Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_progulka_v_osennem_lesu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия                                

 на тему «Прогулка в осеннем лесу».

Цель: актуализировать и закреплять знания детей о признаках осени.

Задачи:

  • Образовательные:

- уточнять и расширять активный словарь по теме «Признаки осени»;                                          

- формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок;

- развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать умение воспринимать текст песни, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- закреплять выполнение упражнений артикуляционной гимнастики с содружественными движениями кистей рук;

- развивать речевое и физиологическое дыхание, голос, чувство ритма;

- закреплять навыки различения и правильного произношения звуков а, у, и;

- развивать фонематический слух.

  • Воспитательные:

- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

- стимулировать положительные эмоции детей;

- развивать умение внимательно слушать педагога, ответы сверстников, дополнять, анализировать их;

        - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.

Оборудование:

  • Демонстрационное: аудиозаписи композиции «Времена года» (муз. Вивальди), «Менуэт» (муз. П.Мориа), песни «Разноцветная осень» (сл. и муз. Морозовой Т.); предметные картинки с изображением осенних признаков; костюмы (детали костюма) зайца, медведя, белки, ежа; муляжи осенних листьев, деревьев, грибов, фигурки.

  • Раздаточное: бумажные платочки(в карманах), картонные листья с картинками на звуки а, у, и (по количеству детей).
  • Техническое: магнитофон, настенное зеркало, стулья, подушки, магнитный мольберт, 3 пластмассовые корзины с символами звуков а, у, и.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

        Дети  друг за другом заходят в зал под музыку («Времена года» муз. Вивальди) и становятся в линию. Эта же музыка звучит фоном в течение занятия.

        Приветствие гостей.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по осеннему лесу.

В лес осенний на прогулку

По дорожкам, по тропинкам,

Приглашаю вас пойти.

По лесу гулять пойдем.

Интересней приключенья

Много интересного

Нам, ребята, не найти.

Мы обязательно найдем.

II. Основная часть.

Дети идут за логопедом змейкой по залу под музыку.

Логопед: Ребята, посмотрите, мы пришли на лесную поляну. Садитесь на пенечки-стульчики! (Дети садятся на стульчики перед зеркалом.)

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Логопед: Сейчас все, что мы  увидим на полянке, будем показывать пальчиками и язычками.

Давайте покажем, какое у нас хорошее настроение, и подарим свои улыбки (упражнение для губ «улыбка», сложить пальцы рук тыльной стороной вверх и удерживать под подбородком) и поцелуи (упражнение для губ «трубочка», пальцы сложить щепотью и вытянуть вперед) лесу.        

        Поляна ровная — ровная (кисти рук прижаты друг к другу,
ладони повернуты вверх, язык свободно лежит на нижней губе).

Растет на поляне дикая яблоня (руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык тянуть к носу).

На ней плоды — яблоки. Яблоки соберем в корзины (пальцы рук переплести "корзинкой". Язык загнуть "чашечкой").

Яблоки кислые! (махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык)

Дома сварим из яблок варенье (большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу).

А еще испечем пирог (дети встают около стульев).

2. Динамическое и дыхательное упражнение.

Мы поставим в печь пирог (по одной руке в стороны ладонями наверх),

Очень ароматный (вдох - выдох).

Из трубы идет дымок (вращать кистями, поднимать руки наверх),

Он такой приятный! (через стороны опустить руки, вдох - выдох)

Там за лесом (домик над головой), у реки (волнообразные движения рукой)

Пекарь Булочка живет (показать руками большой живот).

По утрам печет пирог он (переворачивать ладони вверх-вниз),

В гости всех к себе зовет (манящие движения руками к себе).

3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Дети садятся на стулья.

Логопед: Под яблоней растут грибы (языком сделать упражнение «грибок»).

У одних грибов ножки толстые (щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот).

У других грибов ножки тонкие (указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять).

Соберем грибы в корзины (пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой").

Логопед: Ребята, давайте дальше пойдем по дорожке! (Дети идут за логопедом, друг за другом и становятся свободно за стульчиками спиной к зеркалу.)

4. Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением («Логопедические распевки» Л.Б.Гавришевой, Н.В.Нищевой).

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на поляну.

Выходят по очереди дети в костюмах зайца, медведя, белки, ежа. Все дети повторяют за ними слова распевок и движения.

Заяц: Зайка в травке скок-скок (4 прыжка, руки соединить перед грудью),

          Зайка прыг за кусток (присесть).

            Смелый зайка не боится (4 прыжка),

            Не поймать его лисице (отрицательный жест указательным пальцем).

Логопед: Слышите, как трещат ветки деревьев? Кто это пробирается к нам сквозь заросли?

Медведь: Мишка любит сладкий мед (круговые движения рукой по животу),

                 Мишка мед у пчел берет (движения руками к себе).

                    Тем еще он знаменит (движение указательным пальцем),

                     Что зимою крепко спит (наклонить голову на сложенные вместе ладони).

Логопед: А кто это скачет по веткам и топает по дорожкам?

Белка: Белка прыгает по веткам (прыгают, сложив руки перед грудью).

             Гриб несет бельчатам-деткам.

Еж:Без тропинок, без дорожек (двигаются вокруг себя в полуприседе, сделав круглые спинки)

          Катится колючий ежик.

5. Динамическое упражнение.

Логопед: Вот, ребята, вы и познакомились с лесными жителями. Посмотрите, как красиво вокруг в осеннем лесу! Давайте с помощью рук и пальчиков расскажем осеннюю сказку.

Дети повторяют за логопедом движения под музыку («Менуэт» муз. П.Мориа). Логопед рассказывает сказку: «Лучики осеннего солнца освещают лесную поляну, скользят по веточкам деревьев, по разноцветным листьям (руки поднять наверх, пальцы правой, левой руки поочередно сжимать и выпрямлять). Подул прохладный осенний ветер, ветки деревьев закачались, зашумели своей листвой (качать руками наверху вправо-влево). Ветер усилился, стал холоднее, деревья закачались сильнее, листья зашумели громче (наклоны туловищем, качать руками наверху вправо-влево). Вот небо нахмурилось, и заморосил осенний дождь. Капли стекают по веткам, листьям деревьев и падают на землю (руки согнуты в локтях, пальцы рук сжимать и выпрямлять). И вот первый листок оторвался от ветки и, кружась в танце, скользнул по земле (руки подняты вверх, одну руку опускать в сторону и вниз, вращая кистью). Следом за ним в воздухе закружился второй (другую руку опускать в сторону и вниз, вращая кистью). И все листья опали (присесть, руки внизу, выпрямить ладони параллельно полу) ».

6. Слушание, обсуждение содержания, составление сюжетной разрезной картины по тексту  песни «Разноцветная осень» (сл. и муз. Морозовой Т.).  

Дети садятся по-турецки на подушки («мягкие кочки, покрытые мхом») напротив магнитного мольберта.

Логопед: Сейчас мы послушаем песню об осени и нарисуем (составим) свою осеннюю картину.

Дети слушают аудиозапись песни по одному куплету, затем отвечают на вопросы учителя-логопеда, на магнитном мольберте составляют сюжетную разрезную картину согласно тексту песни.

Вопросы учителя-логопеда к первому куплету:

- Какая осень к нам в окошко стучится? (разноцветная) Почему ее так называют? (П.ч. вокруг много листьев разных ярких цветов.) (Дети выставляют на доску картинку с осенним деревом.)

-Какие птицы собираются в стаи? (перелетные птицы) Каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, соловьи, грачи, скворцы, журавли, аисты, утки, гуси..)

(Выставляют картинку с улетающей стаей птиц.)

- Куда они улетают? (Далеко в жаркие страны.) Почему эти птицы улетают? (Чтобы не погибнуть от холода и голода.)

Вопросы учителя-логопеда к припеву:

-Как называется явление, когда листья падают? (листопад) Что значит «золотой листопад»? (Листья, которые падают, золотого, значит желтого цвета.)

-Что значит слово «наряд»? (нарядная одежда) Какой у осени наряд? (разноцветный) (Дети выставляют на доску картинку с осенним лесом.)

Вопросы учителя-логопеда ко второму куплету:

- Как двигаются падающие листья, на что это похоже? (Они кружатся как в танце.)

- Когда листья лежат на земле, на что они похожи? (На разноцветный ковер)

(Дети выставляют на доску картинку с падающим листом.)

- Как вы думаете, почему осень – это прекрасное время года? (П.ч. золотой осенью очень красиво, ярко вокруг. Созревает вкусный урожай овощей, фруктов, ягод, грибов.) Что люди делают в огородах, садах, лесах? (Собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов.) (Дети выставляют на доску картинку со сбором урожая.)

- А почему осенью немного грустно? (П.ч. редко выглядывает солнышко, дни становятся серыми, пасмурными, холодными, часто идет дождь.) (Дети выставляют на доску картинку с тучами, дождем, лужами).

7. Динамическая пауза.

Осенние листочки на веточках сидят, (качать руками наверху вправо-влево)

Осенние листочки детям говорят.

Осиновый: «А-а-а». (Согнуть руки в локтях и выпрямить вверх.)

 Дубовый: «У-у-у». (Согнуть руки в локтях и выпрямить вперед.)

Рябиновый: «И-и-и». (Согнуть руки в локтях и выпрямить в стороны.)

8. Выделение и дифференциация гласных [ у, а, и] в начале слов.

Логопед: Посмотрите, листья на деревьях в этом лесу необычные! На них изображены слова, которые начинаются на звуки а, у, и. Ветер-озорник сорвал листья с деревьев и разбросал. Давайте соберем осенние букеты из слов-листиков и положим их в нужную корзину.

Дети берут с пола листочки с картинками, по очереди называют слова, определяют первый звук в слове и кладут картинку-листочек в корзину с символом звука а, у или и.

Логопед: Наша прогулка в осеннем лесу заканчивается, пойдемте по тропинке к дому. (Дети выстраиваются в линию.)

9. Ритмическое упражнение «Капли».

Начался дождь (похлопывание пальцами (одним, двумя…) одной руки по ладони другой руки). Дети повторяют движения и слова за логопедом:

                   Капля – раз! Капля - два!

                   Капли медленно сперва.

                   А потом, потом, потом

                   Все бегом, бегом, бегом.

                   До свиданья, лес густой!

                   Побежим скорей домой!

Логопед: Дождь становится тише, еще тише. И вот последняя капля упала, и дождь закончился.

Вот и мы оказались в наших теплых и уютных домах (соединить кончики пальцев "домиком" над головой).

III. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, что вам понравилось в нашей осенней прогулке? (ответы детей) Наше занятие подошло к концу. Я бы хотела поблагодарить вас и угостить лесными шоколадными орешками (конфеты «Осенний вальс»). Всем спасибо! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия По познавательному развитию «Осень» в старшей группе

Конспект интегрированного занятияПо познавательному развитию«Осень»в старшей группе...

Интегрированное занятие " Осенние приключения"старшая группа

Комплексное занятие для старшей группы....

Интегрированное лексико-грамматическое занятие для детей старшей группы на тему "Дары Осени"

1.     Добиваться взаимосвязи и сотрудничества всех участников образовательного процесса (Воспитателя, логопеда, музыкального руководителя).2.     Подведе...

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Задействованы такие области: познавательное, речевое, художественно- речевое развитие. Структура занятия проведена от простого к сложному. Пр...

Конспект открытого интегрированного занятия по логоритмике "Осень"в старшей группе

Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений ,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением. Цели занятия: - изменять темп движения в соотве...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Осень» в старшей группе для дошкольников с ОНР

Материал данного конспекта направлен на закрепление знаний и представлений  воспитанников с ОНР о времени года  осень и её приметах,  способствует активизации словаря по заданной теме, ...

Конспект интегрированного занятия "Расскажи про осень" в старшей группе ЗПР

Конспект интегрированного занятия "Расскажи про осень" в старшей группе ЗПР....