Похищение буквы В
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия " Похищение буквы В"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohishchenie_bukvy_v.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

Тема: «Похищение буквы В»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Психогимнастика. «Здравствуйте». Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей?

Дети. Да!

Логопед.  Покажите. как вы восторгаетесь, когда в гости приходит друг. Как огорчаетесь, когда приходиться расставаться. Покажите, как вы рады нашим гостям и подарите им свои чудесные улыбки.

Основная часть

  • Сообщение темы:

Логопед. Среди гостей я вижу грустную девочку.

Логопед. Обращается к кукле, которая сидит среди гостей: Девочка как тебя зовут и почему ты грустная ?

Кукла говорит, что ее теперь зовут Ита иона просит помочь ребят отыскать первый звук и буквы её настоящего имени. Шалунишка ветер утащил его.

Логопед. Предлагает детям отправиться в город Звукоград, потому что именно там находятся все звуки и буквы нашей речи.

  • Беседа о звуках.

Логопед. Не высоко не низко, не далеко не близко, а прям перед вами наш город Звукоград.

Логопед. Ита в Звукограде первый раз. Расскажите ей. В этих красных домах живут, какие звуки?

Дети. Гласные.

Логопед. Почему мы их так называем ?

Дети. Это поющие звуки. Когда мы их произносим воздух не встречает преград.

А в этих сине-зелёных домах живут, какие звуки? – согласные звуки. Они так называются, потому что не могут петь. Когда мы их произносим всегда встречается преграда.

Логопед. Зато согласные, могут быть какими? Звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

  • Игра «Придумай слово на звук»  

Ай-яй-яй, ветер шалунишка и здесь напроказничал. Так сильно задувал, что буквы вылетели из своих домой. Поможем буквам вернуться в свои домики?

Логопед. Ребята, а зачем нам нужны буквы?

Дети. Буквы нужны, что бы писать и читать звуки.

Логопед. Выбрать букву, которую вы будите возвращать, нам поможет игра «Сенсино» (О,У,М,Ы,Э,А).

Дети закручивают волчок, по часовой стрелки выбирают букву и придумывают с данной буквой слово. Затем закрепляют ее на домик ( красные дома гласные, сине-зелёные дома-согласные).

 Логопед. Ита, среди этих букв  есть твоя? Нет. Не переживай! Отыщется твоя буква.

  • Игра «Ловишка со звуками»

Логопед. Может поискать в волшебной «Звукорзине?» Присаживайтесь. Логопед из звуковой кор-зины «достает» звуки.

Логопед  бросает звуки ребёнку. Просит назвать количество звуков? (АПЫ, ТЫ, ХО, ЭМУ,МУ ЫО, МОТ)

Логопед. Ита, ты услышала нужный звук? Нет. Не переживай! Будем искать дальше.

  • Игра «Эхо» - выделение первого слога в слове.

Логопед. Ребята, моет быть , звук спрятался в слогах? Давайте поиграем со Звукомячиком.

Будем называть первый слог в слове, а ты Ита, внимательно слушай.

Вставайте полукругом. Что такое слог? – часть слова.

Логопед. Бросает детям мяч и произносит слово. Ребенок, бросает мяч обратно и произносит пер-вый слог данного слова (КОШКА-КО, фантик, духи, поле, машина, сытый).

Логопед. Ита, ты услышала нужный звук среди слогов?

Ита. Нет.

Логопед. Не переживай! Мы можем еще попросить помощи у Дракончика.

  • Компьютерная игра «Укажи гласные» - выделение гласных звуков, определение места

звука в слове. Дети выполняют задания «Дракончика». В слове определяют гласный звук, место данного звука в слове, в схему вставляют букву, обозначающую данный гласный звук. Слова типа: рак, слон, роза, оса.

Логопед. Ита, ты услышала нужный звук? Нет. Не переживай! Будем искать дальше.

  • Игра «Твердые и мягкие»

На экране появляются проект Mimio

Логопед. Давайте заглянем к друзьям Иты. Разгадывая ребус, дети узнают имена детей. ( Вова, Витя)

Назовите первый звук в имени Вова? – В что это за звук? Дети: Согласный, звонкий, твердый.

Назовите первый звук в имени Витя – Вь. Дайте характеристику этому звуку. Дети: Согласный звонкий мягкий.

Логопед. Посмотрите, Ветер шалунишка побывал и здесь. Он перемешал предметы ребят. Давай- те поможем ребятам разобрать, кому какой предмет подходит. Вове мы дадим предмет с твер - дым  звуком В, а Вите с мягким звуком Вь.

Дети по очереди раскладываю картинки. По ходу выполнения задания логопед спрашивает ребен-ка, почему он сделал то или иной выбор.

  • Физминутка.

Логопед. Ребята, давайте проведем с буквой В небольшую разминку? Повторяйте и показывайте .

В след за ним буква В. Озорная буква В, выступала В-В-В (дети «важно» идут по гругу), Показала ВО-ВО-ВО (показывают большой палец правой руки), Выла волку ВУ-ВУ-ВУ (приподнимаются на носочки), Волновалась ВЫ-ВЫ-ВЫ (поворачивают голову вправо и лево). Постучала ВА-ВА-ВА (топают ногами), и визжала ВИ-ВИ-ВИ. Вот такая буква В, озорная буква В (поднимают вверх указательный палец правой руки).

Логопед. Молодцы, ребята! Ита говорит, что услышала потерянный звук! Если его произнести первым, то мы услышим её имя.

  • Выкладывание слов из букв по следам анализа.

Логопед. Вита, наши ребята могут собрать имя из букв и выложить схему твоего имени .

Дети выкладывают схему по следам анализа ВИТА. Атем собираю имя из букв.

Вита благодарит ребят и дарит им картинки со звуком В.

  • Картинная Галерея. Деление слов на слоги.

Логопед. Ребята, давайте устроим из картинок – Картинную галерею. Подберите рамки для картин по количеству слогов в вашем слове. Чтобы разделить слово на слоги вспомним правило: в слове, сколько гласных, столько и слогов.

Ребенок. В слове кукла два слога. Мне нужна рамка с двумя кружочками.

Логопед. Полюбуйтесь, какая картинная галерея получилась.

  • Составление предложений.

Логопед. Вита, а ребята могут составить с данными словами красивые предложения.

Дети составляют предложения.

  • Работа с деформированным предложением.

Логопед. Ребята, Вита не знаете, что её буква В в предложении может быть маленьким словом, ко-торое указывает, где находиться предмет.

Она составила такие предложения: Мяч положили НАД коробкой.

Правильно она сказала?

Дети: Нет

Логопед.: Кто составит правильное предложение?

Ребенок: Мяч положили В коробку (ИЗ машины сидит водитель. Медведь спит К берлоге. ЗА небо улетел шар. Овощи лежат НА корзинке. Мебель занесли ПОД дом. Дети приходят ИЗ детский сад.) и.т.д.

Подведение итогов. Организация окончания мероприятия

Вита благодарит ребят за помощь. Ей очень понравилось как ребята выполняли задания.

До свидания.

Цель: Обобщить знание детей о гласных и некоторых согласных звуках.

Образовательные задачи:

  • Закрепить понятие о гласных и согласных звуках.
  • Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза слов типа (ВИТА).
  • Закрепить у детей понятие слово, слог, предложение.
  • Совершенствовать навык составление графических схем слова.
  • Продолжить знакомство с печатными буквами А,О,У,Э,И,Ы,В,Т,М.
  • Раскрепить навык умение разгадывать ребусы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Совершенствовать фонематические представления.
  • Развивать простые и сложные формы фонематического анализа (определение места звука в слове, количество звуков в слове).
  • Формирование умение осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференца-цию звуков В,Вь.
  • Совершенствовать навык употребления предлога В и составление с ним предложений.
  • Совершенствовать основные компоненты мыслительной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Продолжать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательно-сти, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать чувство сопереживания к сказочному герою.

Место занятия в учебном плане – обобщающее занятие в конце пройденной темы (согласно Ра-бочей программе) по коррекции фонетико-фонематического развития речи.

Форма организации – подгрупповая.

Категория детей:

  • возраст (группа) – 5-6 лет (старшая)
  • логопедическое заключение – ТНР: ОНР Ш ур.р.р.

Реализация образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Используемые образовательные технологии:

- образовательные технологии деятельностного типа (игра с использованием панели «Сенсино» и др.);

- интерактивные технологии Mimio, компьютерные технологии «Уроки Мудрости Совы»

- здоровьесберегающие технологии (моделирование учебного процесса в рамках активной коррек- ционно-развивающей среды);

- здоровьеформирующие технологии (выполнение упражнений для развития координации движе-ний, психогимнастика, профилактика сколиоза);

- личностно-ориентированные технологии( создание комфортной среды для каждого ребёнка, ис-ходя из индивидуальных возможностей);

Оснащение педагогического процесса: игра «Разложи, не ошибись» Mimio, буквы В,М,Т,А,О, У,И,Э,Ы; кукла; панно «Звукоград», рамки, раздаточный материал: буквы, фишки, доска с ячейками, игровая панель «Сенсино»; компьютерная игра логопедического практикума «Радуга», комплект оборудования Mimio-stydio.

Проектирование занятие:

- знакомство со звуками и буквами В,М,Т,А,О,У,Э,Ы и их отличительными характеристиками;

- обучение разгадывание ребусов;

- заучивание правил «В слове столько слогов, сколько гласных звуков»

- обучение понятиям: слог, предложение, предлог;

- обучение графических образов звуков на основе их характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Таинственное похищение» Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы

Создать условия для выявленния знаний по формированию элементарно -математических представлений у детей подготовительной к школе группе...

Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Тайна похищенного конверта»

 Цель: активизировать  мышление дошкольников путем разрешения проблемных ситуаций ...

"ПОХИЩЕНИЕ ЧАСОВ"

Выявить результатыумения применять самостоятельно  усвоенные  знания по  формированию элементарных математических представлений в кружковой деятельности....

Сценарий сказки по ПДД " ПОХИЩЕНИЕ СВЕТОФОРА"

Мини-сказка по правилам дорожного движения....

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Похищение Снегурочки».

Сценарий новогоднего утренника для старшего дошкольного возраста...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

ООД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Похищение буквы К».

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: учиться четко артикулировать и произносить звуки К-Кь; знать характеристику этих звуков  и уметь их различать;выделять послед...