Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".
    план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

    Андреева Мария Владимировна

    Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_t-t.doc380 КБ

    Предварительный просмотр:


     Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе №2 для детей с ОНР (1 год обучения),ГБОУ №2360.

    Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.

    Цели:

    Коррекционно-образовательная:

    1.Научить  детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.

    Коррекционно-развивающие:

    2.Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.

    3.Продолжать учить детей определять место звука в слове.

    4.Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.

    Коррекционно-воспитательная:

    5.Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

    Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское), символы звуков (Агранович З.Е.).

    Ход занятия:

    1.Поисковая деятельность: дети встали за стульчики.

     Логопед: Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ

    Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:

    Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

    Игра «Угадай-ка»:

    Логопед: Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём.  (кот Том и котёнок Тим): (загадка) Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок)

    2.Введение в  тему занятия. Логопед: с какими звуками мы называли слова?

    - Т и ТЬ.

    - Сегодня мы сравним эти звуки.

    3.Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»).

    4.Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей  на столах картинки, со звуком Т – Тому, ТЬ – Тиму.

    Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные квадратики).

    Дети вкладывают свою картинку в соответствующий домик (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.

    5.Выкладывание схемы слов Тим и Том – игра «Подпишем домики», анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).

    - Чем схемы похожи и чем отличаются?

    Дети замечают, что в слове «Том» первый звук твёрдый согласный (Т), а в слове «Тим» - мягкий согласный (ТЬ).

    6.Динамическая пауза.

    Координация речи с движением

    Руки вверх мы поднимаем –

    Раз примерно целых пять.

    А подняв, не забываем

    Опускать их вниз опять.

    Поворачиваем тело

    Так – направо, так – налево.

    Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

    Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

    Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ:  лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .

    7.Анализ предложения (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение) – игра «Живое предложение»: Котёнок играет клубками. Котёнок лежит на траве.

    Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его.

    Когда сели на места – составили эту же схему из индивидуальных наборов (белые прямоугольники – «предметы», красные – «признаки», синие – «действия», чёрные – предлоги).

    8.Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки Т и ТЬ, детям нужно подобрать слово к схеме): самолёт, топор, зонт (задание от Тома).

    9.Составление схемы слова из букв ТИМ,ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка).

    10.Итог занятия: что вам понравилось, что было особенно интересно?

    Список использованной литературы:

    1.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009

    2.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Спб.: «Детство – Пресс», 2005

    3.Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. – Спб.: «Корона принт», 2004

    4.Ткаченко Т.А. Обучение грамоте: начальный этап. – М.: «Книголюб», 2007

    5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения . – М.: «Институт практической психологии», 1997

    Источники иллюстраций в конспекте:

    1. http://detirisuyut.ru

    2. http://hummerplus.ru

    3. http://yabaowood.ru

    ГБОУ №2360 г. Москвы

    2012 г.

    Звуки [Т],[Т,] и буква «Т»

    Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе (для детей с ОНР)

    Учитель – логопед группы Андреева Мария Владимировна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте

    Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса  знятие проходит  форме путешествия в сказочную страну...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

    В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

    Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

    Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

    Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

    Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...

    Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

    Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

    На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....