Занятие-Путешествие."Прогулка в весенний лес".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Павлова Ольга Владимировна

В рамках семинара-практикума: «Взаимосвязь логопеда и воспитателей в развитии грамматических категорий у детей с использованием ЭОР» по теме: «Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных. Игры и упражнения для формирования падежных конструкций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_vesenniy_les.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №113 комбинированного вида №113 Невского района Санкт-Петербурга

Занятие-путешествие

«Прогулка в весенний лес»

в рамках семинара-практикума: «Взаимосвязь логопеда и воспитателей в развитии грамматических категорий у детей с использованием ЭОР» по теме: «Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных. Игры и упражнения для формирования падежных конструкций»

Учитель-логопед: Павлова О. В.

Задачи:

*Коррекционно-развивающие:

-развитие зрительного восприятия;

-развитие фонетико-фонематических функций;

-развитие длительного плавного выдоха и речевого дыхания;

-развитие координации речи с движением;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие эмоциональности и подражательности;

-развитие произвольного и слухового внимания, памяти, мышления;

-развитие пространственной ориентации;

-развитие речевой интонационной выразительности, дикции.

*Коррекционно-образовательные:

-активизировать словарь по темам: «Дикие животные», «Весна», «Продукты питания», «Домашние животные»;

-закреплять навык изменения имен существительных ед. числа по падежам, формировать грамматические речи;

-учить дифференцировать понятия «дикие» и «домашние» животные;

-закрепить знания об изменениях в природе весной;

-учить образовывать грамматические формы путем склонения существительных, прилагательных и некоторых причастий в предложных и беспредложных конструкциях;

-закреплять умение строить простое распространенное предложение по предложенным словосочетаниям и по картине;

-формировать умение грамматически правильно, лаконично передавать основное содержание знакомого рассказа;

-продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировке сказки;

-обучать игре-драматизации по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом».

*Коррекционно-воспитательные:

-развивать отзывчивость, активность;

-формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе сверстников;

-воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность, чувства доброты, дружбы, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Технологии:

-Игровая.

-Компьютерная.

-Здоровьесберегающая.

Оборудование:

-Экран, проектор, аудиоаппаратура.

-Ноутбук (слайды-приметы весны, весенняя поляна в лесу; презентации: «Путешествие Колобка», «День рождения Лисы», «Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных», «Игры и упражнения для формирования падежных конструкций», «Мы играем»; компьютерные записи детских песен «Тропинка», «Тучка», «Капель»).

-CD «Звуки природы» (фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса, шелеста листьев, бегущего ручья).

-А/кассета «Весеннее настроение».

-Ширма для театра, театральные куклы на руку: лиса, воробей, заяц, еж, мышка; плоскостное изображение дубка на картоне, муляж яблока, мячик.

                                                Ход занятия:

Логопед: - Ребята, мы давно с вами мечтали, как только потеплеет, отправиться на прогулку в лес. Какое сейчас время на дворе?

Дети: - Весна.

Логопед: - А какой сейчас идет весенний месяц?

Дети: - Апрель.

1 ребенок: - Апрель, апрель! На дворе звонит капель!

2 ребенок: - По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

3 ребенок: - Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

4 ребенок: - Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

5 ребенок:  - Стали птицы песни петь.

6 ребенок: - И расцвел подснежник.

1 ребенок: - Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей.

2 ребенок: - И с пригорка звонко льется разговорчивый ручей.

(Из-за ширмы выбегает ребенок под звуки бегущего ручья. На голове у него шапочка с изображением ручейка. Он «змейкой» пробегает между детьми.)

Логопед: - Ах, ручей, чей ты, чей

Ручей: - Я от снега и лучей. Вы слышите как весело поют птицы. О чем?

Дети: - о тепле, - о траве, - о капели,

- о солнце, - о ручьях, - o подснежниках ,

- о гнездах ,- о проталинах и т.д.

Ручей: - Ребята, а куда вы собираетесь идти?

Ребенок: - Мы собираемся отправиться на прогулку в лес.

Ручей: - Ах, как жаль, что я не могу пойти с вами. Мне нужно бежать дальше.

(«Ручеек» «змейкой» убегает за ширму.)

Логопед: - Ну а мы, ребята отравляемся в путь. Интересно, если мы проголодаемся в пути, то о какой еде каждый из вас будет думать? А?

Ответы детей.

1 ребенок: - Я буду думать о пирожках с капустой.

2 ребенок: - Я буду думать о куриных котлетах с макаронами.

3 ребенок: - Я буду думать о вкусном пироге с яблоками.

4 ребенок: - Я буду думать о творожной запеканке со сметаной.

5 ребенок: - Я буду думать о молочной каше с изюмом

6 ребенок: - Я буду думать о сладком чае с печеньем.

7 ребенок: - Я буду думать о салате из свежих огурцов.

8 ребенок: - Я буду думать о компоте из свежих фруктов и ягод.

9 ребенок: - Я буду думать о сочных шашлыках с овощами.

Логопед: - К обеду мы обязательно вернемся.

                  А сейчас - в сказку на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключений нам, ребята, не найти. Друг за другом становитесь, в сказку мы гулять пойдем. Может быть, мы в старой сказке что - то новое найдем?

(Из - за ширмы выходит воспитатель. В руках она держит плоскостное изображение елки с круглым отверстием для лица. Дети друг за другом идут «змейкой» под песню «Тропинка» и останавливаются вдоль стены у своих стульчиков)

Логопед: - Посмотрите, вход в лес охраняет Ёлка.

Ёлка: - Одной скучно мне стоять и вход в лес охранять. Вы со мной поговорите и спокойно проходите.

Логопед: - Ёлочка, помоги нам, подскажи слова.

Ёлка: - Хорошо. Я вам буду говорить слова, а вы придумайте с ними предложения.

           

             Ёлка:                                                           Дети:

1. Молодая ёлка.                           1. На опушке леса росла молодая ёлка.

2. У высокой молодой елки         2. У высокой молодой елки

                                                             красивые короткие иголки

З. К зеленой елке                          З. Ребята подошли к зеленой елке.

4.Зеленеющей елкой                    4. Мы с удовольствием любуемся

                                                          зеленеющей елкой.

5. 0 зеленеющей елке                   5. Женя рассказал стихотворение.

                                                          о зеленеющей елке.

Елка: - Молодцы. Вот теперь проходите.

(«Елка» уходит за ширму.)

JIогопед: - Мимо елки мы пройдем на полянке отдохнем.

(Дети садятся по-турецки на ковер перед ширмой)

Логопед: - На поляне рядом с лесом,

Где резвится ветерок,

Пораскинув гордо ветки

Вырос молодой-

(Из - за ширмы появляется деревце - дубок)

Дети: Дубок.

Логопед: - Он вам веточками машет,

Сказку он для вас расскажет.

На полянке посидим,

На дубок поглядим.

На востри-ка уши

И дубок послушай.

Дубок: - В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Логопед: - А как он шуршит?

(Звучит шум ветра. Дети имитируют голосом дуновение ветра - звук «ш» постепенно усиливается, затем ослабевает.)

Дети: - шшш шшш шшш - шшш шшш шшш

Дети исполняют песенку на закрепление произношения звука «ш» в слогах, словах.

Ши - ши - ши -  все конфеты хороши.

Шо - шо -шо - мойте руки хорошо.

Шу - шy - шy - я к столу вас приглашу.

Шa - шa - ша - кушать надо не спеша.

Дубок: - Вдруг раздался в небе гром

(Звучат звуки раскатистого грома.)

Испугал зверушек он.

По траве и по цветам

Дождь проказник застучал.

(Дети выбегают на ковер и становятся в «шахматном» порядке. Логопед проводит физминутку с музыкальным сопровождением «Тучка». После физминутки  воспитатель с детьми, исполняющими роли зверушек, уходят за ширму и садятся на стульчики.)

Дубок: - Слышу я шуршанье ножек,

Кто же это?

(На ширме появляется игрушечный еж)

Дети: - Это ежик

Ежик: - Спрячь меня, дружок - дубок,

Под дождем чтоб не промок.

Ну а чтобы не скучать

Буду я стишок читать.

Слушайте и не зевайте.

Стишок дружно продолжайте.

Логопед проводит игровое упражнение «Доскажи словечко»

            Логопед:                                                     Дети:

У норы добычи ждет

Притаившись серый                           -                 ёж.

Мышь осталась

Без хвоста, убегая                               -                 от ежа.

И теперь за версту

Не приблизится                                   -                  к ежу.

Крыса старая и та,

Видя грозного                                      -                   ежа,

Убежит скорее в дом,

Чтоб не встретиться                            -                  с ежом.

Там дрожит и

И в темноте вспоминает                     -                    о еже.

Логопед: - А наша сказка продолжается дальше.

(Дети садятся по-турецки на ковер перед ширмой.)

Дубок: - Мимо мышка бежала

И дубок увидала.

Мышь: - Ежик, милый, дорогой,

Пожалей, меня, друг мой.

Вся промокла под дождем,

Ты пусти меня в твой дом.

Ёж: - Как же я пущу тебя?

Места мало у меня.

Мышь: -Ты немного потеснись,

Под дубочком повернись,

Яблоко тебе я дам.

Ёж: - Его разделим пополам.

Мышь: Ну а мячик для детей,

С ним играйте поскорей.

(Логопед берет у «мышки» мяч и предлагает детям встать в круг.)

Логопед: - Этот сказочный мяч умеет превращать детей в животных. Давайте поиграем и узнаем, в кого же он нас превратит?

(Логопед бросает ребенку мяч и называет животное. Ребенок отвечает, кем он стал, подражая голосу животного в которое «превратился» и возвращает мяч.)

Логопед: - Волк (медведь, мышь, лиса, лошадь, кошка, петух, свинья, собака, корова, коза)

Ребенок: - Я стал волком. (Ответы детей )

Логопед: - А теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь. Наша сказка продолжается дальше.

(Дети садятся на ковер перед ширмой.)

Дубок: - Только в дом шмыгнула мышка,

На пороге - воробьишка.

Воробей: - Я промок, совсем промок.

Ой, пустите под дубок.

Мышь: - Нам самим ужасно тесно

И тебе не хватит места.

Воробей: - Ты подвинься мышь чуть - чуть,

Мне бы только отдохнуть.

Виделся я с Колобком,

Расскажу сейчас о нем.

Логопед: - Давайте, пойдем послушаем и посмотрим о чем же нам расскажет воробей?

(Дети проходят к экрану и садятся на скамейку)

1 слайд

Логопед: - Кто это?

Дети: - Это Колобок.

2 слайд

Логопед: - Непоседе Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он на бегу поразмять две ножки.

-Покатился Колобок по дороге к лесу и на лесной тропинке встретил кого?

1 ребенок: - Колобок встретил дикого кабана.

2 ребенок: - Колобок встретил лису.

3 ребенок: - Колобок встретил волка.

4 ребенок: -Колобок встретил медведя.

3 слайд

Логопед: - Воробей видел, что Колобок был очень рад кому?

Дети: - Пчеле,

-улитке,

-бабочке,

воробью (птичке, птице)

4 слайд

Логопед: - Колобок удивился, что в лесу не было кого?

Дети: - В лесу не было петуха.

- В лесу не было осла.

- В лесу не было свиньи.

- В лесу не было коровы.

5 слайд

Логопед: - Колобок в лесу подружился с кем?

Дети: - Колобок подружился с зайцем.

- с ежом,

- с воробьем,

- с белкой.

6 слайд

Логопед: - Колобок очень переживал и думал о ком?

Дети: - Колобок думал о дедушке.

- Он думал о бабушке.

- Он думал о внучке.

- Он думал о кошке.

- Он думал о родном доме.

Логопед: -Погуляв в лесу, Колобок теперь точно знал, что у бабушки живут какие животные?

Ребенок: - Домашние.

Логопед: - А в лесу?

Дети: - Дикие.

Логопед: - Понравился вам рассказ Воробья?

Дети: - Да.

Логопед: - Ребята, вы любите сказки?

Дети: - Да.

Логопед: - А кто вам читает сказки, рассказы?

Дети: - Мы сами уже умеем читать.

Дети рассказывают стихотворение «Как хорошо уметь читать».

Логопед: - Молодцы! А наша сказка продолжается дальше.

(Дети подходят к ширме и садятся перед ней на ковер.)

Дубок: - Все сильнее дождь идет,

Посмотрите, кто идет?

Заяц: - Ой, беда, совсем беда,

За мной гонится лиса.

Ёж: - Надо заиньке помочь,

И прогнать лисицу прочь.

Мышь: - Прячься зайка под дубком.

Воробей: - Постоим и вчетвером.

Лиса: - По лесочку я бежала,

Вдруг зайчишку увидала.

Убежал он от меня.

Вы не знаете, куда?

Ёж: - Здесь у нас зайчишки нет.

Мышь: -Да, пропал зайчишки след.

Лиса: -Очень жаль, что зайки нет,

Пригласить его хотела на обед.

1 слайд

Логопед: - У лисы День рождения. Она ждет гостей.

2 слайд

Логопед: - Давайте подойдем к экрану и посмотрим, кого лиса пригласила?

1 ребенок: - Лиса пригласила белку.

2 ребенок: - Лиса пригласила зайца.

3 ребенок: - Лиса пригласила ежа.

4 ребенок: - Лиса пригласила медведя.

3 слайд

Логопед: - Помогите лисе, подскажите, кого и чем она должна угостить? Белку чем она угостит?

1 ребенок: - Белку лиса угостит орехами.

2 ребенок: - Зайца лиса угостит морковкой.

3 ребенок: - Ежа лиса угостит грибами.

4 ребенок: - Медведя лиса угостит медом.

Логопед: - Гости угощением лисы остались довольны. А наша сказка продолжается.

Дубок: - А вот и дождик прошел,

Стало очень хорошо.

И теперь вокруг дубка

Веселятся все друзья.

(Звучит музыка. Куклы танцуют под дубком.)

Логопед: - В сказке куклы выступали.

Куклам дети помогали.

Попрошу артистов я

Поклониться вам, друзья.

(Дети с куклами выходят и выстраиваются перед ширмой, кланяются, затем возвращаются за ширму, оставляют там кукол и идут к детям.)

Дубок: - Наступил прощанья час.

Жаль мне расставаться с вами,

Вы идете в детский сад -

Помашу вам вслед ветвями.

Логопед: - Вот и подошла к концу наша весенняя прогулка. Так с кем же вы сегодня повстречались в лесу?

Дети: - С молодым дубком.

Логопед: - Расскажите о нем.

Дети: - 1. В лесу на поляне рос молодой дубок.

2. У молодого дубка мы решили отдохнуть.

3. Мы любовались молодым дубом и слушали его сказку.

4.K молодому дубку прибегали лесные звери и прятались под ним от дождя.

5. С молодым дубком мы играли в разные игры.

6. Мы долго будем помнить о молодом дубке.

Ребенок: - На прогулку мы пошли в дальний лес.

Видимо - невидимо там чудес!

Мы в лесу гуляли бы дотемна,

Да обед уж близится - в сад пора.

Логопед: - Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Логопед: - Вот мы и вернулись в детский сад.

Логопед: - Жаль нам расставаться с вами,

Артисты, зрители,

Все были хороши!

Похлопаем друг другу от души.

(Гости и дети хлопают.)

Логопед: - Вот так интересно и весело мы учим детей изменять слова.

Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее.

Сказать остается 2 слова,

И мы говорим - до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)

Ведущая:      Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...

Сценарий весеннего развлечения "Прогулка в весенний лес"

Сценарий  весеннего  развлечения "Прогулка  в  весенний  лес"...

Занятие - путешествие "Прогулка по весеннему лесу"

Занятие - путешествие знакомит детей дошольного возрасто с пробуждением леса после зимы....

Сценарий весеннего развлечения в 1 младшей группе "Прогулка в весенний лес"

Цель: Развитие эмоционального восприятия у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:• Упражнять в ритмичном исполнении знакомых музыкально-ритмических движений (хлопки, кружение вокру...