«Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников (диалог).
консультация по логопедии

«Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников (диалог). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

на тему

«Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников (диалог).

А.О.Перелыгина

учитель- логопед

МДОУ «Детский сад № 17

с .Пушкарное Белгородского района

 Белгородской области»

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. В дошкольном детстве проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация» наряду с термином «общение». Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, Н.В.Кузьмина и др.). Для того чтобы, обладать коммуникативностью человек должен овладеть определёнными коммуникативными умениями.

Г.М.Андреева выделяет следующие виды коммуникативных умений:

1) межличностной коммуникации,

2) межличностного взаимодействия,

3) межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации (эмоциональный компонент). Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи (когнитивный компонент). Третий вид умений характеризуется способностью воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также включаться в общение и организовывать его (поведенческий компонент).

Владение выше перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его, рядом исследователей была определена как коммуникативная компетентность.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольникам нужно понимать, что сказать, в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Практически у каждого ребёнка в определенные моменты жизни возникают некоторые затруднения. Это медлительность, упрямство, неуверенность в себе, агрессивность, страхи и т.д. Интересы ребёнка сосредоточены на игрушках. Переживания других детей для него ничего не значат. Такому ребёнку нетрудно обидеть, отнять игрушку, толкнуть, обозвать. С такими детьми сверстники дружить не хотят и в игры не принимают. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь таким детям.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития социально-коммуникативных, волевых качеств личности детей с ОВЗ:

- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;

- для игровой деятельности многих детей с ОВЗ характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;

- отмечается проявление синдрома гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии;

- измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ОВЗ в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.  

Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении. Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития психических и физических функций, в том числе и в функции общения.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития, сохранения психического здоровья.

Большинство ученых и практиков признают, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях инклюзии. В рамках общеобразовательных учреждений с недавних пор стали широко использоваться программы по социализации детей дошкольного возраста, но они ориентированы в основном на детей, посещающих основные общеобразовательные группы.

Нами было замечено, что обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. 

 Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что традиционная система социально-коммуникативного развития детей, определяемая программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой работает наше ДОУ, уделяет внимание по социальной адаптации и развитию воспитанников.

Однако полагаем, что системное применение коммуникативных игр в работе с детьми с ОВЗ будет способствовать успешному формированию положительных социально-коммуникативных навыков, поможет детям преодолевать трудности в общении.

Способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»).
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
  • Умение организовать общение («Я умею»).

Для формирования компонента «Я хочу» мы использовали игры на развитие эмоциональной сферы детей: «Угадай эмоцию», «Лото настроений», «Испорченный телефон», «Что было бы, если бы…» и др.

Дети учились распознавать эмоциональное состояние других, управлять собственными эмоциями, проявлять сочувствие, сопереживание.

Для развития у детей способности встать на точку зрения другого человека, эффективно решать различные проблемы (компонент «Я знаю») проводилось ролевое проигрывание ситуаций. Детям предлагались проблемные ситуации, которые они инсценировали. Например: «Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут?", « Твой друг принёс новую игрушку, ты хочешь с ней поиграть. Попроси её» и др. Все проблемные ситуации анализировались, поэтому дети могли выбирать адекватные способы поведения в общении, игре. Упражнения проводились коллективно и в парах; пары менялись партнёрами. Первоначально некоторые дети пытались выбирать всё время одного партнёра, исходя из дружеских отношений, симпатии, или совсем не хотели участвовать. В дальнейшем все дети охотно принимали участие в таких играх.

Формирование компонента «Я умею» заключалось в развитии у детей способности к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативности, адекватности в общении. Для достижения этой цели мы использовали сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, мы вовлекали детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Можно, продумать и организовать целую серию игр. Например, играя в «Магазин» дети распределили роли «продавца», «покупателей». Решили, что магазин будет овощной, т.к. овощей и фруктов в группе достаточно, хватит на всех играющих. Игра продолжалась долго. В процессе игры дети самостоятельно меняли её название: «Магазин книг», «Магазин игрушек»; вводили новые роли. После проведения игры «Магазин книг» возникла новая игра «Библиотека».

Перед играми проводилась предварительная работа: беседы с целью расширения представлений детей о профессиях, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов к игре. Во время игр дети учились сами выбирать себе партнёров, регулировать взаимоотношения, устанавливать игровые правила, следить за их выполнением. Увеличилось число контактов в играх, появилось умение совместного сюжетосложения. Дети стали чаще использовать высказывания, вопросы по ходу игры, сообщения о том, что сделано, и о том, что надо сделать. Формируется умение привлечь внимание сверстника к игре. В речи детей появились обращения типа: «А давай сделаем так», «Послушай, что скажу…», «А что, если нам…?» и др. Наблюдая за ходом игры, мы видели, что дети стали дружелюбнее относиться друг к другу, охотнее вступают в контакты, самостоятельно организовываются в группы.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

Чтобы сформировать умение правильно выражать свои мысли и чувства, учится помогать друг другу и достойно проигрывать, мы в своей работе используем дидактические игры, которые по праву являются любимым видом игры для детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. И Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.

Устойчивые проявления детьми доброжелательности в общении со сверстниками содействует созданию благоприятного эмоционального микроклимата в игровых объединениях и как следствие возникновение устойчивых положительных коммуникаций.

Список литературы

  1. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М.:В. Секачев, 2005.-32 с.
  2. Екжанова  Е. АСтребелева ., Е. А.  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2010.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.
  3.   Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

          №3, 2007

  1. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.
  2. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: 2000
  3. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.,1978.
  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1983. -192с.
  5. Деятельность и взаимоотношения дошкольников.  / Под ред. Т.А.Репиной, - М.: Педагогика. – 1987. – 192с. 4. Калинина Р.Р.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.

В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников  - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению  ...

«Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи».

Статья на тему: «Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ с нарушениями речи»....

Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические р...

Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников образовательными технологиями LEGO

LEGO технологии -  это современное средство обучения детей, отвечающее и запросу на самовыражение и образовательным задачам. Это гармоничный комплексный игровой подход для изучения самых различны...