конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Машины рассказы о зиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon машины рассказы и зиме94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№16

с. Дуван муниципального района Дуванский  район Республики Башкортостан

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Зима»

Тема: «Машины рассказы о зиме».

Составитель:

 учитель- логопед

высшей квалификационной категории

Газимуллина Галина Сергеевна

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Зима»

Тема: «Машины рассказы о зиме».

Цель: Закрепить умение детей составлять распространенные предложения по                                     теме «Зима»  

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить умение детей составлять распространенные предложения;

- уточнить знания детей о зимних месяцах и признаках зимы;

- составление рассказа  о  зиме с помощью мнемотаблицы;

- закреплять  правильное  звукопроизношения звуков

- составление минирассказа с помощью методического приема – синквейн;                       - активизировать словарь детей по теме «Зима».

- совершенствование грамматического строя речи , согласования существительного с прилагательными ;

- составление предложения по выполненому ранее действию.

Коррекционно - развивающие:

- развивать психологические особенности детей: зрительную и слуховую память;  устойчивое внимание; словесно-логическое мышление.

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- развивать фонетико-фонематический слух.

- развивать словотворчество у детей.

- развитие общих речевых навыков: голоса, темпа, ритма, выразительности речи;

- совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;

- совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья

-  развитие двигательной активности.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к живой природе и любовь к родному              краю.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу и взрослым.

- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений

Методы и приемы: 

- Наглядный  (презентация);

 - Словесный (совместная речевая деятельность);  

- Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы,);

- Практический (, выполнение заданий, упражнений).

 -Технический (компьютер, проектор.)

Словарная работа: 

закрепление в речи детей слов:  мороз, лед, сугроб, ветер, снег, снежинка, снеговик

Оборудование: 

«волшебный мешочек»; фигурки животных;  мяч; проектор; компьютер; альбом с распечатанной презентацией .

Предварительная работа: 

разучивание стихов и загадок; лепка из пластилина по теме «Зимние забавы»;

работа с помощью мнемотаблиц и таблиц синквейна. Просмотр мультфильма «Маша и Медведь».

Ожидаемый результат:

Дети смогут  употреблять  распространенные предложения в речи, самостоятельно  составлять рассказы по теме «Зима» .

Ход занятия:

1.Орг. момент

Логопед.

 Я рада вас видеть сегодня на занятии. Давайте поприветствуем друг друга.

Логопед                                                                               Дети.

Здравствуйте, ладошки                Дети хлопают в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, сапожки                 Дети топают: топ-топ-топ.

Здравствуй, шустрый ветерок      Дети дуют.

Звонкий детский голосок              Болтают языком : бл-бл-бл.

Добрый день ручным часам          кивают головой:  тик-так , тик-так

Громким детским голосам.

А теперь тихонько сели

На меня все посмотрели.

       

2.Введение в тему.

(Цель: сообщение темы и задач. )

 Я хочу рассказать вам одну историю про девочку  и ее друга . А вот и они….

Слайд 2.

Я думаю, все узнали героев мультфильма «Маша и Медведь»

Опекает в лесу Машу

Добрый увалень медведь,

Про девчонку – забияку

Мультфильм нам нравится смотреть.

Маша девочка смешная

Шкода, Мишку достает

Только он ей все прощает

От досады не ревет.

Если Маша в лес шагает,

Косолапый ,вслед за ней

От беды оберегает

И от хищников зверей.

Ну, Маша хулиганит

Мишке жизни не дает

То рыбачить помешает

То мячом в лоб попадет.


Как, положено, медведям Мишка зимой спит, а  Маше  жаль, что ее друг пропускает много веселого и интересного в такое замечательное время года как – зима. И решила она, что все о зиме будет запоминать, записывать, фотографировать, а потом расскажет Мишке. А вас, ребята, просит ей помочь. Если вы согласны давайте, сегодня на занятии расскажем Маше все, что мы знаем о зиме, а она перескажет Мишке.  

3.Вводная беседа о зиме.

 (Цель: уточнить знания детей о зимних месяцах и признаках зимы. )

Слайд 3

Логопед:

Предполагаемые ответы детей:

Назовите  зимние месяцы.

Зимние месяцы - это декабрь, январь, февраль.

Что мы можем сказать о декабре?

Декабрь- год кончает, зиму- начинает.

Что мы знаем об январе?

Январь- году начало, зиме- середина.

Чем славится февраль?

Февраль славится метелями и вьюгами.

                                                         

Слайд 4

Логопед:

С помощью мнемотаблицы расскажите о признаках зимы.

Логопед:

Предполагаемые ответы детей:

О каком времени года мы рассказываем?

Сегодня мы рассказываем о зиме.

Какое небо и солнце зимой?

Зимой солнце светит не ярко. Небо часто покрыто снеговыми тучами.

Какую одежду носят люди?

Люди носят тёплую, зимнюю одежду.

Как люди помогают животным и птицам зимой

Люди кормят птиц . лесники кормят лосей сеном.

Как зимуют дикие животные.

Медведь спит в берлоге.

Какие зимние забавы вы знаете?

Зимой дети любят кататься на коньках и санках.

Логопед.

Молодцы! Мы очень хорошо рассказали о признаках зимы.

4. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?

( Цель: закрепление согласования существительного в родительном падеже)

Логопед.  

Я предлагаю вам  сесть в круг на ковер, и, перекатывая, мячик ответить без чего не бывает зимы.

           

Предполагаемые ответы детей:

Зимы не бывает без морозов. Зимы не бывает без снег.  т.д.,

Логопед:

А теперь давайте вспомним, что Маша  очень любит сочинять. Я хочу предложить вам вместе с Машей сочинить чистоговорку о зиме.

5. Придумай чистоговорку.

(Цель: сочинить чистоговорку; развивать чувства ритма и творческие способности детей; закреплять  правильное  звукопроизношения.)

Я начну – вы продолжайте

Дружно рифму  сочиняйте.

Дети отбивают ритм по коленям.

Логопед:                                          

Предполагаемые ответы детей:

Слайд 5

МА-ма-ма

Пришла в гости к нам зима.

Слайд 6

Да-да-да

Наступили холода

Слайд 7

Ду-ду-ду-                                      

Вот на лыжах я иду

Слайд 8

Усь-усь-усь  

Вот на санках я качусь.

   

Логопед.

 Зима принесла нам много радости . Вспомните, как весело было нам вчера на прогулке!  Об этом мы составим предложения по фотографиям, а Маша, обязательно,  расскажет и покажет Мишке .    

                         

6. Составьте  предложение  по теме «На прогулке»

(Цель: составить вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения, опираясь на личный опыт детей)

Логопед:                                          

Предполагаемые ответы детей:

Слайд 9

Составьте предложения, в  котором вы задаете вопрос?

Глеб, ты покормил птиц?

Слайд 10

Составьте предложение, в котором вы будете выражать радость и восхищение.

Мы очень любим кататься с горки!

Слайд11

Составьте предложение, в котором мы почувствуем спокойствие.

Денис скатился с горки.

Логопед:

Коля выучил замечательное стихотворение о зимних забавах детей.

Послушаем его.

Очень я люблю когда,
Снова к нам идет зима.
Можно много чем заняться,
И на саночках кататься.
Бегать быстро по лыжне,
И кататься по лыжне.
Можно всем играть в снежки.
Все довольны и дружны.

Логопед:

Молодец! Я знаю, на одном из занятий вы лепили из пластилина композицию «Зимние забавы детей ». Расскажите, пожалуйста, о том кто, что слепил.

7. Составление предложений по теме «Зимние забавы»

(Цель: составление предложений по выполненному  ранее действию, закрепление употребление глаголов прошедшего времени)

Слайд 12

Логопед:                                          

Предполагаемые ответы детей:

Яна, кого слепила ты?

Я слепила лыжника.

Саша, кого слепил ты?

Я слепил мальчика на коньках.

Логопед:

После прогулки на варежках осталось много снега, а потом он начал таять, таять и совсем исчез. Вот об этом мы расскажем в нашей пальчиковой гимнастике.

8.Пальчиковая гимнастика « Снежинки».

(Цель: развивать мелкую  моторику, выразительность речи, )

Слайд 13

Текст пальчиковой гимнастики.

Движения по тексту.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму и снег, и снежинки люблю.

 Но где же снежинки?

В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи.

Как видно ладошки мои горячи!

имитировать движения

ритмичные удары по ладони

 сжать кулаки

разжать кулаки

пожимать плечами

потряхивание расслабленными ладонями.

Логопед:

Мы знаем  много зимних загадок. Давайте вспомним некоторые из них. Яна расскажет нам первую загадку, а на отгадку мы составим минирассказ – синквейн.

Следующую загадку выучила Полина.

9. Составления синквейна.

(Цель: составление минирассказа с помощью методического приема – синквейн; активизировать словарь детей по данной теме.)

Отгадайте загадку и придумайте синквейн к данной отгадке.

Дети загадывают загадки

Составления синквейна.

Предполагаемые ответы детей:

1.Мухи белые хотят

   Замести тропинки

   Эти мухи не жужжат

   Ведь они….  (Снежинки)

Слайд 14

Синквейн к слову снежинка:

Снежинка

Белая, хрупкая.

Летает, кружится  падает.

Мне нравятся пушистые снежинки.

Снегопад.

2. Мы слепили снежный ком, 
   Шляпу сделали на нем, 
    Нос приделали, и в миг 

    Получился …..(снеговик)

Слайд 15

Синквейн к слову снеговик:

Снеговик.

Снежный, круглый.

Стоит, тает , улыбается.

Мы слепили снеговика.

Снежный друг.

У Маши в лесу много друзей: животных и птиц, о них она знает много интересного. Машенька хочет знать, а вы, ребята , сможете подобрать признаки к тем животным , которые она загадает? В «волшебном мешочке» угадайте фигурку животного и подберите ему признак.

10.Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

(Цель: подобрать признак к животному, согласование существительного с прилагательным.)

 Слайд 16

Фигурки в мешочке.

Предполагаемые ответы детей:

Лиса

рыжая, хитрая.

Заяц

трусливый, робкий.

Медведь

неуклюжий, косолапый

Белка

 проворная, быстрая

Волк

серый, страшный.

Лось

рогатый, сильный

Ёж

колючий, хитрый.

Логопед.

Маша любит  загадывать загадки, и предлагает поиграть в игру «верю- не верю», а также проверить как вы знаете птиц.

11.Игра «Верю - не верю»

(Цель: закрепить у детей знание о внешних признаках  птиц;  развитие общей моторики.)

Слайд 17

Логопед:

Если мое утверждение верное – вы поднимаете руки вверх и кричите «верю», а если утверждение неверное - вы приседаете и кричите «не верю».

Логопед:

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У свиристели на голове большой хохолок

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Поползень – это длинноносая птица.

-Для птиц самое страшное зимой – это голод.

-Клесты любят семена шишек.

- Клесты выводят птенцов зимой.

Логопед:

Молодцы! Замечательно поиграли. В конце нашего занятия я предлагаю вам, вместе с Машей спеть замечательную песню «Про следы».

Слайд 18

12. Дети поют песню «Про следы».

(Цель: развивать творческие способности, чувство ритмы, такта.)

Текст песни.

Зверя по следам любого

Узнавать умею я

И жирафа и корову

И жука и воробья.

Чьи это следы петляют

Около лесных дорог ?

Это по лесу гуляет

Нособраз и диклрог.

Нет, не то! Постойте, что-то..

Не другой ли зверь ходил?

А! Это след от крокомота!

Или это бегедил?

Нет, конечно, Да, конечно!

Будь уверен, не гадай!

Попукан и пелигай!

Зверя по следам любого

Узнавать умею я

И ,жукафа, и ворову

И ,конечно, коробья!

Логопед:

Пришло время нам попрощаться с нашими героями.

«До свиданья»- скажем Маше.

Завтра встретимся опять.

Над проказницею нашей

Снова будем хохотать.

13.Подведение итогов.

На прощанье  мы дарим Маше альбом с фотографиями и рисунками, с теми, что мы использовали сегодня на занятии. Давайте, еще раз вспомним о том, чем мы занимались и о чем Маша расскажет Мишке.

(По распечатанным слайдам презентация дети подводят итог.)

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...