Мультимедийная компетенция педагога
статья по логопедии

Кошечкина Елена Владимировна

Использование интерактивной доски в рамках современного логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynoaya_kompetentsiya_pedagoga.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении педагогов групп компенсирующей направленности

Тема: «Мультимедийная компетенция педагога» с использованием видеоматериалов занятий для детей с ОНР с использованием интерактивной доски.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение качества образования. Сегодня «качество образования» - это способность выпускников самостоятельно мыслить и действовать, добывать необходимую информацию, не пасовать перед трудностями, успешно интегрироваться в мировое сообщество. В связи с этим подготовка обучающегося считается качественной, если он овладел универсальными учебными действиями, сформировал такие качества личности, как способность к самообразованию, самосовершенствованию, умение использовать свои знания и навыки в новых, постоянно изменяющихся условиях.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию.

Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД, они представлены на слайде.

Методической литературы по формированию предпосылок УУД у дошкольников пока мало, и это приводит к сложностям в обучении. Многие младшие школьники, пришедшие в начальную школу, испытывают трудности при освоении учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний. Понимая важность этой задачи необходимо строить процесс обучения как поиск и сотворчество, где дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.

Требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением только традиционных методов обучения. Нынешние дети абсолютно отличаются от детей предшествующих поколений. Это поколение технического прогресса, они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Поэтому необходимо искать новые современные  формы работы с дошкольниками. На помощь и педагогам, и воспитанникам приходят современные интерактивные образовательные технологии.

Меняются требования и к педагогу (что прописано в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Современный педагог должен активно использовать современные интерактивные средства обучения. Кроме того, ЕКС регламентирует и должностные обязанности современного педагога, где так же говорится о том, что при создании условий для развития детей педагог должен использовать современные образовательные технологии, включая информационные.

Сегодня многие детские сады оснащаются интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. Интерактивная доска – это эффективное техническое средство наглядности, способствующее активному вовлечению детей в процесс обучения. Очень обидно, когда интерактивная доска является просто заменой экрана, а не основным рабочим инструментом. 

Неотъемлемым атрибутом любого занятия с детьми является учебная доска. Доска – это поле информационного обмена между педагогом и учеником.

Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее педагогу объединить различные инструменты: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный компьютерный монитор. Использование ИД на занятиях позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Я работаю с интерактивной доской более года. В своей практике использую как компьютерные обучающие программы, так и создаю собственные презентации для интерактивной доски. И сегодня вашему вниманию будет представлен фрагмент занятия с использованием программы Smart Notebook.

Я постаралась создать различные методические и дидактические способы и приемы работы с интерактивной доской, которые создают необходимые условия для формирования предпосылок УУД у дошкольников. Содержание занятия выстроено таким образом, чтобы дети сами могли работать с материалом, пользуясь инструментарием интерактивной доски.

Материал для работы с интерактивной доской подобран в соответствии с возрастом детей, выстраивается по перспективно-календарному плану и включает в себя: сюжетную основу занятия, дидактические игры и упражнения; коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, совместную деятельность детей. Все игры и упражнения созданы исключительно с помощью возможностей программы Smart Notebook.

Занятие проводилось в старшей группе для детей с ОНР (1 год обучения). Представлена только основная часть. Вводная часть и заключительная-рефлексия вырезаны. Конечно, не стоит говорить о том, что соблюдены и СанПины – освещение, расположение рабочих мест детей, использование здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз), все это опущено с целью экономии времени.

Итак, смотрим фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Путешествие на поезде».

Просмотр занятий и самоанализ.

Цель и коррекционно-образовательные задачи представлены на слайде. Анализ занятия проведем с целью выявления эффективности использования интерактивной доски в процессе формирования предпосылок УУД у дошкольников с ОНР.  Это особенно важно, так как у детей с речевыми нарушениями часто наблюдается нестабильное психо - эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Для формирования предпосылок регулятивных учебных действий.

Дети учатся принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практические задачи в результат, планировать свои действия для выполнения задания, работать по плану (составление загадок).

        Для формирования предпосылок познавательных учебных действий.

Дети учатся принимать и понимать словесную инструкцию, осознано строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенные признаки предмета (отгадывание загадок), анализировать (составление схемы предложения) и классифицировать (называние видов транспорта).        

        Для формирования предпосылок коммуникативных учебных действий.

Дети учатся слышать и слушать других, осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, высказывать свою точку зрения (например, отгадывание загадки с последующим объяснением).

        Для формирования предпосылок личностных учебных действий.

Дети учатся положительно относиться к занятиям, с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал, фонетически правильно оформлять свою речь.

Наряду с этим дети получают первоначальные навыки работы с интерактивной доской: отрабатывается навык движения курсора, перемещение объектов по экрану, выделение и рисование с помощью инструмента «Перо».

Используя, интерактивную доску в своей работе отмечаю, что занятия получаются информативнее, увлекательнее. На таких занятиях дети меньше отвлекаются, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие, дети внимательно смотрят, как другие выполняют задание, замечают и исправляют ошибки, приучаются работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Дети с желанием отвечают у доски, развиваются деятельностные навыки, повышается учебная мотивация и компьютерная компетенция.

То есть у ребенка развиваются социальные и психологические характеристики личности (предпосылки УУД), приобретаются навыки работы с  цифровыми средствами обучения,  что служит основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ?

- Установка программного обеспечения.

Интерактивная доска сопровождается программным обеспечением, которое нужно установить на компьютер.  Только это позволит эффективно использовать ресурсы доски.  Так как готовить презентацию к занятию можно только на том компьютере, где установлена программа Smart Notebook.

- Освоить практические приемы работы непосредственно с доской.

Чтобы научиться полноценно использовать доску в своей работе, придется потратить немало времени на ее освоение.

Изучив инструментарий, вы увидите какие большие возможности у интерактивной доски.

Программное обеспечение к интерактивной доске позволяет изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Сохраняется презентация традиционным способом.  

В программном обеспечении SMART Notebook вы можете создавать файлы, содержащие видео, графику, текст, таблицы, линии, фигуры, анимацию, передвигать текст и рисунки в любое место на доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Программное обеспечение SMART Notebook позволяет пользоваться большой коллекцией готовых фоновых рисунков и предметных картинок по различным темам; коллекцией готовых игр SMART LAB.

Управлять доской можно как с помощью специального маркера, так и с помощью прикосновения пальца.

- Методически грамотно применить полученные умения и навыки при подготовке и проведении занятия или иного мероприятия.

Это сложно, но и интересно. Освоение приемов работы с интерактивной доской сопровождается маленькими методическими открытиями (созданием новых игровых методов и приемов). Программа SMART Notebook не перестаёт удивлять своими возможностями.

При составлении презентации к занятию я чаще использую следующие инструменты:

  • создание фигур, таблиц – т.к. на занятиях по обучению элементам грамоты работаем с символами, обозначающими звуки, слоги, слова;
  • опцию множественного клонирования – позволяет бесконечное число раз брать тот или иной объект, не тратя время на копирование и вставку;
  • анимацию к объектам – помогает занятие сделать более увлекательным;
  • конструктор игр SMART LAB – позволяет включить в занятие увлекательные игры;
  • волшебная ячейка – добавить интересные эффекты в занятие;
  • средство записи уроков - позволяет записывать действия, которые вы совершаете на странице, а впоследствии воспроизвести эту запись несколько раз;
  • перо распознавания букв – очень помогает при работе с буквами, словами, предложениями.

Сочетаю традиционные и компьютерные методы организации учебной деятельности. Отсканированные игровые задания, которые предлагаются в наших методических пособиях Теремковой, Арбековой, Гомзяк, Ткаченко, Косиновой и др., можно вставить на страницу презентации. А добавив необходимые объекты (фигуры, буквы, слова и т.п.) или используя инструмент «перо» упражнения становятся интерактивными.

Рабочие функции программы SMART Notebook очень разнообразны, и это лишь некоторые примеры ее возможностей.

У любого оборудования есть свои преимущества и недостатки.

 «Плюсы» интерактивных досок.

В работе с доской:

- Возможность работать сразу в нескольких программах;

- Возможность сохранения написанного материала;

- Удобное удаление написанного;

- Использование видео и презентаций;

- Быстрое перестроение этапов урока;

- Отсутствие мела;

- Бесконечность экрана.

Для педагога:

- Способствуют профессиональному росту специалиста.

- Позволяют учителям преподносить новый материал нагляднее и красочнее.

- Помогают более эффективно использовать учебное время.

- Предоставляют новые возможности для импровизации.

- Позволяют педагогам открыть новые методы обучения.

- Уменьшают трудоемкость выполнения педагогом профессиональных задач.

«Минусы» интерактивных досок.

В работе с доской:

- тень от отвечающего у доски закрывает изображение;

- постоянная калибровка доски;

- попадание яркого луча света в глаза от прожектора;

- бликует;

- невозможно работать без проектора.

Для педагога:

- придется тратить больше времени на первоначальную подготовку к

занятиям. Хотя стоит заметить, что эти затраты быстро окупятся в будущем, так как вся информация будет храниться в памяти компьютера или на флэш-карте;

- интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Рост не позволяет детям использовать всю поверхность доски. Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей).

Выводы.

Для меня вопроса «Интерактивная доска на занятии – это плюс или минус?» не существует. Несомненно – плюс.

Применение интерактивной доски в образовательном процессе позволяет совершенствовать существующие традиционные технологии обучения. То есть выводит обучение на новый уровень.

Кроме того, обучение с интерактивной доской одновременно решает несколько задач:

- подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе; повышает компьютерную компетенцию воспитанников;

- выполнение требований ФГОС ДО: развитие личности на основе системно-деятельностного подхода;

- формирование предпосылок УУД в процессе приобретения знаний, навыков, умений.

Но важно понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать занятие интересным, понятным и запоминающимся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...