Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в логопедической группе, посредством русских народных сказок.
статья по логопедии (средняя группа)

Евдокимова Татьяна Сергеевна

Необходимость работы над развитием связной речи у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в логопедической группе, посредством русских народных сказок.

В настоящее время существует огромное количество сказок, из них дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. В сказках повествуется о внутренних переживаниях героев, и ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. Напротив, они  очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем, С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

 Необходимо понять эмоциональную проблему ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен — и сочинить сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д). Можно придумать фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами,  волосами)  и  характером  (робкий,  драчун  и  т. д.)  похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей для преодоления препятствий, и тогда ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, взрослый должен обязательно ее закончить сразу, стараясь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным  им  в  реальном  общении с родителями.

Выбирая сказку для ребенка, необходимо учесть, что в силу особенностей психоэмоционального развития нужно знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна, или безразлична, или даже вредна.

Помимо всего выше сказанного, сказка еще и развивает речь. Правильно выбранная сказка, соответствующая возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, и преподнесенная с помощью всевозможных эмоционально – выразительных средств, вызывает у детей интерес и стимулирует их речевую активность. Но в настоящее время сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Поэтому сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств, вместе с этим, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Следовательно, моя тема: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок» на сегодняшний день актуальна, так как она призвана помочь в решении выше перечисленных проблем.

Исходя из актуальности выбранной мной темы, в начале учебного года была проведена диагностика для выявления затруднений у детей, которая показала, что большинство детей имеют низкий уровень развития связной речи. Дети затруднялись в составлении предложений из 2-3 слов по картинке, составлении рассказов по серии сюжетных картинок из 2-3 предложений.

Эти затруднения обусловлены особенностями речевого диагноза – общее недоразвитие речи, II или III уровень речевого развития, и различными индивидуальными особенностями (гиперактивность, повышенная возбудимость или заторможенность, низкий уровень развития внимания, памяти и психомоторных функций).

В данной группе детей необходимо работать над развитием всех сторон языковой системы и психических процессов.

Отсюда можно определить цель данной работы: Развитие связной речи  посредством русских народных сказок.

Исходя из цели моей работы, определяется ряд задач:

  • Стимулирование речевой активности детей.
  • Развитие умения вслушиваться в обращенную речь.
  • Развитие диалогической речи.
  • Учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
  • Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Учить детей выслушивать ответы друг друга.
  • Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

В соответствии с задачами можно раскрыть последовательность выполняемой мною работы, которая состоит из следующих этапов:

1. Выявление уровня развития детей на начальном этапе (см. карта диагностики).

2. Работа над развитием связной речи.

На этом этапе использовались различные формы работы, направленные на решение выше перечисленных задач.

Формы работы.

1) Чтение русских народных сказок.

2) Изменение ситуации в знакомых сказках. Детям рассказывается знакомая сказка и меняется совсем немногое (например: сказка – Гуси-Лебеди, а в ней создается новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк), что побуждает ребенка придумывать и стимулирует его речевую активность

3) Инсценировка русских народных сказок с использованием кукол би-ба-бо и ширмы.

4) Выстраивание событий сказки на фланелеграфе.

5) Моделирование знакомых сказок, то есть герои сказок прячутся в фигурки, которые легко можно угадать по величине и форме.

6) Использование театра теней.

7) Угадывание сказок по завуалированным картинкам.

8) Собирание разрезных картинок и мозаик по теме.

9) Сказки с новым концом, то есть детям сначала дается традиционная концовка сказки, а затем меняется ее окончание (например: сказка – Три медведя, ее традиционная концовка – Маша убежала от медведей, а  новый вариант концовки – Маша помирилась с медведями). Другие используемые варианты: сказка – Репка – ее традиционная концовка: вытянули репку, ее новый вариант – вытянули репку, а там клад. Такая форма работы также стимулирует речевую активность детей и развивает воображение.

10) Угадывание сказки по картинке и по нарисованным героям.

11) Игра «Кого не хватает» (перед детьми выстраивается цепочка из сказочных героев одной сказки, и заведомо одного не хватает, а дети должны догадаться кого).

12) Игра «Кто лишний» (детям предлагается 3-4 героя из одной сказки, и один герой из другой, они должны назвать лишнего героя и кто из какой сказки, например: три медведя, Маша и козленок или мышка, лягушка, заяц и колобок и др.).

3. Выводы о результатах проделанной работы.

На этом этапе работы была проведена вторичная диагностика уровня развития у детей связной речи. Она показала, что дети  стали более активными в речевом плане, большинство из них научились отвечать на вопросы двумя словами. Также у всех детей наблюдается огромный интерес к сказкам, что в свою очередь побуждает их к речевым высказываниям. Если при первичном обследовании дети показали низкий уровень развития связной речи, то на данный период времени у половины детей выявился низко-средний уровень этого показателя.

Данная работа необходима на протяжении всего дальнейшего обучения детей в группе, с целью достижения детьми более высокого уровня развития связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора

Статья "Развитие связной речи у детей среднего  дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет

ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...