Звуки [Л] - [Л`] в слогах и словах
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Павловская Юлия Александровна

 Индивидуальное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-l.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: звуки [л][ль].

Цель: учить дифференцировать звуки [л] — [л'] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам.

Коррекционно-обучающие:

-уточнить правильную артикуляцию звука [л], [л'];

-повторить правильное произношение звука [л], [л']  изолированно

-упражнять в правильном произношении звука [л], [л']  в слогах, словах;

-учить модулировать голос по силе;

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

развивать память, внимание, мышление

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать осознанное отношение  к необходимости  исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля

Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Оборудование: флажки, предметные картинки, карточки с лэпбука, сигналы, самолеты

Ход занятия.

 I. Организационный момент.

Ребята поздоровайтесь с гостями. Приготовились к занятию. Слушайте меня внимательно, старайтесь правильно выполнять все задания.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы  язычок  был сильным, чётко и правильно произносил все звуки, выполним гимнастику для языка.(упражнения выполняем под счёт до пяти: количество  выполнения упражнений-5)  

Упражнения «Заборчик», «Блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Качели».

2. Пальчиковая гимнастика.

Наша армия

Аты – баты! Аты – баты!

(поочередно шагают указательным

и средним пальцами то правой, то левой руки)

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.

(по очереди соединяем подушечки пальцев,

начиная с большого пальца)

3. «Поймай звук»

—        Я буду произносить по два слова. Вы повторите только слово со звуком [л] или [ль] из каждой пары.

                 Полет                  посадка        

небо        земля

месяц        луна                

салон        кузов        

4. Дифференциация звуков [л ] [ль]).

А)        Сравнение звуков [л] [ль].

  • Слова с какими звуками вы повторяли?
  • Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [л] и [ль]. Проведем соревнование двух экипажей. За каждое правильно выполненное задание экипаж получает по флажку. В состав экипажа входят: командир, пилоты.
  • Первый ребенок — 1-й экипаж будет управлять большим самолетом (лайнером).  Второй ребенок — 2-й экипаж, будет управлять самолетиком.

Пристегнули ремни, приготовились.

     Дыхательная гимнастика.

 Чтобы самолет заработал, нужно завести винты. Приготовились заводим.

  • Как гудит лайнер? Расскажите о звуке [л].
  •  Как гудит маленький самолетик? Расскажите о звуке [ль].
  • Чем похожи звуки [л] [ль]? Чем отличаются эти звуки?

Работа экипажей оценивается флажками.

Б)        Дифференциация звуков [л] — [ль] на слух.

—        Члены экипажа самолета должны иметь хороший слух. Проверим, как вы различаете на слух звуки [л] [ль].

Если в слове звук [л] — показываете сигнал синего цвета.

Если в слове звук [ль] — показывает сигнал зеленого цвета.

Фляжка; флаг; тельняшка; самолет; пилот

Экипажи получают флажки.

—        Взлет разрешен. Три — два — один… Взлетели!

В)        Дифференциация звуков [л] — [ль] в произношении.

—        Полет проходит на большой высоте. Экипажи выходят на связь. Диспетчер с земли посылает сигнал на борт самолета. Повторите его.

Ла-ла-ля-ля        сла-сля-сла

лю-лю-лу-лу        плё-пло-плё

пилот-полет                             дал-даль

Г)        Выделение звуков [л], [ль] из состава слова.

—         Чем занимаются военные пилоты? Они доставляют различные грузы.

Экипажи получают задание перевезти грузы. В названии которых есть звуки [л] и [ль].

—        Первый экипаж отберет картинки со звуком [л], а второй — со звуком [ль].

( картинки с лэпбука)

Экипажи получают флажки.

        Физминутка и зрительная гимнастика

«Самолет»

Пролетает самолет

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

- посмотреть вверх

 

-отвести руки, проследить взглядом.

 

-вращательные  движения  руками перед собой, следить взглядом.

- встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

- поморгать и прикрыть глаза.

5.        Звуковой анализ.

Б)        Работа со схемами слов.

—        На борт самолетов поступила шифровка. Посмотрите, на картинку, что изображено? Составьте схему слова луна

—        Определите место звука Л в слове.  

Экипажи получают флажки.

6.        Формирование грамматического строя речи

—         Расскажем о путешествии наших экипажей. Закончите моё предложение, изменяя слово лететь:

Самолеты в небо ... (взлетели),

К поселку... (подлетели),

Вокруг поселка ... (облетели),

В поселок... (залетели),

Из поселка ... (вылетели)

И в садик ... (прилетели).

Работа экипажей оценивается флажками.

7        Итог занятия.

  • Полет подошел к концу. Самолеты приземлились.
  • Какие звуки вы научились сегодня различать?

Подводятся итоги соревнования: подсчитывается, сколько флажков у каждого экипажа. Экипажи награждается раскрасками военных самолетов.

                                               

полет

земля

луна

салон

Л – согл., звонкий, твердый

Ль – согл., звонкий, мягкий

- они оба гласные, звонкие

Л – твердый

Ль - мягкий

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы. Задачи:формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и м...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р].  Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор:  Карташова Евгения Олеговна,  учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...

Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"

Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ....

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Конспект занятия по звуковой культуре речи...