Мастер - класс «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»
консультация по логопедии

Пчелинцева Ольга Рафаэльевна
Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

№  34 «Светлячок» комбинированного вида  г. Кызыла  Республики Тыва

 

Мастер -  класс

«Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

Подготовила,

учитель –логопед:

Пчелинцева Ольга Рафаэльевна

2019 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в вопросе применения специальных логопедических приёмов  с целью профилактики возникновения и коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Познакомить участников мастер - класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками.

2. Совершенствовать  практические навыки профессиональной деятельности педагогов.

Актуальность: Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Своевременное устранение недостатков      произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Участники: воспитатели, педагоги ДОУ.

         Оборудование и материалы: набор карточек «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», презентация по теме, буклеты с рекомендациями.

Ход мастер – класса.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  Нет или да?

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  Нет или да?

Я вас понимаю…..Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  Да?

Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне?  Да или нет?

Последнее спрошу у вас я: «Активными все будете?  Нет или да?»

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме: «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата».

"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!"

В.А. Сухомлинский

Что же такое БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА?

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин «бионергопластика» состоит из трех понятий:

био – человек как биологический объект;

энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко (авторы системы работы с детьми с использованием биоэнергопластики) движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Исследования ученых доказывают связь речевого и интеллектуального развития  со степенью развития тонкой моторики пальцев. Изучая данную проблему,  Ястребова  А.В. и  Лазаренко О.И. пришли к выводу,  —   движение тела,  совместные с движениями рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Цель данного метода —  повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: усиливают кровообращение, укрепляют мышцы языка, губ, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, формируют координацию движений мелкой моторики рук, сочетание  движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.

Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

            В помощь воспитателю.

      Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

  - Для того, чтобы понять о чем я говорю, предлагаю несколько игровых вариантов проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение. Сначала я вам показываю, а затем выполним вместе.

Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики, текстовое сопровождение в виде четверостиший. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, речевой слух.  Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе.

          Я надеюсь, что  тема сегодняшнего мастер-класса никого не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что – то нужное и новое.

Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений с биоэнергопластикой.

Список используемой литературы:

  1. Развивающие технологии в логопедии / В.М.Акименко - Ростов  н /Д: Феникс, 2011.- 109 с: илл - (Сердце отдаю детям).
  2. Борозинец Н.М., Шеховцева Т.С. Логопедические технологии: Учебно – методическое пособие.- Ставрополь, 2008.-224с
  3. Е.М.Косинова  Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО, Издательство «Эксмо», 2006
  4. Нищева Н.В.Весёлая артикуляционная гимнастика. ООО «Издательство», 2009
  5. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашом – Мн.: Аверевэв,  2005.
  6. Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, Санкт – Петербург, «Корона», Век, 2007.
  7. Информация с сайта: http://allrefrs.ru/2-2948.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»

Мастер-класс для родителей«Развитие артикуляционного аппарата у детей»...

Мастер – класс для родителей «Развитие артикуляционного аппарата посредством биоэнергопластики»

Мастер – класс для родителей«Развитие артикуляционного аппарата посредством биоэнергопластики»...

Мастер - класс для педагогов «Использование метода биоэнергопластика как нетрадиционной формы развития артикуляционного аппарата детей »

Представлен сценарий мастер - класса то теме «Использование метода биоэнергопластика как нетрадиционной формы развития артикуляционного аппарата детей».Важным условием для начала успешного...

Мастер – класс «Биоэнергопластика, аквагимнастика и кинезеологические упражнения как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса.Задачи:Познакомить у...

Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук»

Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук» Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствую...