Развитие мелкой моторики рук нетрадиционными средствами на занятиях по логоритмике
консультация по логопедии (младшая группа)

Королева Кристина Владимировна

Консультация для родителей детей младшей группы содержит авторский материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_mladshey_gruppy.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей младшей группы

Развитие мелкой моторики рук нетрадиционными средствами на занятиях по логоритмике

Приходилось ли Вам слышать о логоритмике? Что это? Новомодное веяние или уникальная методика преодоления речевых нарушений?

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Ранняя диагностика и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция в значительной степени способствуют дальнейшему успешному обучению таких детей, развитию их как личности.

   В комплексной работе по коррекции речевых нарушений среди различных форм медико-педагогического воздействия существенное место отводится логопедической ритмике как системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Что такое логоритмика?

Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения .

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями . Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Средствами логопедической ритмики являются:

  •  ходьба и маршировка в различных направления;
  •  упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  •  упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  •  упражнения, активизирующие внимание;
  •  упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  •  упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  •  ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнение в игре на инструментах;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на развитие мимики;
  • артикуляционные упражнения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • коррекция звукопроизношения;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы.

€€€

                 

        Более подробно мне бы хотелось остановиться на упражнениях, которые способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка. Науке известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

        В своей практике я использую не только традиционные  пальчиковые игры. Моим воспитанникам, а также их родителям полюбились игры с различными предметами: массажными мячами, палочками Монтессори, цветными макаронами и др.

        Каждый раз я стараюсь придумать что-нибудь новое, интересное и необычное. С удовольствием хочу поделиться с вами своими находками.

Массаж ладоней с использованием колючих  мячей.

Моя ладошка-это пруд,      (катаем массажный мячик между ладоней)

           По ней кораблики плывут.

           Моя ладошка, как лужок    (в пр. руке массажный мячик, лев. руку держим

           И тихо падает снежок.  ладонью вверх .Поднимаем и опускаем мяч на ладонь

                                                            лев. руки )       

Моя ладошка, как тетрадь, ( «пишем» массажным мячиком по ладони

И буду я сейчас писать.        левой руки)

Моя ладошка, как окно,       («моем» массажным мячом ладонь лев.руки)

Его пора помыть давно.

Моя ладошка, как дорожка,( быстро катаем мячик между ладоней)

И по ней бежала кошка.

   

    При повторном выполнении упражнения руки меняются.

Массаж пальчиков с использованием цветных макаронов.

Листик с веток вдруг упал, (катаем макаронину между ладонями)

И в ладошку мне попал.

Познакомим с пальчиками: (называя пальчик, массажируем его макарониной

Указательный и средний,      по всей длине)

Безымянный и последний,

Самый маленький такой…(зажимаем макаронину названными пальцами)

И конечно же БОЛЬШОЙ! ( показываем большой палец «ВО!»)

При повторении упражнения руки меняются.

Упражнения с использованием деревянных палочек Монтессори.

       Сразу оговорюсь: не расстраивайтесь, если таковые палочки вы не найдете на полках магазинов, их вполне можно заменить не заточенными деревянными карандашами.

 

Ёжик.

Бом-бом, бом-бом,   (при каждом повторении этой строчки ударяем палочками

                                           над головой)

Целый день гуляет ёжик! (палочки «шагают» по полу)

Бом-бом, бом-бом,

С барабаном за плечами .(палочки «шагают»)

Бом-бом, бом-бом,

Ёжик в лес пришел случайно, (палочки «шагают»)

Очень шишки он любил, (опускаем палочки на колени)

Барабан в лесу забыл!

Бом-бом, бом-бом, (ударяем палочками но в более быстром темпе)

Шишки падали, срывались! («шагаем» палочками в ускоренном темпе)

Бом-бом, бом-бом,

И о землю ударялись!

Бом-бом, бом-бом,

Очень зайчики струхнули,

Глаз до зорьки не сомкнули!

      Это упражнение доступно даже для самых маленьких. На начальном этапе детки выполняют упражнения с помощью мамочек (прием «Рука в руку»), а позднее сами задорно отбивают ритм и «шагают» палочками.

Более сложным является упражнение «Петушок».

Петушок.

Петя, Петя, Петушок! (ритмично «ходим» палочками по полу)

Золотой наш гребешок!

Важно ходит по двору

И кричит : «Кукареку!» (ритмично ударяем палочками над головой)

Взгромоздится на плетень, (палочки «прыгают» на ноги»)

И кричит весь день, весь день! (массажируем ножки палочками: катаем их)

Подружка курочка его               (ритмично «ходим» палочками» по полу)

Кричит с утра : «Ко-ко! Ко-ко!» (ритмично ударяем палочками над головой»)

И яички все несет, пока ей петушок поет! (катаем палочки между    ладошками)

   Вот еще одна моя  интересная «находка».

Иголка.

Вышивает, шьет иголка,  (заостренным концом палочки нажимаем на каждый

Пальцу больно, пальцу колко. пальчик)

А наперсток в тот же миг,    (проводим палочкой между пальчиками)

К девочке на пальчик- прыг! (зажимаем палочку между ладонями)

Говорит иголке: «Шей!       (катаем палочку между ладонями)

И колоться мне не смей!»    (выполняем жест «Чи-чи» палочкой)

       Однажды мне попался деревянный счетный материал: матрешки, грибочки, елочки. Я придумала много интересных упражнений с ними, которые также понравились моим деткам.

Матрешка.

Вот веселые матрешки, (держим матрешку указательным и большим

Зашагали по дорожке.     пальцами пр. руки, затем матрешку берем

Все шагали, да шагали    указательным и большим пальцами пр. руки.

В яму темную упали!      Так меняем руки)

Покатились, покатились (катаем матрешку между ладошек)

На дне ямы очутились. (ставим матрешку на ладошку)

Ну, а в яме той темно!   (качнув рукой, роняем матрешку на ладошку)

Спать пора давным-давно! (сжимаем матрешку в ладошке, качаем ее)

Грибы.

В лес пришли, в лес пришли,(грибочки находятся в двух руках, держим

И грибочки мы нашли!     их указательным, средним и большим пальцами.)

В лес пришли, в лес пришли, (Стучим ножкой одного грибка по шляпке др.)

И грибочки мы нашли!

Дождик капает: «Кап-кап!» (ритмично стучим шляпками грибочков)

Дождик капает вот так!

И шумят листочки,      (трем ножки грибочков друг о дружку )

Аж до самой ночки!

Вот и выросли грибы! (ставим грибочки на пол)

      Данные упражнения развивают также и чувства ритма и зрительно-моторную координацию ,темп речи,  ритмико-интонационную сторону речи, побуждают к звукоподражанию.

      Занимайтесь со своим ребенком! Пусть эти занятия приносят радость, а также способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ваших чад!

     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....

занятие с элементами фольклора , развития мелкой моторики и нетрадиционными методами ИЗО

Занятие с элементами фольклора, развития мелкой моторики и ИЗО...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозг...

Нетрадиционные игры по развитию мелкой моторики рук, как средство оздоровления.

Понятие «мелкая моторика рук» на слуху сейчас у каждого. Это подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук человека, которая совершается под его зрительным контролем. Уровень разви...