Главные вкладки

    Развитие речи детей дошкольного возраста
    статья по логопедии

       Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx21.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи детей дошкольного возраста

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

    Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

    Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

    Например, Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

    А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

    1. й        - подготовительный - до одного года;
    2. й        - преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
    3. й        - дошкольный - до 7 лет;
    4. й        - школьный.

    А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов:

               1 - й этап первого периода - «Однословное предложение»;

              2- й этап первого периода - «Предложения из аморфных слов -корней»;

    1. й        этап второго периода - «Первые формы слов»;
    2. й        этап второго периода - «Усвоение флексийной системы языка»;
    3. й        этап второго периода - «Усвоение служебных частей речи»;

    3- й  период - «Усвоение морфологической системы русского языка».

    Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики - гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ.

    При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Миронова С.А. и др.) придерживаются следующих характеристик:

    крики - возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых - с момента рождения до 2 месяцев;

    гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 мес.;

    лепет - стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослыми - с 5- 6 до        12- 14 месяцев;

    слова - переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев;

    словосочетания - появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

    предложения - ребенок начинает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы   где?, куда?; с 3 лет - вопросы почему?, когда?;

    связный рассказ - появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек - с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке - с 4 лет; овладение элементами контекстной речи - с 5 лет.

    Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развитой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

    Подробная характеристика структурных компонентов речи, разработанная на основании исследований общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенных А. Н. Гвоздевым и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, может использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.

    По мнению Жуковой Н.С. и других специалистов основное назначение условного эталона - «... соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка».

    Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми с нормальным развитием детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи (при сохранном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены А.Н. Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961).

          Как в норме, так и при патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще нет. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми, особенно в раннем возрасте.

    До определенного момента детская речь изобилует грамматическими неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становится устойчивым.

    Последовательность, с которой осуществляется овладение обеими категориями детей типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов, протекает в русле общих закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как в норме, так и условиях нарушения как системный процесс.

    Если сравнивать процесс усвоения фонетики обеими категориями детей, то нельзя не заметить в нем общих закономерностей, которые заключаются в том, что усвоение звукопроизношения идет по пути все более и более усложняющейся и дифференцирующейся работы артикуляционного аппарата. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя родного языка.

    Однако у детей с нарушениями развития речи наблюдаются и специфические особенности в процессе усвоения родного языка. Медленно и своеобразно продвигаются они в овладении языком. На каждом этапе развития  дети испытывают свои определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи. При этом один и тот же уровень языкового развития должен иметь место у детей разного возраста и при различных диагнозах. Например, дети с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом в качестве словесных средств общения используют десяток «лепетных слов» ив3,ив5,ив6 лет.

    Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет.

    Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, но в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.

    Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (до нескольких лет жизни ребенка). Выраженную слоговую элизию (пропуск) и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, т.е. умением, пусть аграмматично и косноязычно, объединять слова между собой, также следует считать ведущими признаками дизонтогенеза речи на ранних его этапах.

    Наступает момент и в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. Характерной чертой употребляемых словесных комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложения, не имеют грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные грамматические построения.

    При нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. В то же время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей.

    Опираясь на данные исследования «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздева, можно отметить, что уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушениями развития речи обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов.

    Из-за дефектов произношения, аграмматизма и укорочения длины слов высказывания детей непонятны окружающим.

    Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных.

    Яркое своеобразие аномальной детской речи выступает в усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речи этот процесс имеет свои специфические особенности.

    Таким образом, развитию детской речи в норме и в условиях ее нарушения характерны как определенные сходства, так и специфические особенности.

    Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

    быть психически и соматически здоровым;

    иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение;

    обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении;

    иметь полноценное речевое окружение.

    Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

    Итак, знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и построения коррекционно-воспитательной работы.

    Список литературы:

    1.Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи - М.: изд-во АПН СССР, 1961.

    2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

    3.Коррекция нарушений речи у дошкольников. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.

    4.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

    5.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

    Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

    влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

    Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

    “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

    "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

    Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"...

    Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

    Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

    Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

    Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

    Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

    Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...