План - конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Моргунова Светлана Анатольевна

План - конспект занятия по развитию связной речи детей старшего

дошкольного возраста

«Что нам нравится зимой»

Задачи:

Познавательные:

- расширить словарный запас детей, закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

Коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

- совершенствовать навыки словоизменения;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, координацию движений, пространственные представления;

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

 

 

Оборудование: картинка-загадка «Чего не хватает?»; снежки на каждого ребенка; предметные картинки: снеговик, снежинка, подарки, синицы, апельсин, сосулька, варежки, леденец ; искусственная елка; посылка; гипсовые елочные игрушки для каждого ребенка; короб; сказочные персонажи – Царевна-Лягушка, Царевна; 3 стеклянных прозрачных сосуда с цветной водой; 3 больших салфетки; магниты, календарики для гостей, мишура и бусы для украшения елки; магнитофонная запись, магнитная доска.

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент

Упражнение на логическое мышление «Чего не хватает»

- Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

 

снежинка

 

санки

снеговик

санки

 

снеговик

снежинка

снеговик

 

снежинка

?

 

  1. Беседа

- Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить?

- Как мы определяем, что наступила зима?

 

  1. Игра «Что нам нравится зимой?» - координация речи с движением

 

Что нам нравится зимой? - хлопки

Белые полянки - развести руки в стороны

И на горке снеговой - поднять руки вверх(показать «горку»)

Лыжи или санки - ходьба лыжника

Что нам нравится зимой? - хлопки

Мягкие сугробы, - показать сугробы

Чтоб копаться день-деньской, - имитировать копание снега лопатой

Крепость делать чтобы. – лепить снежки

 

Что нам нравится зимой? - хлопки

Потеплей одеться, - имитировать одевание одежды

В шубке теплой меховой - похлопать ладошками по одежде

На морозе греться - прыжки

 

  1. «Снежки» - деление слов на слоги; закрепление понятий «правая рука – левая рука»

- Вот как хорошо мы размялись! А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну зимнюю игру … «снежки» ( логопед показывает детям коробку со «снежками», а дети определяют название игры)

- Каждый протяните ко мне свою правую ладонь (логопед раздает детям «снежки» и берет один себе)

- Ох, какие холодные снежки, даже ладошки замерзли…

Перекладывание снежков то в левую ладонь, то в правую

- Наши снежки не простые, они с картинками.

Назови картинку и прошагай ее название.

Логопед дает образец:

Сне-жин-ка. Я сделала 3 шага.

 

  1. «Согреем елку» - подбор прилагательных к слову елка

- Что это за дерево перед нами?

- Какое необычное дерево. Все деревья зимой голые, а елка зеленая? Почему?

Ответы детей

- Чтобы наша елка не замерзла, давайте ее согреем снежками и добрыми словами

Логопед дает образец. Затем каждый ребенок кладет свой снежок под елку и подбирает прилагательное( елка зеленая, елка колючая, елка высокая, елка стройная, елка хвойная, елка лесная, елка пахучая, елка зимняя, елка красивая…)

 

- Зачем нам зимой нужна елка?

- Наша елка похожа на новогоднюю и праздничную? Что для этого нужно? Чего не хватает?

6. «Посылка» - согласование прилагательных с сущ.

Стук в дверь. Приносят посылку с игрушками для новогодней елки.

 

- Какая холодная посылка, с мороза….

Как вы думаете, что там может быть?

Логопед открывает посылку

- Дети, а игрушки- то совсем замерзли и стали белыми

Логопед вытаскивает из посылки по одной игрушке, дети называют цвет и название игрушки: белый домик, белая лошадка, белая елочка….

 

- Если мы повесим на нашу елку такие скучные игрушки, она станет праздничной и новогодней?

 

7. Развитие артикуляционной моторики.

 

Раздается грохот. Въезжает короб.

 

- Что это за сказочный персонаж? Из какой сказки?

- Давайте вспомним, расскажем и покажем эту сказку. Садитесь поудобнее.

 

 

Долго ль, коротко ль Иванушка плутал,

Все стрелу свою в болоте он искал.

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

 

Глядь, Лягушка со стрелою сидит,

Улыбаясь, на Иванушку глядит.

Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.

 

Точно вкопанный Иван остановился.

Удивился…, испугался…, огорчился…

Закрепить опорные звуки: удивление – У, испуг – Д-д-д, огорчение – Ы

 

«Здравствуй, суженый», - Лягушка сказала

И по кочкам за Иваном поскакала

Широким языком обнять верхнюю губу, затем верхние зубы, потом перевести широкий язык в форме «Чашечки» за верхние зубы

 

Пригорюнился Иван, загрустил:

«Как к отцу с такой невестою идти»

Обиженно оттопырить нижнюю губу

 

На кобыле прискакал брат старшой

С некрасивой, но богатою женой.

Громко поцокать языком

 

Оседлав худую, старую овцу,

Средний сын с женою явился к отцу

Беззвучно поцокать.

 

Уж за свадебным столом пир идет.

Лишь Иванушка не ест и не пьет.

Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз

 

Вдруг раздался грохот, все задрожало.

Лягушонка в коробчонке прискакала

Пошлепать широким языком по верхней губе вперед-назад: «Бл-бл-бл»

 

А из этой коробчонки не спеша закрыли глаза

Появилась раскрасавица – душа открыли глаза

Прикусывая кончик языка напевать: «Ла-ла-ла…»

 

Как пошла плясать девица-красавица, все залюбовались. Взмахнула один раз рукой – появился сосуд с желтой водой. Взмахнула второй раз – появился сосуд с синей водой. Взмахнула третий раз - появился сосуд с зеленой водой.

 

8. «Раскрась игрушку» - согласование прилагательного с сущ. Составление предложений.

 

- Эти сказочные сосуды с разноцветной водой помогут вашим игрушкам стать яркими и цветными. Нужно лишь опустить игрушку в любой из трех сосудов.

 

По очереди Царевна раздает игрушки детям. Логопед дает образец:

У меня белая утка..

Дети подходят к сосудам и окрашивают игрушки,произнося волшебное заклинание

В сосуд окунись и цветной окажись….

- Покажите все свои игрушки. Как здорово получилось. Расскажите о своих превращениях.( Была белая утка, а стала желтая утка….)

Игра «Скажи наоборот»

Сейчас игрушки мокрые , а были …….

Сначала игрушки были бледные, а теперь…..

На них было грустно смотреть, а теперь…..

 

9. Упражнение для коррекции зрения

Мы игрушки увидали,

Мы игрушками играли.

Вытянуть игрушку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд

Игрушки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Отвести игрушку вправо, проследить движение взглядом

Опять игрушки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести игрушку влево, проследить движение взглядом

Вверх игрушки поднимаем,

А потом их опускаем

Поднимать игрушки вверх и опускать вниз, проследить движение взглядом

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись

Присесть, опустив игрушку на пол.

Глазки закрываем,

Глазки открываем.

10. Будем елку украшать… - составление предложений с предлогом НА

 

Будем елку украшать

Волшебными игрушками.

Но не вешать втихомолку –

Нужно громко называть

Все, чем украшаешь елку!

 

Образец дает логопед: Я повесила на елку зеленую уточку.

11. Динамическая пауза

 

Любим елочку мы нашу. Поднимают руки, тянутся вверх

Нет ничего на свете краше. Ставят руки на пояс, наклоняются в стороны

Мы подарим ей игрушки: Вытягивают руки вперед, затем кланяются,

опуская руки

Звездочки, шары, Выпрямляются, разводят руки в стороны

Хлопушки. Ставят руки на пояс

Будем прыгать, веселиться. Прыгают на месте

Прилетят снегирь, синица. Машут руками, как крылышками

Придет множество гостей. Маршируют на месте

Пригласим мы всех друзей! Вытягивают руки вперед, затем разводят

их в стороны и делают небольшой поклон.

 

12. Чтение стихов

13. Итог.

Царевна дарит детям мишуру и бусы для украшения елки к Новому году.

- Вот и закончилось наше зимнее приключение.

- Что мы успели сделать? ( играли в снежки, вспомнили сказку «Царевна-Лягушка», раскрашивали игрушки, украшали елку, читали стихи )

- Наших гостей мы поздравляем с наступающим Новым годом и дарим небольшие талисманы с пожеланиями здоровья, счастья, благополучия, процветания, карьерного роста….( календарики )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nam_nravitsya_zimoy.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект занятия

 по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста

«Что нам нравится зимой»

                          

Задачи:

• Познавательные:

 - расширить словарный запас детей, закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

• Коррекционно-развивающие:

 - расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

 - совершенствовать навыки словоизменения;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость,  координацию движений, пространственные представления;

 - развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

 • Воспитательные:

 - воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: картинка-загадка «Чего не хватает?»; снежки на каждого ребенка; предметные  картинки: снеговик, снежинка, подарки, синицы, апельсин, сосулька, варежки, леденец ; искусственная елка; посылка; гипсовые елочные игрушки для каждого ребенка; короб; сказочные персонажи – Царевна-Лягушка, Царевна; 3 стеклянных прозрачных сосуда с цветной водой; 3 больших салфетки; магниты, календарики для гостей, мишура и бусы для украшения елки; магнитофонная запись, магнитная доска.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Упражнение на логическое мышление «Чего не хватает»

- Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

снежинка

санки

снеговик

санки

снеговик

снежинка

снеговик

снежинка

?

  1. Беседа

- Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить?

- Как мы определяем, что наступила зима?

  1. Игра «Что нам нравится зимой?» - координация речи с движением

Что нам нравится зимой?                            - хлопки

Белые полянки                                                - развести руки в стороны

И на горке снеговой                                       - поднять руки вверх(показать «горку»)

Лыжи или санки                                            - ходьба лыжника

Что нам нравится зимой?                           - хлопки

Мягкие сугробы,                                            - показать сугробы

Чтоб копаться день-деньской,                   - имитировать копание снега лопатой

Крепость делать чтобы.                            – лепить снежки

Что нам нравится зимой?                          - хлопки

Потеплей одеться,                                     - имитировать одевание одежды

В шубке теплой меховой                            - похлопать ладошками по одежде

На морозе греться                                      - прыжки

  1. «Снежки» - деление слов на слоги; закрепление понятий «правая рука – левая рука»

-  Вот как хорошо мы размялись!  А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну зимнюю игру … «снежки»  ( логопед показывает детям коробку со «снежками», а дети определяют название игры)

- Каждый протяните ко мне свою правую ладонь (логопед раздает детям «снежки» и берет один себе)

- Ох, какие холодные снежки, даже ладошки замерзли…

Перекладывание снежков то в левую ладонь, то в правую

- Наши снежки  не простые, они с картинками.

Назови картинку и прошагай ее название.

Логопед дает образец:

Сне-жин-ка. Я сделала 3 шага.

  1. «Согреем елку» - подбор прилагательных к слову елка

      - Что это за дерево перед нами?

      - Какое необычное дерево.  Все деревья зимой  голые, а елка зеленая? Почему?

Ответы детей

     -  Чтобы наша елка не замерзла, давайте ее согреем снежками и добрыми словами

 Логопед дает образец. Затем каждый ребенок кладет свой снежок под елку и подбирает прилагательное(  елка зеленая, елка колючая, елка высокая, елка стройная, елка хвойная, елка лесная, елка пахучая, елка зимняя, елка красивая…)

   - Зачем нам зимой нужна елка?

   - Наша елка похожа на новогоднюю и праздничную?  Что для этого нужно? Чего не хватает?

     6. «Посылка» - согласование прилагательных с сущ.

Стук в дверь. Приносят посылку с игрушками для новогодней елки.

- Какая холодная посылка,  с мороза….

Как вы думаете, что там может быть?

Логопед открывает посылку

- Дети, а игрушки- то совсем замерзли и стали белыми

Логопед вытаскивает из посылки по одной игрушке, дети называют цвет и название игрушки: белый домик, белая лошадка, белая елочка….

 

- Если мы повесим на нашу елку такие скучные игрушки, она станет праздничной и новогодней?

7. Развитие артикуляционной моторики.

Раздается грохот. Въезжает короб.

- Что это за сказочный персонаж? Из какой сказки?

- Давайте вспомним, расскажем и покажем эту сказку. Садитесь поудобнее.

Долго ль, коротко ль Иванушка плутал,

Все стрелу свою в болоте он искал.

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

Глядь, Лягушка со стрелою сидит,

Улыбаясь, на Иванушку глядит.

Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке.

Точно вкопанный Иван остановился.

Удивился…, испугался…, огорчился…

Закрепить опорные звуки: удивление – У, испуг – Д-д-д, огорчение – Ы

«Здравствуй, суженый», - Лягушка сказала

И по кочкам за Иваном поскакала

Широким языком обнять верхнюю губу, затем верхние зубы, потом перевести широкий язык в форме «Чашечки» за верхние зубы

Пригорюнился Иван, загрустил:

«Как к отцу с такой невестою идти»

Обиженно оттопырить нижнюю губу

На кобыле прискакал брат старшой

С некрасивой, но богатою женой.

Громко поцокать языком

Оседлав худую, старую овцу,

Средний сын с женою явился к отцу

Беззвучно поцокать.

Уж за свадебным столом пир идет.

Лишь Иванушка не ест и не пьет.

Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз

Вдруг раздался грохот, все задрожало.

Лягушонка в коробчонке прискакала

Пошлепать широким языком по верхней губе вперед-назад: «Бл-бл-бл»

А из этой коробчонки не спеша           закрыли глаза

Появилась раскрасавица – душа          открыли глаза

Прикусывая кончик языка напевать: «Ла-ла-ла…»

Как пошла плясать девица-красавица, все залюбовались. Взмахнула один раз рукой – появился сосуд с желтой водой. Взмахнула второй раз – появился сосуд с синей водой. Взмахнула третий раз -  появился сосуд с зеленой водой.

8. «Раскрась игрушку» - согласование прилагательного с сущ. Составление предложений.

- Эти сказочные сосуды с разноцветной водой помогут  вашим игрушкам стать яркими и цветными. Нужно лишь опустить игрушку в любой из трех сосудов.

По  очереди Царевна раздает игрушки детям. Логопед дает образец:

У меня белая утка..

Дети подходят к сосудам и окрашивают игрушки,произнося волшебное заклинание

В сосуд окунись и цветной окажись….

- Покажите все свои игрушки. Как здорово получилось. Расскажите о своих превращениях.( Была белая утка, а стала желтая утка….)

Игра «Скажи наоборот»

Сейчас игрушки мокрые , а были …….

Сначала игрушки были бледные, а теперь…..

На них было грустно смотреть, а теперь…..

9. Упражнение для коррекции зрения

Мы игрушки увидали,

Мы игрушками играли.

Вытянуть игрушку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд

Игрушки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Отвести игрушку вправо, проследить движение взглядом

Опять игрушки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести игрушку влево, проследить движение взглядом

Вверх игрушки поднимаем,

А потом их опускаем

Поднимать игрушки вверх и опускать вниз, проследить движение взглядом

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись

Присесть, опустив игрушку на пол.

Глазки закрываем,

Глазки открываем.

10. Будем елку украшать… - составление предложений с предлогом НА

Будем елку украшать

Волшебными игрушками.

Но не вешать втихомолку –

Нужно громко называть

Все, чем украшаешь елку!

Образец дает логопед: Я повесила на елку зеленую уточку.

11. Динамическая пауза

Любим елочку мы нашу.                           Поднимают руки, тянутся вверх

Нет ничего на свете краше.                       Ставят руки на пояс, наклоняются в стороны

Мы подарим ей игрушки:                          Вытягивают руки вперед, затем кланяются,

                                                                      опуская руки  

Звездочки, шары,                                         Выпрямляются, разводят руки в стороны

Хлопушки.                                                    Ставят руки на пояс

Будем прыгать, веселиться.                        Прыгают на месте

Прилетят снегирь, синица.                          Машут руками, как  крылышками

Придет множество гостей.                          Маршируют на месте

Пригласим мы всех друзей!                         Вытягивают руки вперед, затем разводят

                                                                        их в стороны и делают небольшой поклон.   

12. Чтение стихов

13. Итог.

Царевна дарит детям мишуру и бусы для украшения елки к Новому году.  

- Вот и закончилось наше зимнее приключение.

- Что мы успели сделать? ( играли в снежки, вспомнили сказку «Царевна-Лягушка», раскрашивали игрушки, украшали елку, читали стихи )

- Наших гостей мы поздравляем с наступающим Новым годом и дарим небольшие талисманы с пожеланиями здоровья, счастья, благополучия, процветания, карьерного роста….( календарики )       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Истории Лесного Сказочника(занятие по обучению пересказу детей 5-6 лет с ОНР)Задачи:-расширять словарный запас на материале русской народной сказки «Дружные зайцы»;-закреплять умение испол...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составлен...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;-учить связно, последовательно и выразительно перес...