Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кияницына Ольга Евгеньевна

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презентация, сопровождающая весь ход занятия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл front.otkryt.zanyatie.docx22.35 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie_pokhishchenie_bukvy_v.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звуки [в], [в'] и буква В»

ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ «В»

Цели: 1) учить чётко произносить звуки [в], [в'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

2) дифференциация звуков  [в] - [в'];

3) развивать фонематическое восприятие, продолжать учить  звуковому анализу и синтезу слогов и слов;

4) знакомство с буквой В.

Оборудование: презентация РоwerРoint (подобран картинный и речевой материал  со звуковым и музыкальным сопровождением)

Ход занятия

  1. Оргмомент. Сообщение темы занятия

а) Дети входят в зал. Звучит спокойная музыка. Логопед обращается к детям:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

  Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

б) Сегодня нам пришла телеграмма. Послушайте, что в ней  написано:

«Де...очки и мальчики, меня похитила злая ...едьма.

                                                                 ...аша но...ая бук...а».

Вы догадались, какую букву похитила злая  Ведьма? Найдем ее?

В  словах бук_а, но_ая, _аша не хватает звука ... (в). Какого звука не хватает в слове _едьма? (Звука в'.) Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в'.

3. Характеристика звуков в, в' по артикуляционным и акустическим признакам

Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок?

Слайд – звуки. Обозначение звуков [в], [в'] цветовыми символами.

4. Произношение звуков в, в' в слогах и словах

Кто же нам поможет?  (звучит пенка Винни-Пуха)

(Слайд - Винни-Пух )

 «Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. —  Повторите вместе со мной дразнилки и вопилки.

Дразнилки:

ва-во-вы-ку,

ву-ва-во-та.

Какие слоги здесь лишние? (Слоги  ку, та.)

А теперь вопилки:

вы-ва-во (громко, низким  голосом),

ви-вя-ве (тихо, тонким голосом),

 вю-ву-вя(вопросительно).

Дети повторяют.

А теперь отправляемся к Василисе Прекрасной. Представьте,  что мы летим на ковре-самолете (звучит  мелодия В. Дашкевича «Приходи, сказка» – дети встают, покачиваются, поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз)

Слайд - Великан.

Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:

а) назовите первый звук слова "великан";

б) назовите последний звук  слова  "великан";

в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в' (слайды с изображениями птиц).

г) Словообразование.

Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соловушка, воробышек, журавушка.)

Назовите гласные слова «совушка».

5. Повторение чистоговорок

Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь повторите о них чистоговорки.

Ва-ва-ва, на суку сидит сова.

 Вей-вей-вей, поет песни соловей.

Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.

Великан пропускает нас к Василисе Прекрасной. Снова встаем на ковер-самолет.  (звучит  мелодия В. Дашкевича «Приходи, сказка», дети «летят» на  Ковре-самолете)

Слайд - Василиса

Кто это? Какая она? Дети подбирают прилагательные.

7. Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез

Слайд с появляющимися предметными картинками (вафли, халва, ватрушки, варенье)

Угадайте, какое угощение приготовила Василиса? Даю «рассыпанные» звуки  [в, а, ф, л', и]. (Вафли.) Угощаемся ... (вафлями).

В названии угощения есть звуки [х, а, л, в, а]. Что это? (Халва.)

А еще Василиса Прекрасная испекла  ...атрушки. Есть такое слово? Что она испекла?  (Ватрушки.)

Василиса Прекрасная спрашивает, где вы слышите звук [в] в словах вафли, ватрушка. (В начале слова.) А в слове  халва? (В середине слова.)

 Что она сварила из  фруктов и ягод? (Варенье.)

8. Образование прилагательных

Василиса Прекрасная предлагает нам соки.

Слайд с изображениями фруктов. Дети называют фрукт и  образовывают название сока

Матвей, какой сок ты выбираешь? (…) А ты, Маша? (Вишневый.)

Отправляемся дальше («идем по болоту»)

9. Произношение звуков в, в' в предложениях

Слайд с изображением Ивана-царевича.

Кто это? (Иван-царевич.) В каком слове звучит звук в'? (В слове царевич.) «Бросьте» мне изучаемый звук из слова Иван, (в.)

Спросите у него: «Что, Иван-царевич, невесел, что буйну голову повесил?»

Дети повторяют вопрос.

Иван-царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю с Царевной-Лягушкой. Назовите дни недели. В названии какого дня есть звук в? (Воскресенье.) А звук в' ? (Четверг.)

Что могла делать Царевна-Лягушка в четверг? (Она пекла  каравай, вышивала рубаху, ткала ковер.)  А в воскресенье?

Закройте глаза мы летим на  ковре-самолете дальше.

Слайд – ворота.

А теперь откройте глаза. Что перед нами? (Ворота.) На  воротах висит замок.

Скажем дружно: «Та-та-та, открывайтесь, ворота!»

Ворота открылись.

Слайд- злая ведьма с буквой В.

А вот и Ведьма с буквой в. Она говорит, что забыла все слова со звуками [в, в'], поэтому похитила букву "В".

10. Развитие фонематических представлений

Слайд с сюжетной картинкой, на которой изображены различные предмет о звуками [в, в']. 

 Посмотрите на картинку, найдите слова со звуком [в'],… [в].

11. Восстановление деформированного текста

Ведьма говорит, что забыла коротенькое слово-предлог в и у неё никак не получаются предложения. Послушайте и исправьте.

Ватрушка печется под духовке. (В духовке.)

Водитель сидит из машине. (В машине.)

Весло лежит под лодке. (В лодке.)

Медведь спит к берлоге. (В берлоге.)

12. Знакомство с буквой в

 Ведьма отдала нам букву в.

Вот буква В

Видна вдали —

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

С. Маршак

                                                                                 

13. Чтение слогов ва, во, ву, ви, слога Вика и его звуковой анализ.

Слайд со слогами, со словом и его звуковым обозначением

14. Итог занятия . Слайд – добрая ведьма.

Посмотрите, какая ведьма стала красивая, она подобрела, говорит вам  за помощь… (спасибо).

- С какими звуками познакомились? Какую букву выручили?

- Что понравилось на занятии?

Сюрпризный момент: от Василисы детям гостинец – вафли, от ведьмы – пластилин, чтобы вечером с воспитателем вылепить букву В.

Для разработки занятия использовано учебное издание  Е.А.Пожиленко

«Волшебный мир  звуков и слов» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕЛЕГРАММА Де...очки и мальчики, меня похитила злая ... едьма . ... аша но...ая бук...а .

Слайд 18

В

Слайд 20

ВА ВО ВУ ВЫ ВИ

Слайд 21

Вика

Слайд 22

СПАСИБО