Тема Игрушки
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Архангельская Татьяна Николаевна
Коррекционные упражнения для развития речи детей по теме: "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_igrushki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Игрушки.

Дата

Содержание

Выполнение

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. 2. Словарь.

Существительные: названия игрушек, геометрические формы.

Прилагательные: овальная, круглая, треугольная, деревянная, пластмассовая, железная, стеклянная, матерчатая, красивая, новая, старая, интересная, смешная, большая, маленькая, заводная, электрическая, механическая, меховая.

Глаголы: лежит, стоит, даёт, берёт, роняет, дарит, покупает, чинит, ломает, ремонтирует.

Наречие: бережно, много, мало.

  1. Развитие лексики и грамматики.
  1. какой формы?

Найди игрушки круглой, квадратной, треугольной формы.

Какая геометрическая форма у барабана, пирамидки, тарелочки, флажка, ведёрка, юлы, кубиков, неваляшки, мячика,

Какого цвета?

Назовите игрушки красного, синего, жёлтого, оранжевого, голубого, розового, зелёного, коричневого, белого цвета, разноцветные.

Какая игрушка по качеству?

Назовите игрушки мягкие, меховые, Резиновые, пластмассовые, деревянные, гладкие, железные, матерчатые.

  1. про что можно сказать МОЙ, МОЯ, МОЁ, мои?

Кубики, барабан, Машина, кукла, флажок, мяч, пирамидка, мишка, зайка, лисичка, , конструктор, мозаика, матрёшка.

  1. Что из чего? (какой?)

Вы бросаете ребенку мяч, называете игрушку и говорите, из чего она сделана.Ребенок бросает мяч обратно и говорит, какая это игрушка.

Мишка из меха — какой? (Меховой.)

Пирамидка из дерева — какая(Деревянная.)

 Ведерко из металла — какое (Металлическое.)

Кубики из пластмассы — какие?

Мяч из резины — какой? (Резиновый.)

Кукла из соломы — какая? (Соломенная.)

Лото из картона — какое? (Картонное.)

 Свистульки из глины — какие? (Глиняные.)

из пластмассы - …,            из дерева - …

из металла - …,                   из резины - …

из железа - …,                     из глины - …,

из стекла - …,                      из пластика - … .

  1. Один – много.:

Кукла – куклы,

Кубик – кубики

Мяч – мячи

Машина – машины

Погремушка – погремушки

Гармошка – гармошки

Барабан – барабаны

Дудочка – дудочки

Скакалка – скакалки

Игра – игры

  1. Сосчитай до пяти:

Одна кукла две куклы, …, пять кукол.

Один кубик..…

Одно ведро…

  1. Назови ласково

        мяч – мячик

          кукла – куколка

        машина – машинка

пирамида – пирамидка

заяц – зайчик

ведро – ведёрко

скакалка - скакалочка

матрёшка – матрёшечка.

Дом – домик

  1. Ты игрушку покажи, как играть с ней расскажи.
  2. У вас у многих есть маленькие братишки и сестрёнки. Расскажите им как можно играть с
  3. Машинкой – катать, ставить в гараж, ездить наперегонки, ремонтировать, перевозить кукол, грузы.

Мячом, куклой, пирамидкой, кубиками, конструктором,

 

  1. Подобрать признак к предмету (наглядно)

дети стоят по кругу. Передавая игрушку по кругу друг другу называют признаки:   какой мишка? И т. д.

кукла (какая?) -.красивая, нарядная, новая, пластмассовая, большая, маленькая.

Машина (какая?) – железная, легковая, грузовая, большая, маленькая, синяя.., красивая.

Мяч (какой) – круглый, полосатый, резиновый, большой, маленький, разноцветный.

Кубики (какие?) – маленькие, деревянные, цветные, квадратные, новые, старые.

  1. Что у чего? (части игрушки)

У этой игрушки есть колёса, кузов, двери, кабина.

У этой игрушки есть голова, ноги, руки, туловище, волосы.

У этой игрушки есть разноцветные колечки.

  1.  Угадай игрушку
  • её можно одевать, причёсывать. Это...
  • её можно катать, нагружать кубиками. Это...
  • его можно кидать, ловить, ударять об пол. Это...
  • из них можно строить башню, складывать узоры, строить домики. Это...

А теперь ты мне загадай загадку про игрушку, а мы отгадаем

  1. Развитие мелкой моторики

На большом диване в ряд     попеременно хлопают в ладоши

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,        загибаем поочерёдно все пальчики

И весёлый Чиполлино,

И котёнок и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять.    разгибают поочерёдно пальчики

Помогаем нашей Кате              стучат кулачком об кулачок

Мы игрушки сосчитать.

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и вертушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.

Физминутка

Друг веселый, мячик мой,    4 прыжка на носочках,  руки на   поясе.

Всюду, всюду он со мной.взмахи каждой рукой, как бы удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять     5 прыжков на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть.      взмахи каждой рукой, как бы удары по мячу.

Развитие  зрительного и слухового внимания памяти, мышления

  •  « Чего не стало?»
  • « Что изменилось?»
  • Назови игрушки по порядку.(начало, середина конец ряда)
  1. Дидактические игры
  • «Отгадай по описанию».
  • « Магазин игрушек»

Эти игрушки купи за три слова! (цвет, форма, величина)

Всего лишь три слова – покупка готова!

  • «Выполни поручение»: «дай..., отнеси,,,, положи..., спрячь»
  • «Узнай на ощупь»

Давайте ребятки отгадывать загадки.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

 Кто не ест душистый мед

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это — плюшевый... (медведь)

 Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть... (кубики)

 Рвутся вверх они, играют,

С тонкой нитки улетают.

Это радость детворы —

Разноцветные... (шары)

 В глубь трубы всмотрись: как в сказке,

Там в узор сложились краски.

Трубочка — не микроскоп.

А цветной... (калейдоскоп)

 По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в... (мяч)

 Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла-... (неваляшка)

 Эта мягкая игрушка —

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта — ... (зайка)

 Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

 В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем... (погремушка)

 На одной ноге крутилась,

И вдруг на бок повалилась,

С шумом на пол прилегла

Разноцветная... (юла)ряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)

У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Машинки)

Художественная литература.

 Стихотворения из серии «Игрушки» А. Барто

Сказки об игрушках

Формирование фонематического восприятия.

  1. Проговаривать слоги.

ТА-ТА-ТО            БЫ-БЫ-БО        ВУ-ВУ-ВА

МА-МА-МЫ        НО-НО-НУ         ХЫ-ХЫ-ХО  

ДУ-ДУ-ДО            ФЫ-ФЫ-ФА        ПА-ПА-ПЫ

  1. Звук и буква Аа.
  2. Понятие «гласный звук»- звук поётся и невстречает преграду
  3. Выделение звука «А» в начале слова.

Хлопни в ладоши если услышишь слово со звуком «А» нос, апельсин, Ананас, кот, автобус, арка, аист, дом, жук, азбука, арбуз, аквариум, арфа, сок, лук, акула, акробат, стол, Аня, Ант он.

Коррекция –звукопроизношения

(по коррекционным тетрадям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к празднику "День игрушки" для средней, старшей, подготовительной групп на тему "Игрушки: какими были и какими стали"

В данной презентации подобраны фотографии игрушек советских времен и современных игрушек. Материал позволяет провести "экскурсию" в прошлое и сравнить с настоящим....

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

Конспект занятия в средней группе на тему "Игрушки. Рисование любимой игрушки"

Знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму множественного числа, соз...

Примерный сценарный план НОД по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах на материале лексической темы Игрушки»

Примерный сценарный план НОД по теме "Автоматизация звука Ш в словах на материале лексической темы Игрушки"...

ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: разновозрастная; Тема: «Игрушки» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, воспитание бережного отношения к игрушкам.

ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: разновозрастная (2 младшая, средняя)     Воспитатель:  Шаихова Н. А....

Ежедневное планирование воспитателя по лексической теме "Игрушка. Народная игрушка"

Этот материал будет полезен педагогам  и воспитателям средних  групп при планировании ежедневной работы по лексической теме "Игрушка. Народная игрушка"...

Памятка для родителей первой младшей группы на тему: «Игрушки для ребёнка» Какие игрушки приобретать детям?

Сюжетно-образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.Двигательные : каталки, коляски, спортивные игрушки.Строительные наборы.Дидактические : разборные башенки, пирамидки, настольно-пе...