Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovitelnaya_gruppa.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Детский сад № 322 компенсирующего вида»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                 «СОГЛАСОВАНО»

Заведующий МБДОУ №322                                                    Зам. зав. по ВМР

К.А.  Мухаматгалеева                                                             О.А. Ивлева

____________________                                                      _________________

«___»____________2017г.                                                    «__»________2017г.

Рабочая программа

учителя - логопеда

на 2017-2018 учебный год

Учитель-логопед: Щеглюк Татьяна Владимировна

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

Образовательная область: коррекция нарушений речи

                   

Содержание

Название раздела

Страницы

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

3-4

1.1. Цель и задачи логопедической деятельности

4

1.2. Характеристика воспитанников группы

4-7

1.3. Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

7-8

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

8-9

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

9-10

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации

мероприятий логопедической деятельности

10-16

2.4. Перспективный тематический план занятий по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками  звукового анализа и синтеза

16-20

2.5. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя

20-28

2.6. Перспективный тематический план занятий по развитию и совершенствованию связной речи

28-31

III. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение  программы для осуществления логопедической деятельности

32-35

3.2.Организация предметно - пространственной развивающей

образовательной среды

36

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

        Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о

своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

        С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

        Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

        В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание основной и коррекционных программ.

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.

 

Методическое обеспечение:

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-

    графические планы рассказов. Скрипторий, 2014.

  • Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. КАРО, 2014.
  • Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. Каро, 2009 г.
  • Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2003.
  • Глухов В.П. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст]:  учебное пособие/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет, в 3-х альбомах. Гном, 2016.
  • Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 6-7 лет с ОНР [текст]:  учебное пособие/ Гном, 2008.
  • Ивановская О.Г.,  Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. Каро, 2011.
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи, 2010.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Союз, 2009.
  • Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр 2010.
  • Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика:  авторская методика / А.Я. Мухина. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  • Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]:  учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
  • Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс, 2015.
  • Парамонова Л.П. Стихи для развития речи. КАРО, 2011.
  • Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы. /автор-сост. Л.Е.Кыласова, Учитель, 2011.
  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ, 2005.
  • Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, в 4-х альбомах, Гном, 2016.
  • Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма, 2005.
  • Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в игре. Детство-Пресс, 2007.

        Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности, рассчитана на один учебный год.

        Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.1. Цели и задачи логопедической деятельности

        Цель данной Программы - диагностика и дальнейшее развитие связной речи (диалогической и монологической) детей с речевыми расстройствами. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

Задачи:

1. Уточнение и расширение словарного запаса.

2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.

3. Развитие диалогической и монологической речи.

4. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференциаций.

5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

6. Овладение элементами грамоты.

1.2. Характеристика воспитанников группы

Группу посещают 19 детей с тяжелыми нарушениями речи:

7 – девочек, 12 – мальчиков.

ФНР –1ребенок

ОНР II-III ур. – 4 ребенка

ОНР III ур. – 14 детей

Дизартрия – 17 детей

М/алалия – 3 ребенка

Ринолалия – 1 ребенок

Заикание – 2 ребенка

        Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

        Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.

        

Характеристика уровней общего недоразвития речи

I уровень

                Оральный праксис: дети чаще пытаются повторить  движения за педагогом;  нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, реже – быстрый или нормальный. Ритм - доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. Интонация - монотонная. Дыхание - низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Голос - нередко снижена сила голоса.

У детей с ОНР I уровня полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.

Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.

        Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии.

Отсутствуют и сложные и простые формы фонематического анализа.

        Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.  При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

        Экспрессивная речь - фраза  состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой окружающими быть не может.

        Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.

Автоматизированная форма речи - нарушена.

Сопряжённая форма речи – нарушена.

Отражённая форма речи – нарушена.

        Связная речь – не сформирована.

        Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире  активного.

        Грамматические процессы– словообразование -  отсутствует; словоизменение – отсутствует.

        Общая и мелкая моторика - развита слабо.

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и  множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных  предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная  форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов;  на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Диалогическая речь в основном развита.

Автоматизированная форма речи - затруднена.

Сопряжённая форма речи – затруднена.

Отражённая форма речи – затруднена.

        Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

        Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.

        Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

        Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

        Моторика развита недостаточно.

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов  в слове / предложении).

        Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

        Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая,  с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

        Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи – сформирована.

Сопряжённая форма речи – сформирована.

Отражённая форма речи – сформирована.

        Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

        Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно  других частей речи.  Простым обобщением владеет частично.  Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире  активного.

        Словообразование - значительно затруднены:  образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.

        Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.

        Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.

1.3. Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

        Логопедическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Данные обследования заносятся в речевой протокол. По итогам обследования, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждаются результаты диагностики и выстраивается план коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной логопедической группы. Для воспитанников, чей уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.

        

        На этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе дети должны научиться:

  • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми  распространенными  и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеть элементарными навыками пересказа.
  • Владеть навыками диалогической и монологической  речи.
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее.
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
  • Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

        Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-

развивающей работы в подготовительной группе.

        Учебный год длится в подготовительной логопедической группе с 1 сентября по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых протоколов, оформление документации.

        Логопедические занятия проводятся ежедневно с 18 сентября, согласно сетке занятий. Программа рассчитана на три периода обучения:

  • I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
  • II период – декабрь, январь, февраль;
  • III период – март, апрель, май.

        Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ компенсирующего вида, определённым СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г.

        В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности:

День недели

Вид деятельности

Понедельник

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов)

15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

17.25-18.30 – Работа с родителями

Вторник

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-9.25 Организованная образовательная деятельность с группой детей

9.20-12.30 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

Среда

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов)

15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

17.25-18.30 – Работа с родителями

Четверг

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-9.25 - Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (1-я подгруппа)

9.25-9.30 - Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов

9.30-9.55 - Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (2-я подгруппа)

9.55-12.30 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

Пятница

8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала)

9.00-9.25 Организованная образовательная деятельность с группой детей

9.20-12.30 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов

Количество фронтальных (групповых) занятий в неделю –  2 занятия.

Подгрупповых занятий в неделю – 2 занятия.

Индивидуальных занятий – ежедневно (не менее 3-х индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком).

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

        Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по

логопедической деятельности

        По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей

группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.

        Групповые формы организации  (продолжительность до 30 минут) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой ООД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю) и подготовку к обучению грамоте (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

        Индивидуальные формы работы (продолжительность до 15 минут) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.

        Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной ООД учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

        Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

представлены в виде календарно-тематического планирования занятий.

        В основе планирования ООД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.

        Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в содержание обучения и воспитания введены 36 тематических событий.

Тематическая событийность в подготовительной группе

Месяц

Недели

Тема

Сентябрь

ОСЕНЬ

1.09- праздник

«1 сентября»

1.09-15.09

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

18.09-22.09

 «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»

25.09-29.09

«Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Октябрь

ОСЕНЬ

02.10-06.10

«Я по лесу по зеленому иду,

я грибочки в кузовок соберу»

09.10-13.10

«Мы с друзьями в лес пойдем, разных ягод наберем»

16.10-20.10

«Древесный ствол имею я,

Есть корни, ветви у меня»

23.10-27.10

«Осень добрая пришла, нам подарки принесла»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Ноябрь

СЕМЬЯ. ДОМ.

30.10-03.11

«Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем»

06.11-10.11

«Для детей важна еда, кушать детям надо.»

13.11-17.11

«Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!»

20.11-24.11

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

27.11-01.12

«У человека что может быть семьи дороже?»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Декабрь

ЗИМА

04.12-08.12

«Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки»

11.12-15.12

«Мы зиму ждали не напрасно: Морозным днем под небом ясным
Все будущие чемпионы торопятся на стадионы»

18.12-22.12

«Трудно птицам зимовать,
надо птицам помогать!»

25.12-29.12

«Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Январь

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1.01-08.01

Каникулы

09.01-12.01

«Любим сказки мы читать и потешки сочинять»

15.01-19.01

«О чем «рассказывает» одежда»

22.01-26.01

«Я их чищу, берегу.

По дорожке в них бегу.»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Февраль

БЕЗОПАСНОСТЬ

29.01-02.02

«Как прекрасен город наш!»

05.02-09.02

«Весь год, зимой и летом, в стальной костюм одеты»

12.02-16.02

«Нужно правила движения 

Выполнять без возражения.» (ПДД)

19.02-22.02

«Каждый мальчик может стать солдатом»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Март

ВЕСНА

26.02-02.03

«Милая певунья, ласточка родная,

К нам домой вернулась из чужого края»

05.03-07.03

«Ты весна приходи, всю природу разбуди»

12.03-16.03

На птичьем дворе,

Шум и гам на заре

19.03-23.03

«Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?»

26.03-30.03

«Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Апрель

ПРОФЕССИИ

02.04-06.04

«В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем»

09.04-13.04

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»

16.04-20.04

«Все профессии хороши – выбирай на вкус»

23.04-28.04

«Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Май

СКОРО ЛЕТО

03.05-04.05

«Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.»

07.05-11.05

«В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём»

14.05-18.05

«Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду»

21.05-25.05

«В гостях у пчелки Майи»

28.05-01.06

«Что ты мне подаришь, лето?»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Планирование по каждому тематическому событию включает следующие разделы:

  1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, овладение элементарными навыками письма и чтения.
  2. Развитие словаря.
  3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи и речевого общения.

Коррекционные задачи каждого из разделов:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза

а) Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

б) Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

в) Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

г) Формирование произносительной стороны речи.

Уточнять у детей произношение сохранных звуков.

Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.

Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Совершенствовать навыки по  дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).

д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).

Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.

Учить выделять ударный звук в слове.

Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных  слов (лак – лик).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.

2. Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Объяснять значение слов с опорой  на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов  в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

 Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

      Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

      Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов  мужского и женского рода по временам.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа  предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

4. Развитие связной речи и речевого общения

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок,   рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .

Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

2.4. Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и  фонематического восприятия, овладению навыками  звукового анализа и синтеза с детьми  с ОНР.

Форма организации занятий - групповая.                                                             Всего - 36 занятий.

Цели занятий:

  1. Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
  2. Совершенствование   навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
  4. Знакомство с буквами русского языка.

Неделя

Тема

Закрепляемые навыки

Форма организации

Сентябрь

Фронт.

Подгр.

3-я неделя

 Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

1

4-я неделя

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

1

Октябрь

1-я неделя

Звук  А

 Буква А

Знакомство с  понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква.

 

2-я неделя

Звук У

 Буква У

Учить выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА

3-я неделя

Звук И

Буква И

Анализ  звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА.

4-я неделя

Звук  О.

Буква О

Определение  наличия или отсутствия  звука в слове.

Ноябрь

1-я неделя

Звук  Э и буква Э.

Закрепление гласных звуков.

Закрепление понятия гласный звук. Деление слов на слоги.

1

2-я неделя

Звук Ы.

Буква Ы.

Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию.

Определение места звука в слове.

1

3-я неделя

Звуки М-МЬ

Буква М.

Знакомство с понятием согласный звук. Анализ, синтез и чтение прямых,  обратных слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО. Введение понятия  «слог».

1

4-я неделя

Звуки   П-ПЬ

Буква П

Закрепление понятия согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение  обратных слогов АП, ОП, УП.

1

5-я неделя

Звуки Б-БЬ,

Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ

Буква Б

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости.

1

Декабрь

1-я неделя

Звуки Т-ТЬ

Буква Т

Составление схем слогов и  слов. Закрепление понятия  мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв.

1

2-я неделя

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д.

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости.

1

3-я неделя

Звуки Н-НЬ.

Буква Н

Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение  двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ

1

4-я неделя

Звуки Ф-ФЬ.

Буква Ф.

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

1

Январь

1-я неделя

КАНИКУЛЫ

2-я неделя

Звуки В-ВЬ.

Буква В

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

1

3-я неделя

Звуки  К-КЬ

Буква К.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков.

1

4-я неделя

Звуки Г-ГЬ

Буква  Г

Составление схем слогов и  слов. Дифференциация гласных и согласных звуков.  Составление схем простых предложений.

1

Февраль

1-я неделя

Звуки Х-ХЬ

Буква Х

Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

1

2-я неделя

Звук Й

Буква Й

Определение  наличия или отсутствия

звука в слове.

Чтение односложных и двусложных слов.

1

3-я неделя

 Буква Я

Буква Я

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

4-я неделя

Буква Е

Буква Е

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

Март

1-я неделя

Звуки С-СЬ

Буква С

Дифференциация звуков по  мягкости - твердости. Закрепление  составления схем  слов.

1

2-я неделя

Звуки З-ЗЬ

Буква З

Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений.

1

3-я неделя

Звук Ц

Буква Ц

Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

1

4-я неделя

Звуки Р-РЬ

Буква Р.

Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

1

5-я неделя

Звуки Л-ЛЬ

Буква Л

Формировать навыки преобразования  слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

1

Апрель

1-я неделя

Буква Ё

Буква Ё

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

2-неделя

Буква Ю

Буква Ю

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

3-я неделя

Звук Ш

Буква Ш

Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов.

Составление слов по последним звукам данных слов.

1

4-я неделя

Звук Ж

Буква Ж

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки слова,  простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность.

1

Май

1-я неделя

Звук Ч

Буква Ч

Проводить звуко-слоговой анализ и синтез  на основе наглядно-графических схем.

Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить их анализировать и выкладывать из букв разрезной азбуки.

1

2-я неделя

Звук Щ.

Буква Щ.

Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка).

Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность,

выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.

1

3-я неделя

Мягкий знак.

Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Закрепление оптико-пространственных  ориентировок.

1

4-я неделя

Твердый знак.

Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Дифференциация Ь и Ъ. Закрепление оптико-пространственных  ориентировок.

1

        

2.5. Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя

Форма организации занятий - подгрупповая.                                                        Всего - 72 занятия.

№ недели

Лексическая тема

Содержание

Кол-во занятий

СЕНТЯБРЬ

3

Фрукты

Расширять и активизировать словарный  запас в процессе изучения лексических тем.

Учить подбирать слова-признаки к предмету.

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить образовывать и использовать в речи мн. число имен существительных в Р.п. (игра "Один-много").

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (лимончик, яблочко) - игра "Назови ласково".

2

4

Овощи

Учить подбирать слова-признаки к предмету.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя с именами существительными м. и ж. рода (игра "Жадина").

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Совершенствовать навыки изменения имен существительных по числам (Это помидор. Это помидоры)

Учить образовывать и использовать в речи мн. число имен существительных в Р.п. (игра "Один-много").

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (помидорчик, репка, баклажанчик) - игра "Назови ласково".

2

ОКТЯБРЬ

1

Грибы

Учить образовывать сложные существительные (подосиновик, подберезовик).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными (упражнение "Жадина").

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

2

Ягоды

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

2

3

Деревья

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (березка, рябинка) - упражнение "Назови ласково".

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

4

Осень

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы: глаголы, прилагательные, наречия (упражнение а «Скажи наоборот»)

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (солнышко, тучка, веточка, листочек) - упражнение "Назови ласково".

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

НОЯБРЬ

1

Игрушки

Упражнение в образовании притяжательных прилагательных (Танина, Ванина) - "Чья игрушка?"

Согласование притяжательных местоимений мой, моя  с именами существительными (упражнение "Жадина").

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Что без чего?".

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

2

Продукты питания

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои  с именами существительными (упражнение "Жадина").

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

2

3

Посуда

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Упражнение в образовании однокоренных слов (суп-супница, соль-солонка и др.).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с именами существительными (упражнение "Жадина").

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Без чего посуда?".

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

2

4

Мебель

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что без чего?»).

Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Совершенствовать умение употреблять в речи  слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

2

5

Человек. Семья

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Учить образовывать сложные прилагательные (голубоглазая).  

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме родительного  падежа ("Один-много").

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (пальчик, носик, плечико и др.) - упражнение "Назови ласково".

Упражнение в употреблении имен существительных в родительном падеже - "Что забыл нарисовать художник?"

Упражнение в употреблении имен существительных в творительном падеже - "Чем мы видим? Чем мы слушаем? Чем мы нюхаем?"

2

ДЕКАБРЬ

1

Зима.

Зимние забавы

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Уточнение значения сложных существительных (гололёд, снегопад).

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (зимушка, снежок и др.) - упражнение "Назови ласково".

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

Учить образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы (въехал, съехал, уехал и др.)

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

Продолжать работу по образованию и употреблению относительных прилагательных.

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме предложного  падежа (на санках, на коньках, на лыжах и др.).

2

2

Зимние виды спорта

Совершенствовать умение преобразовывать имена существительные м.рода в существительные ж.рода (спортсмен-спортсменка, лыжник-лыжница, фигурист-фигуристка и др.)

2

3

Зимующие птицы

Учить образовывать сложные прилагательные (белобокая, длиннохвостая, желтогрудая, чернокрылая, длинноклювый).

Понимание пространственного значения предлогов на, в, из, за,  под, к, с, у, из-за, из-под и употребление их в речи.

 Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Закрепить умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы (подлетел, улетел, залетел и др.)

Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные - упражнение "Чьи перья?".

2

4

Новогодний праздник

Согласование числительных с именами прилагательными и существительными (упражнение «Считай и называй»).

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (вкусный-вкуснее, высокий-выше, длинный-длиннее и др.).

2

ЯНВАРЬ

2

Устное народное творчество

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

2

3

Одежда

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои  с именами существительными (упражнение "Жадина").

Закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

Закрепить умение образовывать и употреблять имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением (маленькая юбочка, красненькая рубашечка и др.) - упражнение "Назови ласково".

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме родительного  падежа - "Один-много".

Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

2

4

Обувь

Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Закрепить умение образовывать и употреблять имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением (маленькие туфельки, новенькие ботиночки и др.) - упражнение "Назови ласково".

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме родительного  падежа - "Один-много".

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Кто без чего?".

2

ФЕВРАЛЬ

1

Наш город

Активизировать словарь по теме.

Учить подбирать синонимы.

Закрепить умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

2

2

Транспорт

Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Назови  одним словом»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

2

3

ПДД

Закрепить умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

2

4

Защитники Отечества

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с суффиксами (-чик, -ист).

Учить детей согласовывать прилагательные с существительными (упражнение «Подбери признак»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Сосчитай»).

2

МАРТ

1

Перелетные птицы

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что без чего?»).

Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнения «Из чего какой?», « Скажи одним словом»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение "Назови ласково").

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

2

Весна. Мамин праздник

Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Прятки»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Увидели, не увидели»).

2

3

Домашние птицы

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Рассмотри и назови»).

Продолжать работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными (упражнение «Танины марки»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

4

Дикие животные

Продолжать работу по изменению имён существительных в косвенных падежах (упражнение «Угадай-ка», «Кто с кем?»).

Обучать согласованию имён прилагательных с именами существительными, употреблению в речи глаголов (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (упражнение «Прятки»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Подскажи словечко»).

2

5

Домашние животные

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнения «Что у кого?», «Что забыл нарисовать художник?», «Скажи одним словом»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

АПРЕЛЬ

1

Зоопарк

Учить детей способам словообразования при помощи суффиксов (упражнение «Папа, мама, детёныши »).

Продолжать работу по употреблению в речи слов-признаков и слов-действий (упражнение «Подбери признак, подбери действие»).

Учить детей способам словообразования при помощи суффиксов (упражнение «Как сказать по - другому?»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что забыл нарисовать художник?»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Подскажи словечко»).

2

2

Космос

Учить подбирать родственные слова к слову космос.

Учить детей согласовывать прилагательные с существительными (упражнение «Подбери признак»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Подскажи словечко»).

2

3

Профессии. Инструменты

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Кто чем работает?» «Помоги Незнайке»).

Учить способу словообразования путём изменения прилагательного в существительное (упражнение «Назови профессию»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбери действия»).

Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (упражнения «Где лежат? Откуда возьмём?»).

2

4

Школьные принадлежности

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Учить использовать в речи притяжательные местоимения мой, моя, моё (упражнение «Жадина»).

Продолжать работу по употреблению в речи  слов-действий (упражнение «Подбери слова-действия»).

Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнение «Из чего какой?»).

2

МАЙ

1

День Победы

Учить подбирать синонимы к словам – признакам (смелый, отважный, геройский).

Учить подбирать антонимы к словам – признакам (смелый).

Учить подбирать родственные слова к словам герой, защита.

2

2

Рыбы

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Чьи хвосты?»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Рассмотри, назови, посчитай»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Прятки»).

2

3

Цветы

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Продолжать работу по употреблению в речи  слов-действий (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнения «Букет для мамы», «Подбирай слова»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Сравни предметы»).

2

4

Насекомые

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(упражнение «Назови ласково»).

Учить детей способам словообразования при помощи суффиксов (упражнение «Подскажи словечко»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Чьи лапки, чья голова?»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

2

5

Лето

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение  «Подбирай слова»).

2

2.6. Перспективный тематический план образовательной деятельности по развитию и совершенствованию связной речи

Форма организации занятий - фронтальная.                                                         Всего - 36 занятий.

№ недели

Лексическая тема

Содержание

Кол-во занятий

СЕНТЯБРЬ

3

Фрукты

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки.

Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану.

1

4

Овощи

Знакомство с многозначными словами (лук).

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов.

Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану.

1

ОКТЯБРЬ

1

Грибы

Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка).

Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под.

1

2

Ягоды

Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану.

1

3

Деревья

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.

Упражнение в согласовании слов в предложении.

1

4

Осень

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа-сравнения осени и лета.

1

НОЯБРЬ

1

Игрушки

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить детей отвечать полным предложением.

Составление рассказа "Как дети играли с игрушками" (с опорой на картинки).

Составление рассказа по представлению "Как я играю с любимой игрушкой".

Составление рассказа об игрушках по предложенному плану.

1

2

Продукты питания

Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота.

1

3

Посуда

Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

1

4

Мебель

Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»).

1

5

Человек. Семья

Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

Составление рассказа о маме  (папе)  по предложенному плану.

1

ДЕКАБРЬ

1

Зима.

Зимние забавы

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа с опорой на предметные картинки.

1

2

Зимние виды спорта

Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

Пересказ с опорой на предметные картинки.

1

3

Зимующие птицы

Составление рассказа по серии картинок

1

4

Новогодний праздник

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

1

ЯНВАРЬ

2

Устное народное творчество

Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки.

1

3

Одежда

Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

1

4

Обувь

Знакомство с многозначным словом (язычок).

Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному наглядному плану.

1

ФЕВРАЛЬ

1

Наш город

Составление рассказа по серии картинок.

1

2

Транспорт

Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»).

1

3

ПДД

Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял".

1

4

Защитники Отечества

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»).

1

МАРТ

1

Перелетные птицы

Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).

Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ.

1

2

Весна. Мамин праздник

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение  «Нелепицы»).

1

3

Домашние птицы

Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки.

Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

1

4

Дикие животные

Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»).

1

5

Домашние животные

Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

1

АПРЕЛЬ

1

Зоопарк

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»).

Составление сравнительных  рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»).

1

2

Космос

Составление рассказа по предложенному  плану.

1

3

Профессии. Инструменты

Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»).

Составление рассказа по серии картинок.

1

4

Школьные принадлежности

Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

Составление рассказа по серии картинок.

1

МАЙ

1

День Победы

Закреплять навык составления рассказа по картине.

1

2

Рыбы

Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»).

Составление рассказа по предложенному наглядному плану.

1

3

Цветы

Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»).

Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»).

Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану.

1

4

Насекомые

Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку).

1

5

Лето

Закреплять навык составления рассказа по картине.

1

III. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение

осуществления логопедической деятельности

Оборудование логопедического кабинета

Стол детский – 1 шт.

Стулья детские – 2 шт.

Стул – 1 шт.

Стеллаж – 2 шт.

Стол – 1 шт.

Дидактический стол с зеркалом – 1 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Ковер – 1 шт.

        Учителем-логопедом составлен перечень методической литературы и иллюстративного материала используемого с детьми 6-7 лет в ходе логопедической деятельности.

Методическая литература

Уфимцева Л. «Использование здоровье развивающих технологий обучения в логопедической группе» 1, 2 часть. -  Красноярск, 1993

Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998

Коноваленко В.В. «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -

М.: Гном – пресс, 1998

Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.

Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.  Санкт-Петербург, 2005.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.

Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением  речи. Москва, 2000г.

Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001

Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998

Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004

Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос,2001

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

речи. — СПб., 2001.

Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.

Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.

Милостивенко Л. Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.

Нищева  Н. В.  « Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.

Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.

Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.

Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006

  Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.-  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.

Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

Цейтлин С.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.

Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006

Коррекция звукопроизношения

Артикуляция звуков в графическом изображении

Постановочные зонды, шпатели

Спирт для обработки инструментов, вата

«Способы постановки звуков»

Соколенко Н.И. «Посмотри и назови» 2 книги

Карточки для автоматизации и дифференциации звуков

Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»

Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки»

Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»

Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»

Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»

Жихарева – Норкина Ю.Б. «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми»

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. «Учитесь говорить правильно»

Нищева Н.В. «Будем говорить правильно»

Комарова Л.А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях» - 9 тетрадей.

Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка», «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужжалочка и Шипелочка», «Приключения Л», «День рождения Р» и др.

Развитие фонетического восприятия,

подготовка к обучению грамоте

Успенская Л.Г. «Учитесь говорить правильно»

Волина В.В. «Учимся играя»

Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя»

Глинка Г.А. «Буду говорить, читать и писать правильно»

Кочугова Н.П. «Трёхсложные слова с открытыми слогами» (картинный материал)

Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой)

«Волшебные домики» (слоговые домики, предложения) , слоги (для чтения)

Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами»

Хватцев Е.М. «Логопедия. Работа с дошкольниками»

Жукова Н.С. «Букварь»

Картинки на развитие воздушной струи.

Звуковые дорожки, «Весёлые подружки» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)

Наглядный материал «Буквы», объёмные буквы, алфавит, разрезная азбука.

Демонстрационный материал по формированию навыка чтения.

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)

Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика»

Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»

Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи»

Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3»

Микшина Е.П. «Видим, слышим, говорим»

Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню»

Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь»

Фролова Г. «Зимушка-зима»

Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной  речи у детей»

Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»

Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи»

Серия «Живое чтение» по сказкам:

  • «Репка»
  • «Красная шапочка»
  • «Курочка Ряба»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Три поросенка»

Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:

  • Овощи
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Перелётные и зимующие птицы
  • Фрукты
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

Плакаты:

  • Овощи
  • Фрукты
  • Перелётные птицы
  • Зимующие птицы
  • Схемы для описания птиц
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

Папки по лексическим темам:

-дикие животные            

-цветы

-домашние животные    

-животные жарких стран

-животные севера        

 -насекомые

-деревья и кустарники    

-овощи

- фрукты

-ягоды, грибы

-день защитника отечества

-профессии                      

-транспорт                      

 -одежда, обувь

-птицы: домашние, перелётные, зимующие

-посуда, пища                

-мебель

Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

«Кто есть кто? »

«Кто где живёт?»

«Кто что ест?»

Кубики: Овощи Игрушки

Логопедическое лото

Силуэты животных

Ткаченко «Звуки и буквы»

Разрезные картинки

Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы».

Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн).

3.2. Организация предметно - пространственной развивающей

образовательной среды

        Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта.

        Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

        В логопедическом кабинете организовали развивающую среду и наполнили

необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой

деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей). Игрушки и оборудование стали более разнообразными и сложными (массажер Су - Джок и другие игрушки-головоломки).

        Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются дидактический стол с зеркалом, два стула. Над зеркалом стенд с основными артикуляционными упражнениями. На столе игры для развития дыхания, игрушка для проведения артикуляционной гимнастики, звуковые дорожки. На стене - азбука в картинках.

        Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудована учебным столом, стульями, стендом для наглядности.

        Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена стеллажами и этажеркой и содержит следующие разделы:

        - материалы по обследованию речи детей;

        - материалы по коррекции звукопроизношения;

        - материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

        - материалы по развитию фонематических процессов;

        - пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

        Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит доступные консультации о развитии и коррекции речи детей.

        Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает почувствовать уверенность в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в  действие  нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает напис...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе  компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана  на основе адаптированной...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)...

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа.

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа....

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа

Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа...