Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Семенова Ангелина Сергеевна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи  

«Пословицы недаром молвятся»

для воспитанников 6-7 лет

Цель:

Продолжать знакомить детей с одним из малых жанров фольклора – пословицами.

Образовательные задачи:

  • Учить детей понимать переносный смысл знакомых пословиц.
  • Закреплять умение подбирать слова-антонимы.
  • Учить составлять короткие творчески рассказы по пословицам.
  • Формировать умение отгадывать ребусы, составлять слова из букв.

Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, фонематический слух, память, зрительное внимание, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, чуткость к смысловым оттенкам слов.

Оборудование и материалы: выставка книг по малым фольклорным формам, иллюстрации к русским пословицам, ребусы, коробка с кубиками, мешочек с предметами: книга, 100 рублей, рыбка, перо, яблоко, камень.

Предварительная работа:

  • Чтение, разучивание малых фольклорных форм.
  • Чтение художественных произведений «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б.В. Шергин).
  • Заучивание стихотворений о пословицах.
  • Рисование пословиц.
  • Дидактическая игра «Собери пословицу».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход:

I Основная часть

Орг. момент.

Дети рассматривают книжную выставку.

– На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества – малые фольклорные формы. Назовите их.

- Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У каждого народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.

Чему нас учат пословицы?

II Основная часть

1. Подбор слов - антонимов

-Ребята! Подберите слова – антонимы.

- Много пословиц придумал народ. Есть пословицы 

о добре и (зле),

о правде и (лжи);

о труде и (лени);

о войне и (мире);

о счастье и (горе);

о родителях и (детях);

о уме и (глупости);

о чести и (бесчестии).

2. Понимание прямого и переносного смысла пословиц

-Вы уже знаете много пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Как вы понимаете?

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

-Как можно сказать по- другому?

  • Каждый кулик своё болото хвалит.

-Про кого так говорят?

  • Любишь кататься - люби и саночки возить.

-В каком случае так говорят?

  • Двое пашут, а семеро руками машут.

-Что это значит?

  • Яблоко от яблони не далеко падает.

-Как вы понимаете?

3. Игра «Скажи наоборот»

- Я предлагаю поиграть с пословицами в веселую игру «Скажи наоборот». В коробке лежат ваши помощники. За правильный ответ вы берете кубик. Кубик на кубик. Выигрывает тот, у кого выше будет башня. Итак, начали!

Длинная – (короткая);

ленивая – (работящая);

длинная нитка – ленивая девка (короткая нитка - работящая девка).

Аналогично проводится работа с пословицами «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Молодому все просто», «В ком добра нет, в том и правды нет».

4. Отгадывание ребусов

- Ребята, посмотрите, на эти ребусы. Какие пословицы здесь спрятаны? («Глаза боятся, руки делают»; «Беды мучат, уму учат»; «Ученье – свет, неученье – тьма».)

5. Подвижная игра «Назови пословицу по предмету»

- Выходите, становитесь в хоровод, поиграем  игру «Назови пословицу по предмету». С помощью считалки выберем водящего:

Раз, два, три,

На полянку выходи,

Хоровод заводи,

Кто остался – тот води!

Дети под музыку подскоками идут по ругу, водящий в середине круга с мешочком идет в противоположную сторону. Музыка останавливается, возле кого остановился водящий, тот достает из мешочка предмет и по нему называет пословицу. Игра повторяется 6 раз.

6. Составление творческих рассказов

- Перед вами картинки с пословицами, подумайте, по какой пословице вы бы хотели составить рассказ? Каким должен быть рассказ? (Интересным, подробным.)

- Как нужно рассказывать? (Выразительно, четко, громко, без больших пауз.)

Дети по очереди парами составляют короткие творческие рассказы.

III Заключительная часть

Итог занятия

- Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица? (Короткая мудрая мысль, поучение.)

- Чему она нас учит? (Как надо поступать, а как не надо.)

- Хочется закончить нашу встречу замечательным стихотворением «Пословицы недаром молвятся»:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей,

Давайте помнить их всегда!

- Большое всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...