрических фигур;

- закреплять порядковый и количественный счёт;

- обобщить знания и представления детей о правилах поведения на дороге, о дорожных знаках.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
- развивать связанную речь, умение строить простейшие выводы, выражать свои действия в речи.

Воспитывающие:

- воспитывать организованность, коллективизм; уважительное отношение к окружающим, желание прийти на помощь;

- воспитывать интерес к занятиям математикой.

Ожидаемые результаты:

  • развивается познавательный интереск математике в игровой и занимательной форме,
  • расширяется математический кругозор дошкольников,
  • активизируются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление,
  • умеют аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения,
  • повышается качество математической подготовленности к школе,
  • более уверенно ориентируются в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее используют знания в повседневной жизни

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Развивающая предметно-пространственная среда 

Демонстрационный материал: проектор, компьютер, экран, презентация, магнитная доска, магниты, светофор, макет «Город с короткой и длинной дорогами», условная мерка «Машина», дорожные знаки «Движение прямо», «Дорожные работы», «Круговое движение», «Пешеходный переход», карточки со схемами арифметических задач на сложение и вычитание, карточки с примерами, коробочка с подарком – фликера.

Раздаточный материал:листы в крупную клетку для графического диктанта, простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, набор геометрических фигур (на каждого ребенка), смайлики (красный, жёлтый, зелёный) на каждого ребёнка

Предварительная работа: создание презентации  с игровыми заданиями к занятию, игры на ПДД, закрепление и повторение ПДД, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные игровые занятия.

 

Методическая разработка данной деятельности может использоваться в практике воспитателей в работе с детьми подготовительной к школе групп  ДОО, как основа для конструирования педагогом собственной образовательной деятельности с учётом выбора и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Основные этапы (краткий план) проведения образовательной деятельности:

1 этап – организационный, состоит из проблемного вопроса и последующей проблемной ситуации, которые способствуют проявлению детского интереса, желание к дальнейшей деятельности.

2 этап – основной, переход  к практической части (графический диктант, решение задачи, круговых примеров, решение проблемных игровых ситуаций, моделирование человечков).

3 этап - заключительный, «рефлексия» самооценка деятельности с использованием смайликов.

Сценарий образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, пожалуйста,  на экран  (слайд – с изображением картинок о путешествии).

Воспитатель: Как вы считаете, для чего нужны все эти предметы? (ответы детей)

Воспитатель: А вы любите путешествовать? (ответы детей).

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по необычной  стране «Математика». А на чём мы отправимся путешествовать, вы узнаете, выполнив  графический диктант. Подойдите к столам, займите свои места(дети садятся за столы), возьмите листочки и карандаши. Рисовать надо по клеточкам. Слушайте внимательно, найдите точку красного цвета – это будет начало нашего рисунка. Приготовились, начинаем.

- 4 клетки вправо         - 2 клетки влево

- 2 клетки вверх           - 1 клетка вниз

- 8 клеток вправо         - 6 клеток влево

- 2 клетки вниз             - 1 клетка вверх

- 3 клетки вправо         - 2 клетки влево

- 3 клетки вниз             - 1 клетка вниз

- 2 клетки влево           - 3 клетки влево

- 1 клетка вверх           - 3 клетки вверх

Воспитатель: Все справились с этим заданием? Что получилось? Сравните фигуры на своих листах и на экране (дети соединяют точки, получается машина без колёс). Ребята, а чего не хватает? (ответы детей)

Значит, что нам надо для этого сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, не хватает колес. Дорисуйте машине колёса в квадрате из 4 клеток (дети выполняют задание). Проверьте (на слайде появляется - машина)

Воспитатель: Так на чем же мы отправимся в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, путешествовать мы будем на машине.

(4 или 5 слайды - машины пронумерованы не все, цифровой ряд–с 1 по 10, цифры 4 и 7 пропущены)

Воспитатель: Обратите внимание на слайд (картинку). Что вы видите? Чем они отличаются? Назовите, какие вы видите номера на машинах. А каких номеров на машинах нет? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте вместе решим, на машине, с каким номером мы поедем (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вам скоро будет семь лет, и я предлагаю отправиться на машине под номером 7.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, для того чтобы путешествовать на машине, что мы должны знать? (ответы детей - ПДД).

Воспитатель: Молодцы ребята.

А  помощником в пути нам будет (6 слайд - Светофорик).

Воспитатель:  Ну что, ребята, мы отправляемся в путь (7 слайд – едем по дороге - выполнение движений, имитирующих езду на машине под музыку)

Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (8 слайд знак « Мост»)

Воспитатель: Этот знак вам знаком? Что он обозначат? ( «Мост») 

Воспитатель: Верно, но проехать по мосту мы можем, решив  задачи, так как мост лежит через реку под названием «Задачка».  Посмотрите внимательно на экран! Вам нужно составить задачу по картинке.

Составление задач по картинкам:

1. Задача (9 слайд)

На клумбе выросло 3 тюльпана и 5 роз. Сколько цветов выросло на клумбе?

2. Задача (10 слайд)

В реке плавали 7 утят, 4 утенка уплыли. Сколько утят осталось?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с таким трудным заданием. Мы продолжаем наше путешествие дальше (11 - слайд – едем по дороге - выполнение движений, имитирующих езду на машине под музыку)

Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (12 слайд знак «Развилка»)

Воспитатель: Посмотрите, перед нами две дороги. Одна дорога длинная, другая короткая. По короткой дороге ехать нельзя, там идут дорожные работы. Проехать можно, только по длинной дороге.

Воспитатель: А, как же нам узнать, какая дорога длинная, а какая короткая? (ответы детей - измерить) Измерение дороги.

Воспитатель: Правильно, а для этого нам надо разделиться на 2 группы. Выбирайте значки. Дети с цифрой «1» – это одна группа, дети с цифрой «2» – это другая группа.

Воспитатель: Чем можно измерить длину дорог (ответы детей - условной  меркой)

Посмотрите вокруг, что мы можем использовать в качестве условной мерки?

(ответы детей - машину). Правильно, в качестве условной мерки мы будем использовать машину.

Вместе с воспитателем дети вспоминают правила измерения.

 Каждая группа детей договаривается о том, кто, что будет делать и работает на своей дороге.

Воспитатель: Сколько условных  мерок поместилось на дороге каждой группы

(ответы детей: группа с цифрой «1»  – шесть машин, группа с цифрой «2»  – 4 машины).

Воспитатель: Так какая же дорога длиннее, красная или синяя? (ответы детей – синяя) Почему? (ответы детей - потому что 6>4)

Воспитатель: Значит, мы едем по синей дороге. А чтобы другие путешественники могли найти правильную дорогу, нам надо их предупредить. Как мы можем их предупредить (ответы детей - поставить дорожные знаки)

Воспитатель: Какие? (ответы детей - знак «Движение прямо» -  около длинной дороги -  а около короткой «Дорожные работы»)

Дети расставляют знаки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. А теперь едем дальше (13 слайд – едем по дороге)

Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (14 слайд знак «Круговое движение»)

Воспитатель: Ребята, что это за знак? (ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, в  математике есть круговые примеры, с помощью которых мы сможем проехать  этот трудный участок, чтобы продолжить путешествие по стране Математика.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое круговые примеры? (ответы детей). Круговые примеры это такие примеры, где ответ первого примера является началом следующего примера. Сейчас с ними познакомимся.

Воспитатель: Внимание на экран, перед вами числовой луч(15 слайд - цифровой луч). Он поможет нам в решении примеров. Когда мы движемся вперёд - вправо, мы выполняем действие - сложение, а когда мы двигаемся назад – влево  - вычитание. А теперь попробуем составить круговые примеры.

- И начнем мы вычислять от примера 5-2=3(дети проговаривают: начинаем считать от цифры 5, делаем 2 шага назад и останавливаемся на цифре 3 , записывают ответ и проводят стрелку,  к примеру 3+3=6;  6-2=4;  4+3=7;  7-2=5

Воспитатель: Ребята, а к какому примеру мы вернулись? (ответы детей - к первому)

- Получилось у нас круговое движение? (ответы детей)

- Молодцы правильно, теперь снова можем отправляться в путь(16  слайд – едем по дороге - выполнение движений, имитирующих езду на машине).

Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (17 слайд знак «Пешеходный переход»)

Воспитатель: Ребята, что это за знак?(ответы детей)

- Вы молодцы, что это знаете! Пешеходный переход приведёт нас в город Фигурск. Воспитатель: Страна Математика волшебная и жители в городе Фигурске необычные. Они похожи на геометрические фигуры и каждый день переходят дорогу по этому, пешеходному переходу. Давайте представим себе, как выглядят жители этой страны (моделирование- дети выкладывают из геометрических фигур человечков). В ходе выполнения задания воспитатель задаёт детям вопросы. Затем дети смотрят на экран.

Воспитатель: Молодцы, у вас получились очень веселые и забавные человечки (18  слайд – Геометрические человечки на пешеходном переходе)

Воспитатель: Ребята, давайте, мы с веселыми человечками перейдём по пешеходному переходу и погуляем по улицам города. Посмотрите, в этом городе не только жители, но и дома тоже необычные (19 слайд - город из геометрических фигур)

Воспитатель: Мы попали на улицу Геометрическую. Посмотрите, дома на улице Геометрической бесцветные. Что можно сделать, чтобы дома стали яркими, красивыми и т.д. (19 - слайд – геометрические дома, бесцветные)- ответы детей.

Раскрашивание  домов в соответствии с заданием воспитателя:

  • Красный дом стоит рядом с домом, у которого самые большие окна;
  • Синий дом трехэтажный, стоит вначале улицы с самой высокой крышей;
  • Зелёный дом двухэтажный, он стоит рядом с домом, у которого крыша в форме трапеции;
  • Какого цвета последний дом.

Воспитатель: Ребята, какие все вы молодцы, помогли жителям города. Наше путешествие подошло к концу, а вот и наш помощник Светофорик

(20  слайд – Светофорик желает успехов дальше в получении математических знаний, соблюдении ПДД и дарит вам подарки ( фликеры)

Воспитатель: Спасибо тебе, Светофорик, за твою помощь, твои подарки. Мы всегда будем соблюдать правила дорожного движения. А теперь нам нужно возвращаться обратно в детский садик. «Садимся» обратно в машину, и отправляемся в обратный путь. (21 - слайд – едем по дороге).

Рефлексия

- А теперь каждый из вас зажжёт свой сигнал Светофорика.

- Если вам понравилось путешествие и все задания вы выполнили – прикрепите на светофорик  - зелёный смайлик (весёлый).

- Если что-то показалось трудным, с каким-то заданием не справились – жёлтый (обыкновенный).

- А если сегодня вам занятие не понравилось – красный (грустный).

Дети прикрепляют смайлики

Хочу пожелать вам, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения.

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

2. Белошистая А.В. кандидат пед. наук. Математика и дети

3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1997.

4. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва: Просвещение, 1985 - с.96.

6. Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа  - М.: Мозаика-синтез, 2012.

Приложение

Презентация с игровыми заданиями

Материал для решения примеровC:\Documents and Settings\DOA\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20180914_171910.jpg

C:\Documents and Settings\DOA\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20180914_172939.jpgC:\Documents and Settings\DOA\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20180914_173402.jpg

C:\Documents and Settings\DOA\Local Settings\Temp\Временная папка 16 для к нод.zip\20180914_173506.jpg

Светофор для рефлексии

C:\Documents and Settings\DOA\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20180914_170047.jpgC:\Documents and Settings\DOA\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20180914_170325.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

Воспитывать интерес к математическим занятиям.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Закрепить представления детей о геометрических ...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста по обучению грамоте «Веселое азбуковедение»

Данная разработка создана с целью реализовать следующие задачи:     - Закрепить навыки и умения детей составлять схему слова, выделяя мягкий, твердый согласный и гласный.·...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы . Тема: «Волшебная страна знаний» (с использованием ИКТ, здоровьесберегающие технологии и критическое мышления)

Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Волшебная страна знаний»Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличн...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:-Упражнять в счете в пределах 12 в прямом и обратном порядке.-Закрепить знания о составе чисел в пределах 12 из двух меньших чисел.-Закрепить знания о последовательности дней недели, ...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний»

Создание условий для развития познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....