Презентация: "Программы ранней помощи детям с ОВЗ"
презентация по логопедии

Несмеянова Ольга Александровна
Презентация: "Программы ранней помощи детям с ОВЗ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программы ранней помощи детям с ОВЗ (государственная концепция раннего вмешательства) Подготовил : учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О. А.

Слайд 2

Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг , оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию , формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

Слайд 3

Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.

Слайд 4

перечень услуг ранней помощи:

Слайд 5

1. Выявление детей целевой группы : осуществляется медицинскими организациями (включая учреждения родовспоможения), организациями, осуществляющими образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, центры психологопедагогической , медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии), организациями системы социальной защиты (социальные службы, организации по защите ребенка), службами опеки и попечительства. 2. Информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье: осуществляется медицинскими организациями (включая организации родовспоможения), организациями, осуществляющими образовательную деятельность (дошкольные образовательные организации, центры психологопедагогической , медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии), организациями системы социальной защиты (социальные службы, организации по защите ребенка), в том числе по обращению родителей (законных представителей). I. Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения в программу ранней помощи:

Слайд 6

II. Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в целевую группу получателей ранней помощи: 3. Установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи и других региональных ресурсах в этой сфере: На этом этапе для каждой семьи назначается ведущий специалист (куратор случая) для дальнейшей координации получения семьей услуг ранней помощи 4. Обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи: ведущий специалист совместно с междисциплинарной командой специалистов и семьей составляет план обследования ребенка. Углубленная оценка жизнедеятельности ребенка в контексте имеющихся нарушений и факторов окружающей среды проводится междисциплинарной командой специалистов при условии письменного согласия родителей (законных представителей). Рекомендуемый состав экспертов утверждается нормативным актом. Выявление потребностей, ресурсов и приоритетов семьи, негативных факторов, влияющих на развитие ребенка, а также необходимых, по мнению семьи, запросов. Наличие таких нарушений, как генетические синдромы или аномалии, врожденные инфекции, неврологические заболевания, фетальный алкогольный синдром и иные инвалидизирующие факторы, является показанием для включения ребенка в программу ранней помощи. По итогам оценки при участии родителей составляется индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи

Слайд 7

5. Разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи: Основополагающим принципом формирования этой программы является семейная ориентированность. Программа содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В ней также указаны конкретные мероприятия, необходимые для удовлетворения выявленных потребностей, а также данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы. Разработка индивидуальной программы организуется ведущим специалистом (куратором случая) и разрабатывается совместно междисциплинарной командой специалистов на основе полученных заключений. Компетенция ведущего специалиста (куратора случая) должна максимально соответствовать потребностям ребенка и семьи. По согласованию с семьей определяются места проведение мероприятий (встречи в учреждении и (или) визиты домой), частота и длительность встреч, виды и методы работы, предполагаемая длительность программы, утверждаются процедуры, критерии и периодичность оценки достигнутых результатов.

Слайд 8

6. Координация и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи: ведущий специалист (куратор случая) организует членов междисциплинарной команды специалистов для разработки индивидуальной программы ранней помощи, отвечает за ее оформление, координирует представление семье услуг в рамках этой программы и взаимодействие специалистов во время ее реализации, контролирует своевременность проведения оценки эффективности индивидуальной программы и ее пересмотр, организует и сопровождает мероприятия по переходу ребенка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения семьи и другое . 7. Консультирование и обучение членов семьи: консультирование семьи по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Обучение (тренинги) членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка исходя из особенностей его развития. Обучение и консультирование родителей и членов семьи по развитию, формированию психического здоровья и адаптации ребенка. III. Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи:

Слайд 9

8. Социально-психологические услуги. Психологическая помощь ребенку и семье: социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений представлений, взаимодействия и отношений родителей и членов семьи между собой и с ребенком. Оценка психического функционирования и здоровья ребенка. Поддержка взаимодействия и формирования адаптивных отношений ребенка и родителей (близких взрослых). Проведение игровой психотерапии эмоциональноповеденческих расстройств у ребенка. 9. Формирование и развитие социальнобытовых навыков ребенка: поддержка приобретения ребенком навыков, необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в том числе с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, включая содействие формированию навыков самостоятельного приема пищи и питья, других навыков самообслуживания. Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка. Оценка деятельности ребенка в домашней и семейной среде. Индивидуальные и семейные консультации и акции, направленные на развитие социальных навыков. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки деятельности ребенка в различных ситуациях. 10. Формирование и развитие речи, навыков общения ребенка: выявление, направление и предоставление услуг по развитию навыков общения ребенка, включая устную речь, дополнительную и альтернативную коммуникацию. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки развития речи и навыков общения у ребенка.

Слайд 10

11. Развитие двигательной активности: оценка моторного развития ребенка и формирование и (или) развитие двигательных навыков у ребенка. Консультирование и обучение членов семьи по вопросам моторного развития ребенка 12. Использование вспомогательных технологий и оборудования: рекомендации по подбору и помощь в обеспечении специальным оборудованием и материалами, в том числе адаптивными вспомогательными устройствами для специального использования детьми с задержками развития или инвалидностью. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам использования вспомогательных технологий. 13. Поддержка развития детей с нарушениями слуха: тестирование слуха ребенка, направление на слухопротезирование и получение смежных услуг. Сурдопедагогическая и сурдологопедическая дефектологическая помощь ребенку. Обучение и консультирование членов семьи по развитию ребенка и общению с ребенком с нарушением слуха. 14. Поддержка развития детей с нарушениями зрения оценка зрения, направление на другие услуги, необходимые для развития зрительных функций, общения, ориентации мобильности и др. Тифлопедагогическая помощь ребенку. Обучение и консультирование членов семьи по развитию ребенка и общению с ребенком с нарушением зрения.

Слайд 11

15. Поддержка развития ребенка: поддержка развития ребенка по основным областям (физическое развитие, включая развитие двигательных, слуховых и зрительных функций, познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, включая самообслуживание) включает содействие формированию позитивных отношений с ребенком, выявление естественных ситуаций, в которых может быть реализована развивающая программа, работа с ребенком и другими членами семьи, информирование членов семьи о развитии ребенка, обучение родителей организации развивающей среды для ребенка, консультирование других людей, вовлеченных в воспитание и поддержку развития ребенка (по инициативе родителей), мониторинг развития ребенка, внесение изменений в индивидуальную программу сопровождения, координация ее реализации другими специалистами и др. 16. Социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга: включение ребёнка и членов его семьи в различные мероприятия социального характера (музыкальные встречи, игровые группы, праздники и др.) 17. Медицинские услуги по уходу за ребенком и по обучению уходу за больным ребенком: обучение родителей (законных представителей) ребенка уходу за ребенком (уход за катетерами, трахеостомой , кормление через зонд, перевязки, уход за ребенком, находящимся на искуственной вентиляции легких в домашних условиях, и др.), в том числе при оказании паллиативной медицинской помощи. Подбор специального оборудования, обучение и консультирование родителей и семьи по вопросам медицинского ухода.

Слайд 12

18. Патронажные услуги: бытовые, социальные, медицинские услуги на дому 19. Услуги по подбору питания ребенка: индивидуальная оценка, разработка и мониторинг программы питания ребенка, консультирование и обучение родителей (законных представителей) ребенка по вопросам его питания . 20. Услуга по сопровождению ребенка на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в оганизацию , осуществляющую образовательную деятельность: обеспечение преемственности программы ранней помощи и непрерывности обучения ребёнка при его поступлении в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, включая помощь в выборе организации прохождении психолого- медикопедагогической комиссии, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включении ребенка в образовательный процесс и др.

Слайд 13

IV . Сопутствующие услуги 21. Транспортные услуги: обеспечение транспортной доступности услуг ранней помощи для ребенка и семьи 22. Услуга социальной поддержки семьи "социальная передышка»: предоставление услуг по обеспечению временного краткосрочного пребывания ребенка вне дома с сопровождением или по уходу за ребенком в домашних условиях в целях поддержания позитивных отношений между родителями и ребенком, профилактики нежелательного обращения с ребенком и снижения вероятности помещения ребенка в стационарную организацию.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии

Система ранней помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Знание родителей, специалистов обеспечит каждой семье возможно...

Положение о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям, организованной на базе МКДОУ "Малиновский детский сад"

1. Общие положения:            1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Службы ранней помощи Муниципального казенного...

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...