Тема: Русские народные сказки"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Архангельская Татьяна Николаевна
Коррекционные упражнения для развития речи детей по теме: "Русские народные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_russkie_narodnye_skazki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Русские народные сказки.

Коррекционные задания по развитию речи для детей старшей группы.

Дата

Содержание

Выполнение

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Развитие лексико-грамматического строя речи
  3. Продолжи предложение:

Я знаю добрые сказки, интересные, волшебные, страшные, русские народные, длинные, короткие, поучительные.

  1. В сказке рассказывается о …

Лиса –  о лисе,               ёж – о еже,             медведь – о медведе      

 волк –о  волке               Заяц – о зайце,       коза – о козе,    

лягушка – о лягушке     мышка – о мыше,   девушка – о девушке,   царь –о царе,                 собака – о собаки,      петух –о  петухе          кошка – о кошке         Козлёнок – о козлёнке    

медвежонок – о медвежёнке.

  1. «Назови ласково»    

Мышь – мышка       лягушка – лягушечка         заяц – зайцик              волк – волчок        Лиса – лисичка        медведь – мишка                петух – петушок       бык – бычок

  1. Сосчитать до пяти:

Один волк, два волка, три волка, ……, пять волков

Одна лиса, две лисы, ………………, пять лисиц

Один заяц, два зайца,…………, пять зайцев

Одна собака, две собаки,………, пять собак

Один медведь, ………………, пять медведей

  1. Раз, два три, четыре, пять…

В сказке как кого назвать?

Мышка – норушка, лягушка - .., зайка - …, зайчишка - …,

волк – зубами щёлк, волчище - .., волчок - ..(серый бочок),

лиса - ..(всему лесу краса), лисичка - …, мишка - …,

 муха - …(горюха), комар - ..(пискун), петушок - …,

Ёжик - ..(ни головы, ни ножек). Баба-Яга - …(костяная нога), молодец – добрый, девица - ..(красавица),

  1. Какой герой в сказках:

Лиса – хитрая, изворотливая, обманщица, рыжая, красивая, хищная.

Волк – большой, серый, голодный, жадный, глупый, .

Медведь – большой, косолапый, добрый, сильный.

Заяц – трусливый, маленький, слабый, пугливый, безобидный.

Мышка – маленькая, шустрая, добрая, весёлая.

Царь – старый, глупый, жадный

Царевич – сильный смелый, красивый, находчивый, умный.

Девица (царевна) – нежная, ласковая, красивая, заботливая, трудолюбивая.

  1. Отгадай сказку по героям

Царь – 3 сына – стрела – болото – лягушка

Дед – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка

Муха- комар – мышка – лягушка – заяц – волк – лиса- медведь

Заяц – лиса – петушок.

Михаил Потапович – Настасья Петровна – Мишутка – Маша.

Алёнушка – Иванушка – козлёнок – Баба-Яга – молодец.

Баба-дед – Курочка- мышка- яичко.

Баба- дед- колобок- заяц- волк- медведь- лиса

Алёнушка-Иванушка-Баба-Яга-Яблоня- печка, гуси-лебеди-речка

Коза – волк - козлята

10.Продолжи сказочные слова:

« Я – колобок, колобок…..»

 «Тянут потянут…»                          

«По щучьему веленью…»              

 «Как выскачу, как выпрыгну …»

«Кто, кто в теремочке живёт…»

«Козлятушки, ребятушки…»

«Ловись, ловись …..рыбка большая пребольшая»

«Битый, небитого …..»

«Дед бил, бил не разбил ………»

«Избушка-избушка встань ………»

11. Начинает сказка сказываться: (вспомни слова с которых начинаются сказки и заканчиваются):

НАЧАЛО- В некотором царстве, в некотором государстве. …

                    В тридевятом царстве, в тридевятом государстве..

                  Жили-были..

-                 Было у царя… ..

                  Посадил дед…

КОНЕЦ – Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

                   И я там был…

                     И стали они жить поживать, и добро наживать.

12.Скажи наоборот

Медведь большой, а …мышка (мушка)…

Волк глупый , а лиса …

Колобок горячий – снегурочка -..

Волк голодный – лиса…

Заяц трусливый – петух - ..

Волк злой, а ёжик …

старый – новый                     большой – маленький

грязный – чистый                  добрый – злой                                          

весёлый – грустный               умный - глупый

трусливый – храбрый            старый - молодой

здоровый – больной              сильный - слабый

горячий – холодный              худой - толстый

сытый – голодный                  низкий - высокий

хороший – плохой                 быстрый – медленный

13. Угадайте сказку. Вставь слово.

Как – то раз в лесу густом

Вырос домик под …..(кустом)

Рады мышка-поскребушка

И зелёная ……

Длинноухий………

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, -

И кабан туда попал,

И лиса, и …………

Всем хватило места в нём –

Вот какой чудесный ….

«Дзинь-ля-ля! – поёт синичка. –

Это сказка «………..».

14. Пальчиковая гимнастика   « Мальчик – пальчик, где ты был?

Мальчик – пальчик, где ты был? Сгибание и разгибание пальцев в кулак

Я по сказочкам бродил!                  Сгибание и разгибание пальцев в кулак

Встретил я медведя, волка,                       Поочерёдно сгибать пальцы.

Зайку, ёжика в иголках,

Встретил белочку, синичку,

Встретил мышку и лисичку

Петушка, лягушку.

И неведому зверушку                              «Колобок» сжать кулачки

Всем подарки подарил,                Сгибание и разгибание пальцев в кулак

Всяк меня благодарил.

15. Физкультминутка: русскую народную сказку «Три медведя»:

Три медведя шли домой         (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой, большой (поднять руки над головой, потянуть вверх)

Мама с ним поменьше ростом              (руки на уровне груди)

А сынок малютка просто                                  (присесть)

Очень маленький он был,             (присев, качаться по-медвежьи)

С погремушками ходил         (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь           (имитация игры с погремушками).

      Отгадай-ка . Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

                               Этих сказочных друзей!  (Ермолаева Н.В.)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?  (Баба-Яга)

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят  (Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?   (Царевна лягушка)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.  (Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.  (Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.   (Козлята)

    На кочке болотной

Невестушка ждёт

Когда же за нею

Царевич придёт.  (Царевна – лягушка)

Уговаривала братца

Старшая сестрица

«ты из лужицы не пей

Мутную водицу»

Не послушался мальчонка

Превратился он в козлёнка. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Послушав лисьего совета

Сидел на речке до рассвета

Рыбёшки, правда, не поймал

Лишь хвост бедняга потерял!   (Волк и лиса)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить, да поживать

Да жильцов к себе пускать!   (Теремок)

Из леса птицы прилетают

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут

Озорников всегда там ждут.  (Гуси – лебеди)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной, он, сам того не ведая,

Несёт её домой

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…    (Маша и медведь)

Развитие фонематического восприятия.

  1. Проговаривать слоги.

ПА-ПА-ТА       МА-МЯ-МА      НУ-МУ-НУ     ША-ШО-УШ

БДА-БДО-БДУ  ВО-ВО-ФО      КА-ГА-ГА        ДО-ТО-ДО

ЛИ-ЛИ-ЛЁ        ЗЫ-ЗУ-СО         ЦУ-ЦЫ-СА       ЧУ-ЧИ-АЧ

  1. Игра «Придумай слова».

Кто придумает больше слов на заданный звук.

  1. Игра «Цепочка слов».

Коррекция звукопроизношения

(по индивидуальным тетрадям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности.Область "Коммуникация"Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Хаврошечка" с использованием элементов сказкотерапии....

НОД по развитию речи Тема: «Составление описаний персонажей сказки « Теремок». Лексическая тема: « Русские народные сказки»

Данная НОД разработана для детей средней группы проведена в рамках работы по проекту "Путешествие по сказкам". Разработка предполагает использование нового информационного оборудования (интерактивная ...

Музыкально - оркестровая сказка, на тему русской народной сказки "Пых". Моя разработка.

Музыкально – оркестровая сказка «Пых».Для детей средних групп.Ведущий (Музыкальный руководитель).Эту сказку ты прочтёшьТихо, тихо, тихо…Жили – были серый ёжИ его ежиха.Серый ёж был очень тих,И е...

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).

Коза Дереза(СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....

занятие по развитию речи в младшей группе на тему «Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Пересказ с помощью теневой сказки.

Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; Помочь детям усвоит...