Развитие слухового и речеслухового восприятия у детей с КИ
опыты и эксперименты по логопедии

Щеглюк Татьяна Владимировна

Представление собственного опыта работы с детьми с КИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

   Представление собственного опыта

 работы с детьми с кохлеарными имплантами

«Развитие слухового и речеслухового восприятия

у детей с кохлеарными имплантами»

учитель – логопед:

Щеглюк Татьяна Владимировна

Центр «Сознание»

Г. Красноярск

Как показывает статистика, ежегодно увеличивается количество детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.

В настоящее время, кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации детей с тяжелыми формами тугоухости и глухоты.

Кохлеарный имплант позволяет слышать окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а так же полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих детей.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, которая включает в себя:

  1. Медицинское обследование.
  2. Хирургическая операция.
  3. Реабилитация.

Самым важным является послеоперационный этап - это этап реабилитации, который начинается с самого первого дня, когда ребенку подключили речевой процессор.

Важную роль в послеоперационный период играет:

- Настройка  и постоянное ношение речевого процессора

- Введение ребенка в нормальную речевую среду.

- Систематическая коррекционная помощь.

Коррекционная помощь включает в себя систематические занятия с:

- Сурдопедагогом.

- Логопедом.

- Психологом.

-Дефектологом.

- Родителями (Постоянный процесс общения с ребенком)

Роль семьи очень велика, родители принимают активное участие в обучении и развитии своего ребенка, помогают ему в достижении основной цели – развитие собственной полноценной речи.

Работа ведется на основе «слухового метода»,

автором которого является Королева Инна Васильевна..

4 этапа слухоречевой реабилитации детей после КИ:

1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия

                                                длительность 3 -12 недель

2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ      

                                              длительность 6 – 18 месяцев

3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи  

длительность  - более 5 лет

4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов

Сегодня мы рассмотрим только два первых этапа слухоречевой реабилитации

детей с кохлеарными имплантами.

1 этап  начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия

            Цели:

  1.  Достижение параметров настройки процессора  КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (>6м);

            (В решении первой задачи ведущая роль принадлежит аудиологу,

 настраивающему процессор КИ. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к настройке процессора КИ. Для этого каждое занятие мы начинаем с УДР (условно двигательная реакция на звук) Выработав УДР – ребенок при настройках сможет сказать/показать слышит он звук или нет. Как он слышит звук: громко, тише, тихо.

                                         ВИДЕОФРАГМЕНТ (Даша УДР, Семен УДР)

УДР вырабатывается постепенно: сначала совместно с родителями и педагогом,

 затем самостоятельно.

  1. С опорой на артикуляцию на долгий звук ПАПАПА
  2. Без опоры на артикуляцию, только слуховое восприятие

на долгий звук ПАПАПА

  1. Без опоры на артикуляция на короткий звук.
  2. Счет звуков.
  3. Повторение произнесенных звуков.
  4. Выделение только заданного звука.

2.    Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками;

Педагог  развивает начальные навыки слушания и

пользования звуками для общения

во время индивидуальных занятий, обучает родителей естественному речевому общению с ребенком (чтобы обратить внимание ребенка на окружающие звуки родитель проговаривает звук: молнию застегиваем – вжик, кнопочка щелкает – чик, телефон звенит динь – динь…)

3. Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом,

мотивации пользования голосом для общения.

Поощрять за любые попытки ребенка пользоваться голосом.

4. Обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.

1 этап – это основа для спонтанного развития процессов слухового и слухоречевого восприятия

Он соответствует периоду развития детей с нормальным слухом от рождения до 4 – 6 месяцев.

 2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ

   Цели:

1.Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ;

  1. С опорой на артикуляцию на долгий звук ПАПАП
  2. Без опоры на артикуляцию, только слуховое восприятие

на долгий звук ПАПАПА

  1. Без опоры на артикуляция на короткий звук.
  2. Счет звуков.
  3. Повторение произнесенных звуков.
  4. Выделение только заданного звука.

2. Развитие (формирование) всех мозговых процессов анализа звуков и речи

как звуковых сигналов

-- Обнаружение, различение, опознание звуков

-- Слуховое внимание

Развиваем произвольное и не произвольное внимание.

-- Слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация

Учим ребенка повторять простое слово на слух, даже если он не знает его значения – так как параллелельно развивается голос. Увеличивается подвижность и переключаемость артикуляционного аппарата, развивается звукопроизношение.

-- фонематический слух  (ИГРЫ на развитие фонематических процессов:

                        Различение простых близко звучащих слов: диван – банан,

                                                                                              Вагон – лимон

                                                                                           Палка – Галка

                                                                                            Дом - сом

                        Выделение начального звука в слове: Журнал смешариков

                                                                             №3 стр.29

                          Пособие Н Созонова «Логопедическое слово»

  1. Фонематическое восприятие
  2. Фонематическое представление
  3. Ребусы (фонематический анализ)

Основа для развития узнавания и запоминания слов только на слух.

-- слуховая и слухоречевая память.

(Так как слуховые центры мозга не развивались в критический период – до 2 лет,

затруднено накопление словарного запаса у ребенка.)

- запоминаем не речевые звуки и соотносим их с предметом

- далее переходим к звукоподражания и простым словам.

3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыков

Это основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи.

Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет

При организации коррекционной работы   с детьми с после кохлеарной имплантации необходимо учитывать особенности восприятия звуков и речи, которые определяются следующими причинами:

- Ребенок воспринимает речь с задержкой, так как кохлеарному импланту требуется время,чтобы закодировать и передать сигнал слуховому нерву.

-У детей  в первые годы использования кохлеарного импланта   недостаточно

развита  слуховая память, внимание, скоростью обработки речи.

- Несформированностью  слуховых центров мозга

Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с кохлеарным имплантом, необходимо создать оптимальные условия, которые заключаются в следующем.

 

  1. Ребенок должен постоянно носить кохлеарный имплант, процессор кохлеарного

импланта  должен быть хорошо настроен

  1. Во время занятий следует исключать шумы. Заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка  - реверберации (есть зановески, ковры, мебель)
  2. При общении с ребенком лучше находится рядом с ним со стороны импланта  на расстоянии до 1 метра или перед ним.
  3. Прежде чем говорить с ребенком, нужно привлечь его внимание к себе.
  4. Говорить надо простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы.
  5. Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно.
  6. Надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.
  7. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком (произвести действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука.
  8.  Следует учить ребенка узнавать отдельные звуки речи, чтобы он мог хорошо воспринимать речь окружающих. Умение различать акустически сходные звуки речи используется также для контроля правильности настройки процессора кохлеарного импланта.
  9. У маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа. Постарайтесь на занятиях и в обычных ситуациях общения создавать ситуации, которые подталкивали бы ребенка к использованию речи.
  10. Необходимо постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельно их использовать, а не только повторять.
  11. При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы.
  12. Необходимо внимательно относится к речи ребенка, следить за правильностью построения высказывания, согласованием слов в высказывании. За правильностью словоизменения и словоупотребления. Поправляйте ребенка,  если он ошибся, давая правильный вариант, просите ребенка повторить за вами.

 

Наши занятия посещают дети дошкольного возраста. Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Поэтому наши занятия мы проводим в игровой форме, с частой сменой деятельности. Процессы обучения стараемся заменять процессами научения. Так как ребенок научается многому самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого, подражая им, общаясь с ними и делая что – то вместе, изучая – играя с разными предметами.

Получасовое занятие с ребенком  (даже если оно проводится ежедневно) принципиально не может решить задачу развития речи у детей с нарушением слуха. Поэтому основной целью логопеда при работе с детьми  - это обучение родителей развитию у ребенка слуха, пониманию устной речи, двигательных навыков и умственной познавательной деятельности при выполнении обычных ежедневных дел.  

На наших занятиях обязательно присутствуют родители и являются равными партнерами занятия.

Приемы и методы, применяемые на занятиях с детьми с кохлеарными имплантами, для развития слухового и слухоречевого восприятия.

  1. УДР

Условно двигательная реакция на звуки речевые и неречевые.

Счет звуков при УДР.

Выделение заданного звука.

  1. Приемы помогающие вызвать интерес ребёнка к окружающим звукам.

Животные

Звуки встречающиеся в быту.

Звуки улицы.

  1. Развитие слуховой памяти

Музыкальные инструменты.

Найди, где спряталась картинка?

Найди пару.

  1. Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом,

Высоко – низко. (Игра с бабочками)

  1. Развитие мотивации пользования голосом для общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.

Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может  происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...

ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»

Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...