Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкотерапия, информационные технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog.konspekt.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

«В сказочном осеннем лесу»

(с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Задачи:

-образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
  • Закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от слов существительных;
  • Закрепить умение составлять из частей целое, находить близкие по звучанию слова;
  • Формировать навык выражения собственного мнения;
  • Активизировать словарный запас.

-развивающие:

  • Развивать фонематическое слуховосприятие: дифференциацию гласных и согласных звуков;
  • Развивать логическое мышление, умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения;
  • Развивать познавательный интерес к природе;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать физиологическое дыхание;
  • Развивать силу голоса;
  •  Развивать мелкую моторику и тактильно-осязательные и обанятельные анализаторы;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

-воспитывающая:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 

Материал. Иллюстрации с изображением осенней природы, мольберт, маленькие магнитики, картинки к игре «Логическая цепочка», арома-лампы и ароматические масла, разрезные картинки,  игра «Звуковая мозаика»,  игра «Из чего варенье» (картинки с банками ягод, фруктов, цветная манка, клей, кисточки), пособие «Звуковые часы», краски, листики желтого и красного цвета.  

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Использованы: телесно-ориентированная техника, мнемотехника, ароматерапия, хромотерапия, кинезиотерапия, арт-терапия (рисование тычком жёсткой полусухой кистью, рисование манкой), музыкотерапия, информационная технология обучения.

ХОД НОД

Логопед. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Собрались ребята в круг, 
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, 
И друг другу улыбнемся

Мы улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Логопед. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте.

Добрый волшебник взял краски и кисти

Ими раскрасил и стебли, и листья,

Год стал короче на месяцев восемь,

Милости просим красавица … (Осень)

– Молодцы, а как вы догадались, что это осень? (Осенью листья разного цвета. Осенью год подходит к концу.)

Л. А вы хотели бы оказаться в сказочном осеннем лесу? (Да) Ребята, я предлагаю поехать в осенний лес на поезде (подходят к мольберту, на котором прикреплен паровозик, вырезанный из бумаги  и картинки)  посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Давайте составим поезд из картинок-вагончиков, но каждую картинку должно объединять что-то общее. 
Первым вагончик-картинку я прикрепляю 
елочку, потому что ель и зимой и в другие времена года зеленого цвета. Кто прикрепит следующий вагончик? (Я прикрепляю еловые шишки, потому, что они растут на елочке. Белочку, потому, что белочка грызет еловые шишки. Кошку, потому, что она тоже умеет лазать по деревьям, как белочка. Цыпленок, потому, что он тоже живет дома, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое, как цыпленок. Шарфик он согревает нас в осеннюю погоду, как солнышко).

Л. Молодцы, ребята! Поезд к отправке готов. Становитесь,  друг за другом и поехали в лес. (Под музыку дети передвигаются к лесу).

- Вот и приехали мы в осенний лес. Ребята, осенний лес так приятно пахнет! Это аромат прелых листьев, благоухание поздних цветов, тонкий грибной аромат. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом. В лесу мы можем найти много сосновых шишек – их аромат ободряет, тонизирует, возобновляет силы. Запах сосны глубокий, сильный с пряными нотками. По всему лесу может раздаваться аромат ели, он свежий, прохладный, смолисто-горьковатый. Запах ели снимает напряжение. Вот мы и послушали свежесть осеннего леса!

Дети, давайте поиграем в игру «Какая разная может быть осень». Нужно мимикой показать какая бывает осень и выразить свои эмоции.

Изобразить раннюю осень.

У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить позднюю осень.

Поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая.

Изобразить плачущую осень.

Покажите, какое настроение в яркий, солнечный осенний день и дождливый, хмурый, осенний день.

Дети,  а послушайте и покажите как дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!» (громко)

Заблудились мы в лесу и закричали: «Ау!» (сначала громко, потом тихо)

Осенние листочки на веточках висят, рябиновые кисточки с нами говорят: «А-о-у-и»

– В лесу  осенью сказочно красиво, деревья укутаны в разноцветные листья. Ребята, какая листва осенью в лесу?

Дети. Багровая, оранжевая, красная, сухая, опадает с деревьев, шуршит под ногами и т.д.

Л. (Сказочный герой на экране). Дети, посмотрите кто к нам пришел!

Медведь. Здравствуйте, ребята! Я очень рад встречи с вами. Ко мне тут Маша в гости заходила, поиграла, пошалила и все-все вверх дном перевернула! Друзья, помогите вернуть все на свои места!

Маша. Здравствуйте! Ребята, я тут Мишке варенья всякого разного наварила, а какие ягоды и фрукты в баночках забыла!

Л. . Положите перед собой баночки с вареньем (баночки , вырезанные из картона на которых изображены ягода или фрукт), посмотрите на картинку и напомните Маше из чего варенье и какого цвета ягода или фрукт. У меня на баночке нарисована земляника, малина и т.д

Л. Дети, а давайте придадим красок нашим ягодам и фруктам. Мы покажем Маше как можно необычно и красиво раскрашивать. Но сначала обведем пальчиком по контуру своих ягод и фруктов, а затем представим их большими и нарисуем их в воздухе.

Молодцы, ребята. Теперь приступим к делу – возьмите клей и кисточки. Аккуратно  нанесем клей на ягоду или фрукт. Берем баночки с манной крупой нужного цвета и посыпаем на клей. Остатки манной крупы аккуратно убираем.

Расскажите какое варенье у вас получилось. У меня на баночке нарисована земляника, варенье земляничное, а у тебя Никита? (Груша – грушевое, яблоко – яблочное, слива – сливовое, брусника – брусничное, малина – малиновое и т.д.).

Л. Молодцы. Ребята. А сейчас все скорее выходите и на лес наш посмотрите.

Напряжение

Дети, мы с вами очутились на полянке, где играют веселые зайчики. Зайчики встали в круг и забили в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Лапки напряжены, твердые , не гнутся, как палочки. Напряжены мышцы в кулачках. А лицо расслабленное, свободное, улыбается. Живот тоже расслаблен, дышит.

Дробно

А теперь зайчики расслабили кулачки, пальчики, убрали барабаны и громко затопали ножками по лесной дороге.

Напряжение

Что это за ветки затрещали? Да это маленькие медвежата идут. Спинка напряжена, животик твердый, шея напряжена, шатаются вправо-влево!

Расслаблено

Нагулялись, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки и стали болтать ножками. Шейка расслаблена, ноги легкие, двигаются свободно.

Резко, быстро

Ну, медвежата, вставайте. Хватит лежать. Ж-ж-ж. Что это? Да это медвежата разбудили пчел, которые заснули на зиму. Ох, какие они злые! Отмахивайтесь скорее от них, убегайте. Энергичнее отмахивайтесь, а то покусают пчелы.

Плавно, медленно

Убежали наконец-то от пчел. Мы в осеннем лесу, а грибы еще не собрали. Давайте соберем. Присядьте, рассмотрите хорошенько, чтобы не срезать ядовитый гриб. Раздвиньте мох, осторожно срежьте ножку гриба и положите его в корзинку. Соберите много грибов. Приседайте легко, смотрите внимательно.

Л. Дети, посмотрите по сторонам внимательно, ничего необычного на поляне не замечаете?

Дети. Картинки.

Л. Может Мишка знает что это?

Медведь. Спасибо, ребята, что нашли разноцветные фотографии моих друзей. Это Маша смотрела фотоальбом и испортила фотографии. Детки, проходите ко мне в гости, садитесь за стол со скатертью того цвета, который соответствует фотографиям и соберите их. (Дети выполняют задание) (оранж., желт, зел., голуб..)

Л. Маша, что у вас изображено на картинке? (Медведь). А у вас? И т.д.
Ребята, на картинках изображены: медведь, лиса, заяц, волк, собака, подумайте и подскажите, кто в лесу лишний и почему?

Дети. Собака, потому, что она домашнее животное.

Медведь. Спасибо, ребята! Маша  сделала мне подарок – это удивительные часы, они не простые а звуковые!

Маша. На них изображены близкие по звучанию картинки, найдите их и укажите на них стрелочками, придумайте с ними маленький стишок.

 (Ворона – корона, фонарик – шарик, шкаф – жираф, картина – корзина и т.д.)
Например: на стене висит картина, на полу стоит корзина

Я возьму фонарик, чтоб скорей найти воздушный шарик.

Это новый шкаф, за ним спрячется жираф.

Эта черная ворона забрала мою корону.)

Медведь. Молодцы, ребята! Порадовали вы нас своими стихотворениями. Но впереди зима и лесным жителям будет холодно и голодно! Вы не знаете как им помочь?

Л.  А давайте  подарим им разноцветный домик, игра «Звуковая мозаика» (из мягких модулей синего и красного цвета построить дом).
Я буду называть слова, если слово начинается на гласный звук, то положите какой модуль? 
(Красный) А если на согласный звук, то какой модуль положим? (Синий). Итак, начали: эхо, дом, утро, заяц, осень, сосна, улитка, дождь. 
– У нас получился красивый дом, и мы дарим его лесным животным.

Л.  В лесу  живет много зверей. Ребята, посмотрите! Кажется мы нашли необычное животное – сказочное! Давайте расскажем, что же за сказочное животное мы встретили.

Дети. У сказочного животного заячьи лапы, кроличьи уши, тигриное туловище, собачья голова, беличий хвост.

Л. Дети, а такое животное существует на самом деле?

Дети.Нет. Это сказочное животное!

Медведь. Ох, ребята! Какие же вы молодцы! Мы бы без вас не справились! А сейчас нам уже пора! До новых встреч!!

Л. Ребята, давайте вспомним чем же мы помогли Маше и Медведю.

Дети. Раскрасили ягоды и фрукты и рассказали какое получилось варенье.

Нашли фотографии друзей мишки и собрали их.

В звуковых часах нашли похожие слова и придумали стихотворения.

Построили дом для лесных жителей.

 

Список использованной литературы:

  1. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Москва, 2005.
  2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Москва, 1998.
  3. Максаков А.И. Учите играя. Москва «Просвещение», 1983.
  4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - Москва, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...

Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.

Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе....

Конспект дистанционного интегрированного занятия НОД по экологическому воспитанию с использованием ДОТ и здоровье- сберегающих технологий. Экологическая тропа "По следам Весны" (вторая младшая группа)

Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 3-4 лет с использованием объектов экологической тропы, голосовых сообщений, видеофайлов «Встреча со Старичко...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Использование здоровьесберегающих технологий  в системе логопедических занятий в условиях ДОУпо теме «Использование элементовлогопедического массажа и самомассажа в коррекции речи дете...