Конспект логопедического занятия для воспитанников подготовительной к школе группы с ФФНР «Зимняя сказка».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Морозова Екатерина Валерьевна

Цель методической разработки – способствовать формированию фонематического слуха и восприятия, процессов фонематического анализа и синтеза, формированию и развитию связной правильной речи в целом.

Тема: итоговое логопедическое занятие по лексическим темам «Зима», «Дикие животные Камчатки».

В соответствии с целью методической разработки и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  • формирование и развитие связной речи; пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по лексическим темам в процессе всех режимных моментов; совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи;
  • воспитание плавности, длительности выдоха, интонационной окраски речи, ритмической структуры слов;
  • развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, координации музыки с движением; развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственных представлений в игровых упражнениях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zanyatie_zima.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного подгруппового логопедического занятия для

       воспитанников подготовительной к школе группы с ФФНР

                                          «Зимняя сказка».

Цель методической разработки – способствовать формированию фонематического слуха и восприятия, процессов фонематического анализа и синтеза, формированию и развитию связной правильной речи в целом.

Тема: итоговое логопедическое занятие по лексическим темам «Зима», «Дикие животные Камчатки».

В соответствии с целью методической разработки и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 

  • формирование и развитие связной речи; пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по лексическим темам в процессе всех режимных моментов; совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи;
  • воспитание плавности, длительности выдоха, интонационной окраски речи, ритмической структуры слов;
  • развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, координации музыки с движением; развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственных представлений в игровых упражнениях;

         Направление развития воспитанников – «Речевое развитие»:

развитие всех компонентов устной речи (грамматического строя, лексики, фонетического строя, фонематических процессов) воспитанников в различных формах и видах детской деятельности. Профилактика школьной неуспеваемости. Развитие связной речи в целом, обогащение и уточнение словарного запаса детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные Камчатки». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

В интеграции:

«Познавательное развитие»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, познавательной и продуктивной деятельности.

«Физическое развитие»: воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, интонационной окраски речи, пальцевой, артикуляционной моторики, подбор и использование заданий с частой сменой деятельности, развитие общей моторики, координации движений.

 «Художественно-эстетическое развитие»: связь речевых, танцевальных, музыкальных упражнений, развитие координации, музыкального слуха, чувства ритма, любви к прекрасному.

«Социально-коммуникативное развитие»: социальная адаптация воспитанников, развитие игровой деятельности, умения действовать в команде. Формирование чувства любви к родной природе.

Ожидаемые результаты – умение дошкольников пользоваться грамотной, правильно окрашенной речью в ходе любых режимных моментов и при дальнейшем на всех ступенях обучения.

Область применения: методическая разработка может быть интересна для использования в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей-логопедов ДОО, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня ОО.

  Оборудование:

- ёлки, снежки, бутафорский снег, объёмные снежинки для оформления зала, солнце и облака из воздушных шаров, вытынанки с изображением зимнего леса, изображения животных, изображения хвостов животных, сундук, 3 объёмные бутафорские бусины, 3 конверта с подсказками, бутафорские лесные пеньки по количеству детей и для логопеда, бутафорская лисья норка с натуральным пушистым хвостом;

- 2 стола, 6 детских стульев слово «ЗИМА», листы с рамками, простые карандаши  на каждого ребёнка, предметные картинки с изображением зонта, самолёта, большие снежинки для создания лесной тропинки, маленькие снежинки для обозначения ориентира для воспитанников при выполнении динамической паузы, зеркала, салфетки на каждого ребёнка;

- телевизор, ноутбук, видеоролик с участием Зимы, презентации с загадками, диск с музыкой.

         Представленная методическая разработка предназначена для работы с воспитанниками подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), возраст –  6-7 лет.

Она может быть использована для воспитанников с различными речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи (ОНР), фонетические нарушения речи (ФНР), а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

       

                                                Ход НОД:

(Воспитанники с логопедом заходят в зал под музыку. Зал оформлен в виде зимнего леса).

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика, обогащение и уточнение словаря по теме.

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, куда мы попали? (в зимний лес). Да, мы в зимнем лесу. Давайте вдохнем чистый лесной воздух. Встаньте ровно, спина прямая. Вдыхаем через нос медленно, плавно, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, плавно, не спеша. Вдохнём еще раз. Повторите последний раз самостоятельно. Молодцы! Оглянитесь вокруг. Опишите лес, какой он? (сказочный, снежный, зимний, красивый, пушистый, необыкновенный). Молодцы. Я предлагаю вам занять места на лесных пенёчках (дети садятся).

  1. Мотивационный этап.

Логопед: Ребята, нам пришло послание от нашей Камчатской Царицы Зимы. Посмотрите на экран (Видеосюжет с участием логопеда в костюме Зимы на экране телевизора).

Зима: Здравствуйте. Я – Царица Зима! У меня случилась неприятность. Рассыпалось моё любимое ожерелье. А без него я не могу уступить место своей сестрице, Красавице - Весне. Почти все бусины из ожерелья я собрала. Не хватает 3, самых красивых. Я знаю, что они находятся в вашем волшебном лесу.  Ребята, помогите мне найти их.  

Логопед: Вы готовы помочь Камчатской Зимушке? (да)! Мы все хотим, чтобы весна скорей наступила. У нас с вами есть подсказки, которые нам помогут, но воспользоваться ими мы сможем тогда, когда выполним задание.

  1. Артикуляционная гимнастика (на этажерке лежат зеркала и салфетки по количеству детей и для логопеда).

Логопед: А для того, чтобы нам было легче справляться с испытаньями, мы сделаем зарядку для язычка. Возьмите пожалуйста зеркала и салфетки, и займите свои места (фоном звучит музыка). Внимание на меня:

  1. Упражнение «Снежинка» (широкий язык кладём на нижнюю губу, держим на счёт до 5).    

         - Зимой кружатся и падают с неба снежинки и ложатся на землю, вот так (показ логопеда). Рот широко открыт. Язычок должен быть круглым, как снежинка и лежать он должен не подвижно. Молодцы, закончили.

               4.2.  Упражнение « Толстячки – худышки» (поочерёдное надувание – втягивание щёк 4-6 раз).

           - Зимой спят в берлоге исхудавшие за зиму звери, которые ложились спать вот такими толстыми (показ). Покажем, какими худыми стали звери, втянем щёки, а теперь покажем, какие они толстые, надуем щёки. Молодцы.

                 4.3. Упражнение «Вьюга» (губы растянуты в улыбке, язык за нижними зубами, правильное произнесение звука «с»).

           - Налетела вьюга и засвистела вот так с-с-с-с. Губы растянуты в улыбке, язычок за нижними зубами, воздух выходит холодный, подставьте ладонь, проверьте, правильно ли вы всё выполняете. Достаточно.

               4.4. Упражнение «Горка» (широкий язык упирается в нижние зубы и выгибается вперёд, рот широко открыт).

         - А дети не боятся вьюги и бегут кататься с горки. Язычок прячем за нижние зубы и выгибаем вперёд, делаем горку, вот так (показ). Горка у нас ледяная, поэтому стоит неподвижно.

           Логопед: Молодцы, ребята. Промокните рот салфеткой, положите зеркала и салфетки на место и встаньте около маленьких снежинок. Давайте вспомним названия и очерёдность зимних месяцев: первый месяц? Второй? Третий? (дети называют). Повторяйте за мной движения.

  1. Динамическая пауза «Зимние месяцы».

В декабре, в декабре стоит ёлка во дворе.

В январе, в январе холодно всей детворе.

В феврале, в феврале все ребята на горе!

Очень, очень рады мы проказам матушки – зимы!!

  1. Задание на внимание, развитие пространственных представлений «Лесная тропинка».

Логопед: Ну а теперь нам пора отправляться на поиски волшебных бусинок. Для этого мы должны пройти по лесной тропинке. Встаньте за мной. Идём по дорожке, высоко поднимая ноги, не наступая на снежинки и садимся за столы (фоном звучит музыка).

  1. Задание «Буквы волшебного алфавита»  на развитие фонематического слуха, воображения, памяти, пространственных представлений; закрепление и различение понятий «звук – буква», закрепление зрительного образа букв.

Логопед: Первое задание такое: надо нарисовать слово «зима» буквами волшебного алфавита. Посмотрите (логопед показывает карточку со словом «зима»), какую первую букву мы видим в этом слове? («з»). Выберете картинку, название которой начинается на эту букву (детям предлагается несколько вариантов: жук, зонт, часы, самолёт, они выбирают правильный и рисуют картинку). Нарисуем зонт в первом окошке, это и будет первая «буква» волшебного алфавита. Возьмите карандаши.  Начинаем рисовать слева направо (фоном звучит музыка).

- Какую вторую букву мы видим в слове «зима»? («и»). Назовите слово, которое начинается на этот звук? (дети предлагают варианты). Нарисуем вторую «букву»  волшебного алфавита, это будет иголка.

(логопед убирает карточку со словом)

- Какой третий звук мы слышим в этом слове? Произнесите его? («м»). Я назову несколько слов, а вы выберете подходящее? (лопата, носок, молоток). Почему мы выбрали «молоток»? (это слово начинается на тот же звук). Нарисуйте  третью «букву» волшебного алфавита, это молоток.  

- И последний звук в слове «зима»? («а»). Положите карандаши. Чтобы выбрать последнюю букву волшебного алфавита, нужно слушать меня внимательно. Если слово, которое я произнесу, начинается на звук «а», вы хлопаете, если на какой - либо другой – топаете.

7.1. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни, если…»: 

- утка, арбуз, апельсин, игра, осень.

- Молодцы, все внимательные. А теперь вспомните предметы, название которых начиналось со звука «а» и нарисуйте последнюю букву волшебного алфавита. Это арбуз или апельсин.

Логопед: Подойдите ко мне со своими волшебными словами. Молодцы, ребята, (оценка деятельности) все справились с первым, заданием. Отдадим наши «волшебные слова» зиме вместе с бусинами. Вы всё выполнили быстро и правильно, вот конверт с первой подсказкой, смотрим, что же там? (ёлка с бусиной).  Подумайте, где находится первая бусинка? (дети под музыку находят бусину с помощью подсказки). Где мы нашли первую бусинку? (на ёлке - работа с предлогами). Положим её в хрустальную вазу, чтоб она снова не потерялась.

Логопед: Отправляемся на поиски второй бусины.

Логопед: Занимайте места на берёзовых пеньках (дети садятся).

- Царица Зима загадала вам загадки, а о ком они вы узнаете, если правильно их отгадаете.

  1. Презентация (телевизионный экран).

Логопед: Внимание на экран:

Загадка № 1.

«Году – конец и начало зиме»!

Вот так загадку задали мне.

Морозы, и вьюга и снег во дворе,

К нам в гости приходит зима в …… декабре.

Логопед: Декабрь - название первого зимнего месяца. Какой первый звук мы слышим в слове «декабрь»? Какой это звук? Закроем ушки, произнесём этот звук. Глухой он или звонкий? Сколько слогов в этом слове? «Прохлопаем его», приготовили ладошки. Сколько раз хлопнули? (2), значит в этом слове 2 слога.

Логопед: Следующая загадка, внимание на экран.

Загадка № 2.

Смех ребячий на горе, вот забава детворе!!

Начинает календарь месяц с именем…. январь

Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «январь»? («Й»). Какой это звук? (Согласный, всегда мягкий, звонкий). Буква «я»  в начале слова обозначает 2 звука: «Й», «А». «Протопаем» это слово, узнаем, сколько в нём слогов. Сколько раз топнули? Значит сколько слогов? (2).

Логопед: Третья загадка, смотрим на экран.

Загадка № 3.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Последний зимний месяц, жаль,

Короткий самый он ……февраль.

Логопед: Какой последний звук мы слышим в слове февраль? («ль»). Какой это звук? (согласный, мягкий). Закроем ушки, произнесём звук, узнаем, глухой он или звонкий? (звонкий). Узнаем, сколько слогов в этом слове, подставим ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок ударился об ладонь? (2). Значит сколько слогов в этом слове? (2). Ребята, у меня рассыпалось слово. Подумайте, какое это слово? Название какого месяца? (Ральфев - февраль).

Логопед: Ребята, вы молодцы, справились с очередным заданием. Подойдите ко мне. Открываем конверт, смотрим на подсказку. Где же наша бусина? (в сундуке под ёлкой – работа с предлогами); (дети ищут сундук под музыку). Вот, волшебный сундучок, а в нём (открываем) вторая бусинка из ожерелья! Положим её в вазу.

  1. Логоритмическая пауза «Зима».

Логопед: Встаньте в круг. Споём песню о зиме. Повторяйте за мной движения (песня разучена заранее).

  1.  Задание на развитие и обогащение словаря по теме «Дикие животные Камчатки».

Логопед: У нас осталось ещё одно задание. Посмотрите, кто – то спрятался под ёлкой, видно только хвост. Чей же это хвост? (лисы). Значит это хвост чей? (лисий). Ребята, давайте вспомним, какие животные обитают в наших Камчатских лесах? (воспитанники  перечисляют: песец, горностай, лиса, медведь, заяц, олень, волк, соболь, белка). Как мы можем назвать всех животных, которые живут в лесу (дикие)?

  1. Игра на закрепление понятия притяжательные прилагательные

«Чей хвост?»

Логопед: Ребята, посмотрите на наших животных (на стене изображения животных без хвостов), надо им помочь, но отвечать надо полным ответом (воспитанники догадываются, что животные потеряли хвосты. Они вытягивают по очереди картинки с изображением хвостов животных, говорят: «Это хвост медведя, значит он медвежий; зайца – заячий, волка – волчий, лисы – лисий, белки – беличий, лось – лосиный, оленя - олений ». Затем они соединяют картинку с изображением хвоста с телом соответствующего животного). 

Логопед: Вот мы и выполнили третье задание, открываем конверт. Подумайте, где находится третья бусинка? (в лисьей норке – работа с предлогами). (Воспитанники находят бусину под музыку).

- Ребята, вы молодцы, справились с испытаньями, все бусины из ожерелья найдены (показывает вазу), занимайте места на лесных пеньках (воспитанники садятся).

(Видеосюжет с Зимой).

Зима: Ребята, я знаю, что вы нашли 3 мои самые красивые бусины. Спасибо вам большое! Моё ожерелье снова засверкает и я смогу отправиться в дальние края, уступив место Красавице – Весне! До новых встреч! До свиданья!!!

  1.  Рефлексия.

Логопед: Ребята, вы молодцы!! Справились со сложными испытаниями. Что вам понравилось сегодня больше всего? Что запомнилось? (ответы детей).

(слышится стук в дверь, логопед открывает, а там коробка).

Логопед: Ребята, посмотрите, тут вам что – то передали!! (ёлочные игрушки). Это благодарность от Царицы – Зимы за то, что вы нашли её бусины (вручает каждому ребёнку, называя его по имени). В следующем году вы сможете украсить ими новогоднюю ёлку и вспомнить о нашем путешествии.

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь я провожу вас в группы (дети уходят под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия в подготовительной  к школе группепо формированию интонационной выразительности речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема:"Семья"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе группе.ТЕМА: «Семья»....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].

Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"Используемые технологии:здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно-игровые, технологии личностно-ориентированного вз...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "На лугу"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Зимние виды спорта"

Обобщение и уточнение знаний детей о  зимних видах спорта. Активизация и расширение словаря. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия). Совершенствование грамматическог...