Главные вкладки

    Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Кияницына Ольга Евгеньевна

    Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презентация, сопровождающая весь ход занятия)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл front.otkryt.zanyatie.docx22.35 КБ
    Файл otkrytoe_zanyatie_pokhishchenie_bukvy_v.pptx2.72 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Звуки [в], [в'] и буква В»

    ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ «В»

    Цели: 1) учить чётко произносить звуки [в], [в'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

    2) дифференциация звуков  [в] - [в'];

    3) развивать фонематическое восприятие, продолжать учить  звуковому анализу и синтезу слогов и слов;

    4) знакомство с буквой В.

    Оборудование: презентация РоwerРoint (подобран картинный и речевой материал  со звуковым и музыкальным сопровождением)

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Сообщение темы занятия

    а) Дети входят в зал. Звучит спокойная музыка. Логопед обращается к детям:

    Поздоровайтесь с гостями,

    Улыбнитесь всем вокруг.

    Руку дайте другу слева

    И скорей вставайте в круг.

      Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):

    Мы спокойны, мы спокойны,

    Говорим всегда красиво,

    Чётко и неторопливо.

    Вспоминаем обязательно,

    Что учили на занятии.

    б) Сегодня нам пришла телеграмма. Послушайте, что в ней  написано:

    «Де...очки и мальчики, меня похитила злая ...едьма.

                                                                     ...аша но...ая бук...а».

    Вы догадались, какую букву похитила злая  Ведьма? Найдем ее?

    В  словах бук_а, но_ая, _аша не хватает звука ... (в). Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука в'.) Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в'.

    3. Характеристика звуков в, в' по артикуляционным и акустическим признакам

    Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок?

    Слайд – звуки. Обозначение звуков [в], [в'] цветовыми символами.

    4. Произношение звуков в, в' в слогах и словах

    Кто же нам поможет?  (звучит пенка Винни-Пуха)

    (Слайд - Винни-Пух )

     «Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. —  Повторите вместе со мной дразнилки и вопилки.

    Дразнилки:

    ва-во-вы-ку,

    ву-ва-во-та.

    Какие слоги здесь лишние? (Слоги  ку, та.)

    А теперь вопилки:

    вы-ва-во (громко, низким  голосом),

    ви-вя-ве (тихо, тонким голосом),

     вю-ву-вя(вопросительно).

    Дети повторяют.

    А теперь отправляемся к Василисе Прекрасной. Представьте,  что мы летим на ковре-самолете (звучит  мелодия В. Дашкевича «Приходи, сказка» – дети встают, покачиваются, поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз)

    Слайд - Великан.

    Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:

    а) назовите первый звук слова "великан";

    б) назовите последний звук  слова  "великан";

    в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в' (слайды с изображениями птиц).

    г) Словообразование.

    Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соловушка, воробышек, журавушка.)

    Назовите гласные слова «совушка».

    5. Повторение чистоговорок

    Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь повторите о них чистоговорки.

    Ва-ва-ва, на суку сидит сова.

     Вей-вей-вей, поет песни соловей.

    Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.

    Великан пропускает нас к Василисе Прекрасной. Снова встаем на ковер-самолет.  (звучит  мелодия В. Дашкевича «Приходи, сказка», дети «летят» на  Ковре-самолете)

    Слайд - Василиса

    Кто это? Какая она? Дети подбирают прилагательные.

    7. Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез

    Слайд с появляющимися предметными картинками (вафли, халва, ватрушки, варенье)

    Угадайте, какое угощение приготовила Василиса? Даю «рассыпанные» звуки  [в, а, ф, л', и]. (Вафли.) Угощаемся ... (вафлями).

    В названии угощения есть звуки [х, а, л, в, а]. Что это? (Халва.)

    А еще Василиса Прекрасная испекла  ...атрушки. Есть такое слово? Что она испекла?  (Ватрушки.)

    Василиса Прекрасная спрашивает, где вы слышите звук [в] в словах вафли, ватрушка. (В начале слова.) А в слове  халва? (В середине слова.)

     Что она сварила из  фруктов и ягод? (Варенье.)

    8. Образование прилагательных

    Василиса Прекрасная предлагает нам соки.

    Слайд с изображениями фруктов. Дети называют фрукт и  образовывают название сока

    Матвей, какой сок ты выбираешь? (…) А ты, Маша? (Вишневый.)

    Отправляемся дальше («идем по болоту»)

    9. Произношение звуков в, в' в предложениях

    Слайд с изображением Ивана-царевича.

    Кто это? (Иван-царевич.) В каком слове звучит звук в'? (В слове царевич.) «Бросьте» мне изучаемый звук из слова Иван, (в.)

    Спросите у него: «Что, Иван-царевич, невесел, что буйну голову повесил?»

    Дети повторяют вопрос.

    Иван-царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю с Царевной-Лягушкой. Назовите дни недели. В названии какого дня есть звук в? (Воскресенье.) А звук в' ? (Четверг.)

    Что могла делать Царевна-Лягушка в четверг? (Она пекла  каравай, вышивала рубаху, ткала ковер.)  А в воскресенье?

    Закройте глаза мы летим на  ковре-самолете дальше.

    Слайд – ворота.

    А теперь откройте глаза. Что перед нами? (Ворота.) На  воротах висит замок.

    Скажем дружно: «Та-та-та, открывайтесь, ворота!»

    Ворота открылись.

    Слайд- злая ведьма с буквой В.

    А вот и Ведьма с буквой в. Она говорит, что забыла все слова со звуками [в, в'], поэтому похитила букву "В".

    10. Развитие фонематических представлений

    Слайд с сюжетной картинкой, на которой изображены различные предмет о звуками [в, в']. 

     Посмотрите на картинку, найдите слова со звуком [в'],… [в].

    11. Восстановление деформированного текста

    Ведьма говорит, что забыла коротенькое слово-предлог в и у неё никак не получаются предложения. Послушайте и исправьте.

    Ватрушка печется под духовке. (В духовке.)

    Водитель сидит из машине. (В машине.)

    Весло лежит под лодке. (В лодке.)

    Медведь спит к берлоге. (В берлоге.)

    12. Знакомство с буквой в

     Ведьма отдала нам букву в.

    Вот буква В

    Видна вдали —

    Красивая, витая,

    Как будто крендель испекли,

    Приезжих ожидая.

    С. Маршак

                                                                                     

    13. Чтение слогов ва, во, ву, ви, слога Вика и его звуковой анализ.

    Слайд со слогами, со словом и его звуковым обозначением

    14. Итог занятия . Слайд – добрая ведьма.

    Посмотрите, какая ведьма стала красивая, она подобрела, говорит вам  за помощь… (спасибо).

    - С какими звуками познакомились? Какую букву выручили?

    - Что понравилось на занятии?

    Сюрпризный момент: от Василисы детям гостинец – вафли, от ведьмы – пластилин, чтобы вечером с воспитателем вылепить букву В.

    Для разработки занятия использовано учебное издание  Е.А.Пожиленко

    «Волшебный мир  звуков и слов» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    ТЕЛЕГРАММА Де...очки и мальчики, меня похитила злая ... едьма . ... аша но...ая бук...а .

    Слайд 18

    В

    Слайд 20

    ВА ВО ВУ ВЫ ВИ

    Слайд 21

    Вика

    Слайд 22

    СПАСИБО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

    Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

    Конспект фронтального занятия по звукопроизношению Тема: « ЗВУК И БУКВА А» (подготовительная группа)

    Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР....

    Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква ы.

    Цели:  Коррекционно образовательные :            Коррекционно- развивающие            Коррекционно- воспитательные...

    Фронтальное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе. Составила учитель-логопед Захаркина М.В.

    Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.Задачи:Коррекционно-развивающие:- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;- познакомить детей со сравнительной характеристи...

    КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "ЗВУКИ К, КI, БУКВА К" (для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

    Цель: Познакомить детей со звуком К, КI, буквой К;закрепить умение выделять звук в словах;упражнять в согласовании числительных  с существительными, в словообразовании, в падежном управлении;прод...

    Похищение буквы В

    Конспект занятия " Похищение буквы В"...