Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Романович Зинаида Антоновна

  

Формирование фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx334.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры на развитие фонематических процессов

у детей старшего дошкольного возраста. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, лексико-грамматическими нарушениями. ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком  ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными  характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути  овладения навыками письма и чтения.

                      I. «Поможем кукле Кате»

Цель: Закрепление умения дифференцировать звуки [к] и  [к’] в словах.

Ход игры: Педагог и дети сидят за  общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно плоскостные изображения куклы и двух корзинок и предлагает помочь кукле Кате разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком  [к] в названиях, а в зеленую со звуком [ к’]. IMG_2131

                          II. Игра « Парочки»

Цели: Выделение начальных и конечных звуков из слов.

Материал: предметные картинки (1 –мак, дом, аист, суп, диван; 2 – кот, мука, тапки, папка, носки).

Ход игры: Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям по одной картинке из первого комплекта (мак, аист, суп), предлагает рассмотреть, назвать их, выделить последний согласный звук из каждого названия. Затем на столе раскладываются картинки из второго комплекта (кот, мука, тапки, папка).

Дети рассматривают называют их. Педагог предлагает детям выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой картинки. Составляются пары: мак – кот, дом – мука, аист – тапки, суп – папка.

III.Игра «Веселый поезд»

Цели: Совершенствование навыков звукового анализа, упражнения в определении места звука в сAлове.

Материал: плоскостное изображение поезда с тремя вагонами, предметные картинки, в названии которых заданный звук занимает различное местоположение в слове.

Ход игры: перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце.IMG_2141

IV.Игра « Угадай, что делает      Петрушка за ширмой»

Цель: Учить определять действие по звуку.

Материал: различные игрушки и предметы (книга, стакан и вода, лист бумаги, молоточек и др.

Ход игры: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет молоточком, переливает воду и т.д. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.Если дети легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

V.Игра «Пирамида»

Цели: Развитие навыков фонематического анализа (определение количества звуков в слове)

Материал: плоскостное изображение пирамиды (в основании пирамиды – 5 квадратов, выше -4, потом -3. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Предметные картинки, названия которых состоят из 5 звуков, из 4, и  из трех.

Ход игры: педагог выкладывает перед детьми  рисунок пирамиды. Затем выставляет предметные картинки и предлагает разложить их в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из 5 звуков, выше – из 4 и, наконец,- из трех.

VI.Игра «Звуковые кружочки»

Цели: развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове) Материал: карточка - схема слова, где кружочек – необходимый звук.

Ход игры: Педагог раздает детям по три карточки – схемы, затем называет слово со звуком А.  Дети определяют место звука А в слове и поднимают соответствующую карточку.

IMG_2125

VII.Игра: «Помоги лягушке добраться до кочки

Цели: . Закрепление навыков подбора слов на заданный звук и определения количества звуков в слове.

Ход игры:В игре могут участвовать несколько человек (2-3).

Играющий получает фишку, при помощи которой осуществляются ходы по «звуковому болоту».

Игра начинается со стартовой кочки. Каждый ребенок придумывает слово, начинающееся на звук А

Последовательность первого хода начинается по считалке.

  Следующие ходы дети делают по очереди (учитывается быстрота выполнения задания).

 В качестве модели звука выступают буквы, окрашенные в знакомые детям цвета — красный, синий и зеленый.

Прочитав букву, ребенок определяет, с какого звука должно начинаться его слово.

 Для дальнейшего продвижения по кочкам, он должен придумать слово с заданным звуком, предварительно просчитывая количество звуков в слове, соответственно и ходы.

Кто быстрее доберется до кочки, с наименьшим


Игра для развития фонематических процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Автором представлены игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста....