Конспект занятия по обучению грамоте - "Путешествие к неизвестной планете". Лексическая тема недели "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. НОД проводится с использованием ИКТ. Презентация к занятию выполнена в редакторе "Сова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_-kosmos_anisimova.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи №12

«В поисках неизвестной планеты»

Лексическая тема: космос

Составила: учитель-логопед Анисимова О.Н.

Троицк

2018-2019 учебный год

Коррекционно-образовательные цели:

- активизация словаря по теме “Космос”;

- совершенствование навыков звуко-слогового анализа;

- совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

- Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом и закреплять навык грамматически правильного построения предложений.

Коррекционно-развивающие цели:

-  развивать фонематические процессы;

- развивать зрительное восприятие и внимание, мышление, воображение, общую, тонкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные цели:

- формировать навыки взаимопонимания, инициативности, самостоятельности.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о космосе, аппликация «Ракета летит на Луну», рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, чтение  стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу».

Оборудование: интерактивная панель, ветрячки, апельсины, блюдца, счетные палочки, салфетки.

Структура занятия:

  1. Вводная часть – 3 минуты;
  2. Основная часть – 25 минут;
  3. Заключительная часть – 2 минуты.  

Ход занятия

На экране интерактивной панели слайд №1

Описание слайда: на красивом фоне изображён конверт.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли необычные гости. Хотите  узнать, кто они, отгадайте загадку:

С космосом он очень близко знаком,

Часто на звёзды глядит

Дети: Астроном

Логопед: Правильно. Сегодня к нам в гости пришли учёные-астрономы.

Слайд №2

Описание слайда: Анимированные персонажи астрономы

Ученый: Дорогие ребята! Недавно мы обнаружили в нашей солнечной системе неизвестную планету. Для того, чтобы исследовать эту планету будет отправлен отряд космонавтов. Мы приглашаем вас принять участие в экспедиции. Ждём вас в центре подготовки космонавтов. Путешествуя, от одной планеты к другой вы будете выполнять задания. Только так вы сможете добраться до неизведанной планеты. Желаем удачи!!!

Логопед: Ну, что присоединимся к экспедиции?

Дети: Да.

Логопед: Тогда прямо сейчас отправляемся в центр подготовки космонавтов. Проходите за столы. Садитесь на стулья, следите, чтобы спина была прямая.

Для начала нам нужно изучить карту планет нашей солнечной системы.

На экране слайд №3 

Описание слайда. Солнечная система.

Логопед: Ребята, назовите планеты нашей солнечной системы, которые вы знаете. Сколько их?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Всего восемь.

Логопед: Молодцы, совершенно верно. Карту полёта мы изучили. Настоящие космонавты обязательно должны знать, что нужно для изучения космоса. Посмотрите на экран выберите нужные картинки.

Слайд№4

Описание слайда. На экране картинки. Задание выбрать те предметы, которые могут понадобиться для изучения космоса.

Логопед: Но для того, чтобы отправиться в полёт нам необходим космический корабль. Давайте построим его.

Слайд№5

Описание слайда: геометрические фигуры. Задание: Собрать корабль по образцу. Поместить геометрическую фигуру, ответить полным ответом с использованием предлогов над, под или между.

Логопед: Ребята, необходимо разместить геометрические фигуры по образцу. Отвечать будем, используя предлоги над и под. Я поместила синий прямоугольник в центр экрана.

Логопед: Василиса, помести красный круг так, как показано на схеме.

Куда ты поместила красный круг?

Василиса: Я поместила красный круг над синим прямоугольником.

Логопед: Алсу, помести зелёный треугольник так, как показано на схеме.

Ответь полным ответом, куда ты поместила зелёный треугольник?!

Алсу: Я поместила зелёный треугольник под синим прямоугольником.

Логопед: Верно. Артём, помести  прямоугольник жёлтого цвета так, как показано на схеме. Ответь полным ответом, куда ты поместил  прямоугольник жёлтого цвета.

Артём: Я поместил жёлтый прямоугольник над красным кругом.

Логопед: Правильно. Даша помести голубой прямоугольник так, как показано на схеме. Ответь полным ответом, куда ты поместила голубой прямоугольник.

Даша: Я поместила голубой прямоугольник под зелёным треугольником

Слайд №6

Описание слайда:  Космический корабль.

Логопед: Вот мы и построили космический корабль. Конечно, прежде чем отправиться в полёт настоящим космонавтам необходим полезный обед. У вас на столах тарелочки с апельсином. Мы будем не просто есть апельсин, но и готовить наш язычок к путешествию. Поставьте тарелочку около себя возьмите круг двумя руками, выньте язык изо рта и тянитесь кончиком языка сначала вверх, а потом вниз (4 раза);

Язычок наш захотел –прямо в космос полетел

Вверх-вниз, вверх-вниз

затем тяните кончик языка то влево, то вправо  (4 раза).

От Меркурия до Венеры

Путешествует он смело

Вправо-влево, вправо-влево.

 А теперь круговыми движениями облизываем апельсин по краю, по часовой стрелке и против часовой стрелки (по 2 раза).

Вокруг солнца он пустился

Надломите кожуру и расправьте апельсин, получился заборчик.

И на Землю приземлился

А теперь съешьте апельсин. Воспользуйтесь салфеткой.

Молодцы к полёту готовы. Будем запускать наш космический корабль. Возьмите в руки ветряки. (Логопедическая гимнастика. Дети встают прямо вытягивают ветряк перед собой, делают глубокий вдох носом)

Глубокий вдох носом. Дуем на ветряк. (3 раза). Не заводится моторчик. Нам поможет язык.

Кончик языка сейчас поработает у нас

Приготовились к полёту,

 К запуску моторов

Василиса и Соня  просто дуют, без звуков. Остальные со звуком р.

Глубоко воздух вдыхаем

С силой ветер выдыхаем

Кончик языка тотчас

Завибрировал у нас – р-р-р…

Вот и завёлся мотор, отправляемся в полёт.

Слайд №7

Описание слайда: видео фон – полёт сквозь звёзды под музыку.

Логопед: Сверимся с картой.

Слайд № 8

Описание слайда – солнечная система

Слайд №9

Описание слайда: планета Меркурий

Логопед: Ребята, что вы знаете о планете Меркурий?

Дети: Меркурий - самая близкая к солнцу планета. По размеру, чуть больше луны. Его поверхность покрыта кратерами. Это следы падения больших камней из космоса.

Слайд№10

Описание слайда: два контейнера – красный и синий, буквы :

а, о, у, и, п, б, в, н. Задание: разложите буквы по контейнерам. В красный контейнер – гласные, в синий – согласные.

Логопед. Ребята мы видим буквы. Я прошу вас назвать звук, который обозначает буква, охарактеризовать его и положить в нужный контейнер.

Дети выполняют задание.

Слайд №11

Описание слайда – солнечная система

Слайд №12

Описание слайда: планета Венера.

Логопед: Ребята, что вы знаете о Венере?

Дети:  Планета Венера – ближайшая к земле планета солнечной системы, она почти такого же размера, как и земля. Она окружена плотным слоем облаков, а её поверхность покрыта огромным количеством вулканов и гор.

Слайд № 13

Описание слайда: картинки (дом, лес, мак), квадраты красного, зелёного и синего цвета. Задание – составить звуковую схему слов

Логопед: Молодцы, летим дальше. Давайте сверимся с картой.

Слайд №11

Описание слайда – солнечная система

Слайд№14

Описание слайда: Планета Марс.

Логопед: Ребята, что мы знаем о планете  Марс?

Дети: Планета Марс. Четвёртая по удалённости от солнца. Его называют красной планетой, так как он состоит из красного камня. На марсе находятся самые высокие вулканы и горы в нашей солнечной системе.

Слайд №15

Описание слайда: картинки (космонавт, земля, ракета, комета, марс, телескоп. Задание хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове)

Слайд №16

Описание слайда – солнечная система

Слайд  №17

Описание слайда: планета Юпитер

Логопед: расскажите, что вы знаете о планете Юпитер.

Дети: самая большая планета нашей солнечной системы – Юпитер. Это огромный газовый шар. Он очень быстро вращается вокруг своей оси, поэтому его поверхность обдувают сильные ураганные ветры.

Слайд №18

Описание слайда: слоги. Задание прочитать слоги.

Дети выполняют задание.

Слайд № 16

Описание слайда: солнечная система

Слайд №19

Описание слайда. Планета Сатурн.

Логопед: Ребята, что вы знаете о планете Сатурн?

Дети: Планета Сатурн вторая по величине планета солнечной системы, состоит из газов. Вокруг Сатурна расположены кольца из кусков камня и льда.

Логопед: Ребята, мы уже долго в полёте, а космонавтам нужно всё время поддерживать хорошую физическую форму

Слайд№ 20

Описание слайда: космическая зарядка.

Физминутка:

Комплекс двигательных упражнений “Будем космонавтами”

Итак, начинаем спортивную тренировку:

Вот выходит на парад    дети маршируют пот кругу.
Наш космический отряд. 
Руки в стороны - к плечам,    и.п.- стоя, ноги вместе, руки к плечам.
Дружно мы покажем вам.    1 - руки в стороны, 2 - и.п. (8-10 р.)
На пояс обе руки ставим    и.п. - стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч
И наклоны выполняем.     наклоны вправо и влево.
Руки за голову - и вот    и.п. - стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч
Наклоняемся вперед.    наклоны вперед, держа спину прямо.
Приседаем и встаем    и.п. - стоя, руки на поясе. 1 - присесть, руки вперед,
И ничуть не устаем.    2 - и.п.

Дети выполняют задание 

Логопед: Сверимся с картой.

Слайд № 16

Описание слайда: солнечная система

Слайд № 21

 Описание слайда: Планета Уран 

Логопед: Ребята, что вы знаете о планете Уран?

Дети: Планета уран. Ещё один ледяной гигант. Уран, как и Сатурн, окружён кольцами.

Слайд № 22

Описание слайда: Слоги. Задание поменять слоги местами, чтобы получилось слово.

Логопед: Сверимся с картой.

Слайд № 16

Описание слайда: солнечная система

Слайд №23

Описание слайда: планета Нептун

Логопед: Ребята, что вы знаете о планете Нептун?

Дети: Планета Нептун. Её называют ледяным гигантом. Она так далеко находится от солнца, что на ней всегда темно и холодно. На Нептуне дуют самые сильные ветры в нашей солнечной системе.

Слайд №24

Описание слайда: картинки, пары слов. Задание – угадайте, что изображено на фотографиях.

Логопед: Ребята, послушайте пары слов, подумайте, что именно изображено на фотографиях?

Дети: Яблоневый сад, сосновый лес, глубокое море, весенний ручей.

Слайд №25.

Описание слайда: Планета правильной речи. 

Логопед: Молодцы ну вот, наконец, мы и добрались до неизвестной планеты.

Логопед: Ребята – это планета правильной речи. Так вот почему мы смогли сюда добраться, только выполнив много заданий. Действительно только потрудившись можно научиться правильно говорить.

Слайд №26

Описание слайда: лесенка успеха

Логопед: Предлагаю вам подумать, насколько успешно вы справлялись с заданиями и поместить смайлик в таком соответствии:

Если вам было трудно, непонятно, ничего не получалось, то поместите смайлик на нижнюю ступеньку.

Если было трудно, не всё понятно, но вы справились, то поместите смайлик на ступеньку повыше.

Если было не трудно, всё понятно, и вы справились, то поместите смайлик на верхнюю ступеньку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте: " Путешествие Юпика"

Конспект занятия  по обучению грамоте детей с нарушением зрения...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия»

Задачи: Образовательные: Закрепить представление детей о слове. Слова бывают разные и они звучат по-разному. Упражнять детей в подборе рифмы. Развивающие:  Развивать фонематический слух. ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний".

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну Смешариков"

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СМЕШАРИКОВ»Цель: Закрепить знания о звуковых единицах речи; продолжать закреплять умение работать над звуко-буквеным анализом слов; Образовательная задача: Закрепить понятие сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготови тельной группе на тему "Путешествие по стране "Пиши-читай"

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (гласные и согласные);Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения;Формировать умение делить слова на слоги...