Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Семья»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рязанова Алина Рифгатовна

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyati_ryazanova_a.r._semya.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Конспект занятия

                                                                                        по познавательно - речевому развитию

                                                                                 в старшей коррекционной  

группе МКДОУ № 5

Рязановой Алины Рифгатовны                                                                                                                                                                        

  1. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

2. Тема: «Семья»

3. Программное содержание:

Цель: Обобщение и закрепление знаний  по теме «Семья».

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Закрепить представления о семье, членах семьи.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Семья».
  • Совершенствовать грамматический строй  речи через подбор слов признаков, образования относительных прилагательных от существительных, образования притяжательных прилагательных.

Коррекционно - развивающие:

развивать:

  • Связную речь.
  • Общую, мелкую, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
  • Зрительное, слуховое внимание и восприятие.
  • Память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать теплое, заботливое отношение к членам семьи.
  • Воспитывать культуру речевых высказываний.

4. Словарная работа: 

- обогащение словаря:

- активизация словаря: семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, большая, дружная, крепкая, яблочный, малиновый, капустный, грибной, вишнёвый.

5. Индивидуальная работа: закрепление навыка ответа полным предложением.

6. Предварительная работа: Рассматривание предметно-развивающей среды (сюжетные картинки, иллюстрации) по теме «Семья». Беседа о членах семьи и их родственных отношений. Просмотр мультимедийной презентации. Разучивание пальчиковых и динамических игр по теме.

7. Оборудование:

Мультимедийное оборудование (проектор, экран), слайды к занятию, магнитная доска, дерево с листочками, карточки с членами семьи, разрезные картинки, салфетки,  зеркала, следы, макет игры с прищепками, бусы, мяч, солнце с ладошками.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Дети входят, встают в круг.

Логопед:  Дорогие ребята! У нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети приветствуют гостей)

я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Логопед: я сегодня шла в детский сад и увидела листок, он не простой с загадкой, попробуем отгадать? Слушайте внимательно.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. Что это?

Дети: Это дерево.

Логопед: сейчас узнаем, по следам пойдём отгадку найдём.

(Воспитатель открывает на доске макет дерева и солнца.)

Логопед:  Действительно, посмотрите какое дерево у нас выросло. Оно необычное и называется Древо Семьи. Значит листочек прилетел с этого дерева. Листочки на нем волшебные, они расскажут нам кто находится на этом дереве. Но сначала нам нужно размять наш язычок, чтоб он нам помог. Предлагаю присесть на стулья.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика  (предлагаю присесть на стулья, раздаю зеркала и салфетки)

Язычок в лес собрался (высунуть язык)

Он умылся («Чистим зубки»), причесался («Расческа»),

На прохожих оглянулся («Вкусное варенье»),

Вправо, влево повернулся («Часики»).

Вниз упал, наверх поднялся («Качели»).

Раз - и в домике остался!(«Заборчик»)  

(собираю зеркала)

Замечательно у нас получилось, а сейчас узнаем кто находится на этом дереве, узнаем, когда отгадаем загадки. Итак, первый листок и первая загадка.

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? -

Это наша…

Дети:  Бабушка.

(прикрепляю на Древо Семьи вместо сорванного листочка картинку с изображением бабушки.)

Логопед: Правильно, как можно сказать про бабушку, какая она?

Дети: Моя бабушка старенькая, добрая, внимательная, заботливая, ласковая.

Логопед: А что любит делать бабушка?

Дети: Бабушка любит готовить пироги, оладьи; вязать носки, читать книги; рассказывать сказки; варить варенье.

Д/и «Бабушка печет пироги».

Логопед: Бабушка любит печь пироги с разной начинкой. Я предлагаю подойти к столу где находится пирог и разные начинки на прищепках, прищепку к пирогу прицепляете пирог какой называете.  

Что у тебя? (грибы) Какой пирог будет? - грибной пирог.

Что у тебя? (яблоки) Какой пирог будет? - яблочный пирог.

Что у тебя? (капуста) Какой пирог будет? - капустный пирог.

Что у тебя? (малина) Какой пирог будет? – малиновый пирог.

Что у тебя? (вишня) Какой пирог будет? – вишнёвый пирог.

Логопед: Молодцы, ребята, очень вкусные пироги испекла с вашей помощью бабушка.

Срываем следующий листок.

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки.

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…

Дети: Дед.

(прикрепляю на Древо Семьи картинку с изображением дедушки.) 

Логопед: Как можно сказать про дедушку, какой он?

Дети: Мой дедушка мудрый, умный, трудолюбивый, умелый.

Логопед:   а что любит делать дедушка?

Дети: Дедушка любит читать газеты, ремонтировать, ходить в гараж, ходить в баню.

Логопед:  А ещё дедушка любит заниматься спортом, предлагаю вместе с ним выполнить  семейную зарядку.

Речевая игра с движением 

Осенью, весною, летом и зимой. (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на мете)
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.   (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает.  (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает.   (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.     (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой    (бег на месте)
И качаю головой.       (наклоны головой вправо влево)

Логопед:  Здорово, стали мы крепче! Срываем следующий листок.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Дети: Мама.

(прикрепляю на Древо Семьи картинку с изображением матери.) 

Логопед:  А что нравится делать маме?

Дети: Маме нравится наряжаться, готовить еду, гулять, ходить в магазин.

Д/и «Собери бусы для мамы  называя слова какая мама» 

Логопед:  У мамы порвались бусы, бусинки рассыпались. Поможем маме собрать бусы. Вы будите нанизывать бусину и называть какая мама.

Дети: Моя мама добрая, внимательная, заботливая, ласковая.

Логопед:  Мама очень рада, что вы помогли собрать её бусы! Сорвем следующий листок с Древа Семьи?

Дети: Да!

Логопед:  Внимательно слушайте загадку.

Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

Дети: Папа.

(прикрепляю на Древо Семьи картинку с изображением папы.) 

Д/и  «Какой папа»

Логопед: Как можно сказать про папу, какой он?

Дети: Мой папа сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый.

Логопед:  Как вы думаете, чем нравится заниматься папе?

Дети: Папе нравится ремонтировать, чинить (водить) машину, смотреть телевизор, гулять, помогать маме.

Д/и с мячом «Назови свое отчество»

Логопед: Моего папу зовут Рифгат.  Поэтому меня зовут Алина Рифгатовна. Юля, а как зовут твоего папу?

Дети:  Моего папу зовут Максим. Меня зовут Юлия Максимовна (с каждым ребёнком)

Д/и с мячом «Я тебе кто?»

Логопед:  Папа предлагает поиграть в игру, которая называется «Я тебе кто?» Я буду бросать мяч и задавать вопросы. А вы его ловите и говорите ответ. Договорились?

- Я папа, а ты мне кто? / Дочка, сын

- Я мама, а ты мне кто? / Дочка, сын

- Я дедушка, а ты мне кто? / Внучка, внук

- Я бабушка, а ты мне кто? / Внучка, внук

- Я дочка, а ты мне кто? / Мама, папа

- Я внучка, а ты мне кто? / Бабушка, дедушка

Логопед:  Здорово, как вы думаете, кто находится на вершине Древа Семьи?

В куклы не играет

Конструктор обожает

Самый лучший из мужчин

А зовётся мальчик?

Дети:  Сын

Логопед: Бабушке, дедушке,

Внучкой приходится,

А маме и папе кто она?

Подскажите мне друзья!

Дети: Дочка

Логопед:  кто находится на вершине Древа Семьи? Дочь и сын

(прикрепляю на Древо Семьи картинку с изображением дочери и сына.)

Логопед:  Девочки, скажите, как вы помогаете своим мамам?

Дети: Я помогаю мыть посуду, убирать комнату, поливать цветы, пылесосить.

Логопед:  Мальчики, а как вы помогаете своим папам?

Дети:   Я помогаю чинить машину, забивать гвоздь.

Д/и «Чей, чья, чьё?»

Логопед: Мальчик Миша и Девочка Маша предлагают вам игру. Пройдём к столу, я раздам вам предметы, а вы должны найти вторую часть соединить в пазл и назвать, чей это предмет. Мальчик Миша, девочка Маша. Например, у меня галстук, это папин галстук. Полным предложением.

Маша что у тебя? (шляпа, очки, машинка, кукла, платок) Чья шляпа? (Это мамина шляпа. )

Логопед: Замечательно, быстро помогли разобраться, где чьи предметы. 

Логопед:  Предлагаю вернуться к нашему дереву. Ребята, а как одним словом можно назвать всех, кто находится на нашем дереве?

Предлагаю ребус

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре семь добавлю Я-

Что получится?

Дети: семья.

Логопед:  Что же такое семья?

Дети: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.

Д/и «Моя семья самая…»

Логопед:  Всё это время нам светило солнышко! Предлагаю сделать для него лучи. Нужно взять лучик, приставить его к солнцу, сказав о семье добрые слова. А начинать ответ будете со слов «Моя семья самая…» Юля, выходи, бери лучик. У тебя семья какая? 

Дети: Добрая, любимая, заботливая, прекрасная, веселая, радостная, удивительная, интересная, спортивная, музыкальная и т. д.

Логопед: У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

3. Итог.

Логопед: Ребята, как весело мы сегодня провели время. Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным?

(Ответы детей)

Логопед: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали и заботились о них. И чтобы в вашей семье всегда было светло и тепло, солнце дарит вам маленькие солнышки.

(Воспитатель раздает детям раскраски с семьёй)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Осень"

Целью подгруппового логопедического занятия "Осень" является уточнение и расширение представлений детей об осени и ее приметах, активизация словаря по теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К

Коррекционно-развивающие задачи:1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.3. Науч...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЗВУКИ (к) и (кь)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7324423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 4px; width: 5px;"}}]]Цель:Научить детей различать  звуки [К] и [К\'] по...