«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Ирина Николаевна

    Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости.

   Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР). К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны.


Наиболее удачной и действенной в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo_pechat.docx25.79 КБ
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_v_dou.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности» (слайд1)

Подготовила воспитатель логопедической группы: Трушникова Ирина Николаевна

Санкт-Петербург 2019г

(слайд2)

   Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости.

   Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР). К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны.

(слайд3)

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

  Наиболее удачной и действенной в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Цель нашей работы: Активизировать и корригировать речевое развитие детей с задержкой речевого развития средствами мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности,  а также в различных режимных моментах.

 (слайд4)

Мнемотехника - это совокупность различных приемов и способов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. (Мнемоника - искусство запоминания)

         Актуальность применения мнемотехники
  У детей с ОНР наблюдаются следующие проблемы:

1. Недостаточный словарный запас, нарушение звукопроизношения;

2. В диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

3. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

4. Неумение согласовывать слова в предложении;

5. Не развиты зрительная и слуховая память, внимание, воображение, мышление.

    Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

 (слайд5)

Методы мнемотехники:

  1. Метод « крокирования» - чертёж, схема, набросок;
  2. Метод, использующий образное мышление (эйдотехника);

3.   Метод ассоциативных цепочек;

  1. Метод трансформации (превращения);
  1. Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);
  1. Метод опор (числобуквенный метод)

 Приёмы мнемотехники:

  1. облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций;
  2. расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире,
  3.  заучивание стихов превращается в игру;
  4. сокращается время обучения связной речи;
  5. стимулируется познавательная активность детей.

(слайд6)

Приём наглядного моделирования, мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей:

  1. Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам, серии картин, составление описательного и творческого рассказа)
  2. Пересказ художественной литературы;
  3.  Заучивание стихов, пословиц;
  4. Отгадывание и загадывание загадок;
  5. Обучение грамоте (работа со звуками и буквами);
  6. Коррекция нарушения звукопроизношения

     (проговаривание чистоговорок, скороговорок);

  1. Дидактические игры.

(слайд 7)

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  1. Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
  2. Ткаченко Т. А.- предметно-схематическими моделями;
  3. ГлуховВ.П.- блок-квадратами;
  4. Большева Т.В.- коллажем;
  5. Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

(слайд 8)

Работа с мнемотаблицей строится по следующим этапам:

1 этап работы:

Мнемоквадрат – это одиночное изображение с определённой информацией, обозначает слово, словосочетание, простое предложение.

На этом этапе работы с мнемоквадратом задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом. В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов

(слайд 9)

  1. этап работы:

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.                                 1. Использование мнемодорожки, как средства обучения детей составлению предложений, описательных рассказов, позволяет повысить уровень описательной речи у воспитанников, улучшить качество детских рассказов.                                                                  2.  Использование мнемодорожки приводит к раскрепощению детей, изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках.

(слайд 10)

3.этап работы: Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, лисичка- оранжевая, солнышко - жёлтое. На начальном этапе обучения целесообразно рисовать реальных персонажей.

(слайд 11)

А в старшем дошкольном возрасте можно уже «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: В подготовительной группе можно усложнить или заменить другой графической заставкой, ввести цифры, буквы, стрелки.

(слайд 12)

Виды мнемотаблиц:

Обучающая - содержит обучающую информацию:

 1. обучение рассказыванию;

 2. Знакомство с новой лексической темой;

2. Обучение грамоте (знакомство с буквой, звуком) и т.д.

Развивающая - готовая таблица, расшифровывается закодированная информация, устанавливаются логические связи, таблица убирается, и дети воспроизводят таблицу по памяти.

(слайд 13)

Для составления дошкольниками описательных рассказов используем

таблицы-схемы Ткаченко Т.А.

Составные части схем отражают основные свойства объектов:  

цвет, форму, величину, материал, действия ребёнка с объектами)

   Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц проходит постепенно и последовательно, обычно в три этапа.

На первом этапе показываем ребёнку схему и объясняем содержание условных знаков.                                                                                                                                                                                                                                                                            На втором этапе воспитатель даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки.                                                                            

  На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ.

(слайд 14)

Таблицы-схемы составления рассказов Ткаченко Т.А.

(схема описания и сравнения птиц)

(слайд 15)

Мнемотаблица «Расскажи о себе»

(слайд 16)

Используем разновидность мнемотехники – коллаж.

Коллаж – это объединение на одном листе, фланелеграфе букв, цифр, фигур, картинок, которые должны быть связаны между собой одной темой и целью.

Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. Установление логических и ассоциативных связок. Развитие фотографической памяти.

(слайд 17)

Использование мнемоколлажей при составлении рассказов («Зима», «Осень»)

(слайд 18)

   Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Этапы работы над стихотворением:

1.Взрослый выразительно читает стихотворение, сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

2.Еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, приготовленную заранее.                                                                                                     3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение.                                                                                                                                                           4. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.                                                                                                                                 6 5.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, рисует свою мнемотаблицу.

(слайд 19)

 Составляю авторские мнемотаблицы и использую их на занятиях

(слайд 20)

Рассказывание сказки проходит 3 этапа:                                                                                                                                                                                                   1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.                                                                                         2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.                                                                                                                                                                                                                                                                     3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

(слайд 21)

Применение мнемотехники для заучивания, отгадывания и загадывания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗРР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова, развивают мышление, речь, память, внимание, воображение, расширяют запас знаний и представлений об окружающем мир. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущие только загадываемому предмету.

(слайд 22)

Проводим работу по звукопроизношению чистоговорки, скороговорки, считалки.

(слайд 23)

Работа по мнемодорожкам с пословицами

В мнемодорожку заложена определенная информация, с помощью которой ребёнок может составить рассказ о том, что изображено, запомнить пословицу.

  1. Рассматривание и разбор того, что изображено, беседа по содержанию.                                                                                        
  2. Осуществляется, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

(слайд 24)

Используем мнемотаблицы при обучении детей грамоте:

1.Знакомим детей с образом буквы, из каких элементов они состоят, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов.

2. Формируем знания об аккустических признаках звуков: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой.

(слайд 25)

Используем мнемоквадраты и мнемодорожки для формирования грамматичесого строя речи (работа с предлогами)

(слайд 26)

Составление рассказа по мультфильму «Воробушек» (Про девочку во время блокады Ленинграда) по методике Ефименковой Л.Н.)

(слайд 27)

При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе использовали сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой*, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой), нарисованные на мнемотаблице картинки.

(слайд 28)

Мнемотехнику мы  используем в дидактических играх:

  1. «Прочитайте пословицу»;
  2. «Угадай стихотворение»;
  3. «Как картинки связаны?» Сообщаем детям, что в этой таблице все картинки связаны с предметом и словом «чашка». Эта картинка нарисована в центре этой таблицы. Картинки вокруг связаны с ней. Давайте,подумаем как?

(слайд 29)

  Игра «Подбери нужные картинки» тема «Эмоции»

   (Можно создать мнемотаблицу вместе с    детьми. Соберите карточки, которые относятся к радости, к     горю? (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

(слайд 30)

Дидактических игры помогают развивать ассоциативное, логическое мышление, развивают речь:

  1. «Восстанови последовательность картинок по памяти»;

2. «Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других»;

3. «Найди лишнюю картинку»;

4. «Найди ошибку в мнемотаблице (последовательность картинок) после прочтения текста;

 5. «Выбери картинки на заданную тему» (смешать их с другими картинками

(слайд 31)

Вывод:

Таким образом, мнемотехника, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития:

 1.Расширяется круг знаний об окружающем мире;                                                                                                                                                  2. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;                                                                                                                                                          3. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, отгадыванию, придумыванию загадок;                                                                                                                         4. Увеличивается словарный запас;                                                                                                                                         5. Дети учатся свободно держаться перед аудиторией.                                                                                        6. Развивается мелкая моторика, память, внимание, мышление.

  Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

(слайд 32) Наша картотека по мнемотехнике

Используемая литература:

1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. 

2. Ю.Е.Розова, Т.В.Коробченко Методическое пособие «Развиваем речь, тренируем память» М.Редкая птица, 2018-96с.

3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.  

4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. 

6.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 
7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. 

8.Татьяна Сердюк Методическое пособие «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте» 9. «Живые мнемотаблицы» https://www.youtube.com/watch?v=q1hNIPnc-BM

10. Интернет ресурсы

(слайд 33) Спасибо за внимание!

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование мнемотехники для развития связной речи в работе с детьми группы компенсирующей направленности » К. Д. Ушинский писал : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Пушкинского района Санкт-Петербурга Подготовили воспитатели логопедической группы: Трушникова Ирина Николаевна Караваева Наталия Петровна Санкт-Петербург 2019г

Слайд 2

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте , то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей , у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии , весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости . Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР) . К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада : дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками . Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны .

Слайд 3

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин ) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений . Наиболее удачной и действенной в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Цель нашей работы : Активизировать и корригировать речевое развитие детей средствами мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности, а также в различных режимных моментах. .

Слайд 4

Мнемотехника - это совокупность различных приемов и способов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций , позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации .( Мнемоника - искусство запоминания) Актуальность применения мнемотехники У детей с ОНР наблюдаются следующие проблемы : 1 . Недостаточный словарный запас , нарушение звукопроизношения; 2. В диалогической речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ ; 3. Трудности в построении монолога : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ; 4 . Неумение согласовывать слова в предложении; 5. Не развиты зрительная и слуховая память, внимание, воображение, мышление. Поэтому перед нами встала задача н аучить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли .

Слайд 5

Методы мнемотехники: Метод « крокирования » - чертёж, схема, набросок; Метод, использующий образное мышление ( эйдотехника ); 3. Метод ассоциативных цепочек; Метод трансформации (превращения ) ; Метод Цицерона (увязка информации в пространстве); Приёмы мнемотехники: О блегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций ; Р асширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире , З аучивание стихов превращается в игру; С окращается время обучения связной речи; С тимулируется познавательная активность детей .

Слайд 6

Приём наглядного моделирования , м немотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей: Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам, серии картин, составление описательного и творческого рассказа) Пересказ художественной литературы; З аучивание стихов, пословиц; Отгадывание и загадывание загадок; Обучение грамоте ( р абота со звуками и буквами); Коррекция нарушения звукопроизношения (проговаривание чистоговорок , скороговорок); 7. Дидактические игры.

Слайд 7

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А . - предметно-схематическими моделями; Глухов В.П .- блок-квадратами; Большева Т.В.- коллажем; Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

Слайд 8

1 этап работы : Мнемоквадрат – это одиночное изображение с определённой информацией, обозначает слово, словосочетание, простое предложение. На этом этапе работы с мнемоквадратом задача педагога научить детей находить , выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом , или предметом . В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов. Работа с мнемотаблицей строится по следующим этапам :

Слайд 9

2 этап работы: Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Использование мнемодорожки , как средства обучения детей составлению предложений, описательных рассказов, позволяет повысить уровень описательной речи у воспитанников , улучшить качество детских рассказов. Использование мнемодорожки приводит к раскрепощению детей , изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках . Расскажи о транспорте Расскажи сказку

Слайд 10

3 этап работы : Мнемотаблица – это схема , в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, лисичка- оранжевая, солнышко - жёлтое. На начальном этапе обучения целесообразно рисовать реальных персонажей .

Слайд 11

А в старшем дошкольном возрасте можно уже «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например, В подготовительной группе можно усложнить или заменить другой графической заставкой, ввести цифры, буквы, стрелки. Расскажи сказку Расскажи о времени года

Слайд 12

Мнемотаблицы , коллажи: Обучающие - содержат обучающую информацию: 1. обучение рассказыванию; 2. Знакомство с новой лексической темой; 2. Обучение грамоте и т.д. Развивающие - готовая таблица, расшифровывается закодированная информация, устанавливаются логические связи, таблица убирается и дети воспроизводят таблицу по памяти

Слайд 13

Для составления дошкольниками описательных рассказов используем таблицы-схемы Ткаченко Т.А. Составные части схем отражают основные свойства объектов : цвет , форму, величину, материал, действия ребёнка с объектами ) Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц проходит постепенно и последовательно, обычно в три этапа. На первом этапе показываем ребёнку схему и объясняем содержание условных знаков. На втором этапе воспитатель даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ.

Слайд 14

Таблицы-схемы составления рассказов Ткаченко Т.А.

Слайд 15

Мнемотаблица «Расскажи о себе»

Слайд 16

Использование мнемоколлажей для познавательно-речевого развития Используем разновидность мнемотехники – коллаж . Коллаж – это объединение на одном листе, фланелеграфе букв, цифр, фигур, картинок, которые должны быть связаны между собой одной темой и целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать . Установление логических и ассоциативных связок. Развитие фотографической памяти.

Слайд 17

Использование мнемоколлажей при составлении рассказов

Слайд 18

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Этапы работы. 1.Взрослый выразительно читает стихотворение, сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть . 2.Еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу , приготовленную заранее. 3 . Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения , выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение. 4 . Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . 5 . Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу , рисует свою мнемотаблицу .

Слайд 19

Воспитатели нашей группы составляют авторские мнемотаблицы и используют их на занятиях. Двенадцать месяцев

Слайд 20

Рассказывание сказки проходит 3 этапа : 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап . Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. 3 этап . После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы ( образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 21

Применение мнемотехники для заучивания, отгадывания и загадывания загадок особенно актуально для детей , имеющих ЗРР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка . Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов , формируют представления о переносном значении слова, развивают мышление , речь , память, внимание, воображение , расширяют запас знаний и представлений об окружающем мир . Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи . Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущие только загадываемому предмету.

Слайд 22

Работа по звукопроизношению чистоговорки , скороговорки, считалки . Чистоговорки Скороговорки

Слайд 23

Работа по мнемодорожкам с пословицами В мнемодорожку заложена определенная информация, с помощью которой ребёнок может запомнить пословицу. Рассматривание и разбор того, что изображено, беседа по содержанию, чтение пословицы, повторение с использованием мнемодорожки . 2 . Осуществляется, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Слайд 24

Используем м немотаблицы при обучении детей грамоте : Знакомим детей с образом буквы , из каких элементов они состоят, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов. Формируем знания об аккустических признаках звуков: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой.

Слайд 25

Используем мнемоквадраты и мнемодорожки для формировани я грамматичесого строя речи (работа с предлогами)

Слайд 26

Составление рассказа по мультфильму «Воробушек » ( Про девочку во время блокады Ленинграда ) по методике Ефименковой Л.Н.)

Слайд 27

При обучении составлению рассказов-описаний на началь­ном этапе использовали сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой , отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках пред­метов ( зрительный, обонятель­ный, тактильный, вкусовой ), нарисованные на мнемотаблице картинки.

Слайд 28

Мнемотехнику мы используем в дидактических играх : Сообщаем детям, что в этой таблице все картинки связаны с предметом и словом «чашка». Эта картинка нарисована в центре этой таблицы. Картинки вокруг связаны с ней. Давайте, подумаем как ?

Слайд 29

М ожно создать мнемотаблицу вместе с детьми . Задание: с оберите карточки, которые относятся к радости, к горю? ( предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы ) Мнемотаблицы по теме «Эмоции» «Подбери нужные картинки »

Слайд 30

1. «Восстанови последовательность картинок по памяти» 2. «Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других»; 3. «Найди лишнюю картинку»; 4. «Найди ошибку в мнемотаблице (последовательность картинок) после прочтения текста ; 5. « Выбери картинки на заданную тему» (смешать их с другими картинками) Дидактических игры помогают развивать ассоциативное, логическое мышление, развивают речь : «Составь слово из первых звуков слов»

Слайд 31

Вывод : Таким образом, мнемотехника , является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития : 1. Р асширяется круг знаний об окружающем мире ; 2. П оявляется желание пересказывать тексты , составлять описательные и сравнительные рассказы , придумывать интересные истории ; 3. П оявляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, отгадыванию, придумыванию загадок; 4. Увеличивается словарный запас ; 5. 5. Дети учатся свободно держаться перед аудиторией , обучаются в интересной игровой форме , без умственных и эмоциональных перегрузок. 6. Развивается мелкая моторика , память, внимание, мышление. Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику и схемы – модели , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению .

Слайд 32

Картотека по мнемотехнике:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Мужик и медведь»

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...