Значимость моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений
консультация по логопедии

Мартынова Елена Ивановна

Процесс формирования речевых навыков тесно связано с моторной практикой, тем актуальнее становится развитие процессов моторного планирования для логопедов и дефектологов, которые ищут наиболее эффективные методы для успешного развития и корекции речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений.

Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. 

Моторное планирование это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия. 

Есть отработанные действия, не требующие выставления логической последовательности действий, они выполняются автоматически. Например, как чистка зубов, открывание замка.  Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Знакомая пирамидка и юла не ставят перед ребенком новой цели, научиться манипулировать ими, эти навыки стали автоматизированными.  Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.

Ребенку с рождения приходится учиться выполнять новые моторные схемы, чтобы освоить их. Таким же образом, речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи, до тех пор, пока эти умения не станут навыком. И произношение звуков, слогов, слов требует планирования моторного действия под контролем ЦНС, для этого необходима отлаженная правильная вестибулярная и проприоцептивная обратная связь. Каждый звук имеет определенную мелкую моторную схему, последовательность звуков в слогах и словах, требуют очень большой концентрации на выполнении правильной последовательности схем. Ребенок должен точно представлять результат задуманного действия, уметь корректировать свои движения относительно времени и пространства, в том числе пространства собственного тела. Речевой акт это сложная схема мелких движений, требующая больших навыков и постоянной практики.

Ребенку с моторными дисфункциями, речевыми нарушениями, трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки. Также тяжело приобретённые навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию. Это настолько расстраивает ребенка, что он избегает выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Встречается также, случаи нарушения контроля выполнения движений, ребенок не понимает на каком этапе совершил ошибку и не видит способа ее исправить.
Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
        Игры для развития общей и мелкой моторики, стимулирующие развитие навыков моторного планирования:
* Одевание и застегивание пуговиц, липучек, молний, застежек  на своей одежде и одежде кукол;
* Общемоторные движения, гимнастика, перешагивание, махи руками и ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью;
* Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);
* Занятия с различными материалами, бумагой, фольгой, тканью, тестом, пластилином. Лепка, конструирование, отрывание и приклеивание и др. (скатать шар/расправить, оторвать, отрезать кусочек; найти завёрнутую в бумагу игрушку);

* Пересыпание из емкости в емкость с помощь различных инструментов и столовых приборов,  ковшиков круп, макарон, песка, воды, сортировка мелких предметов.
* Игры с прищепками, шнуровками, сортерами. И др.

Все эти задания объединяет принцип новизны и постепенного усложнения задания, чтобы помочь ребенку спланировать алгоритм действий, а также перестроить уже имеющийся, согласно новой поставленной задаче. Моторное планирование активно помогает ребенку развивать не только психические процессы проходящие в центральном отделе ЦНС, но также играют существенную роль в формирование речевой и речедвигательной деятельности, что существенно ускоряет процесс развития и коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР"

В данной презентации собран теоретический и практический материал по теме "Театрализованная деятельность в системе коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР". В данном методическом пособии отображены ...

Логосказка как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.

Одним из важных направлений работы в логопедической группе является коррекция речевых нарушений у дошкольников. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их ...

Логосказка в системе коррекции речевых нарушений

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у детей.

В данной работе освещаются  части комплесной коррекционно-развивающей работы, направленной на внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия  с детьми дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников

Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....