Годовой отчёт учителя-логопеда Поляниной Е.И. за 2018-2019 уч.г
материал по логопедии

Полянина Елена Ивановна

Анализ деятельности по направлениям: диагностическое, коррекционно- развивающее, консультативное, методическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchyot_dou_2019_god.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

        

Отчет о работе учителя-логопеда МБДОУ № 32 « Лесная сказка» Поляниной Елены Ивановны за 2018-2019 уч.г.

На 1 сентября 2018 года  старшую группу компенсирующей направленности  посещали 14 детей, зачисленные на основании результатов заседания ПМПК.

Коррекционно-развивающий процесс в  старшейгруппе компенсирующей направленности  в 2018-2019 учебном году строился в соответствии с программами:

-Образовательной программой    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада  комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска  Пролетарского района Ростовской области;

-Примерная  адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи/Л.Б Боряева, Т.В Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. Ред. Проф. Лопатиной.-СПб., 2014.-386с.

- Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе компенсирующей направленности  на 2018 – 2019  учебный год.

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы.

Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Задачи:

1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.

2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.

3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.

4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.

5. Повышение профессионального уровня.

6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.

Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

        

                               Анализ деятельности по направлениям:

I. Диагностическое:

Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты, индивидуальные маршруты.

Составлены индивидуальные  планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.

Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада.

Проведено логопедическое обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в  речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной  работы с детьми).

В апреле проведено логопедическое обследование детей старшей группы, выявлено 1 человек с нарушение речи ( нарушение лексико- грамматического строя речи, фонетико-фонематических процессов,  произношение сонорных звуков) с целью направления на ПМПК.

II. Коррекционно – развивающее:

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и фронтальные  занятия:

а) по формированию правильного звукопроизношения;

б)  по формированию фонематических процессов;

в)  по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;

г)  по формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.

Индивидуальные занятия проводились 1-2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Фронтальные  занятия 2  раза в неделю.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.)  была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год и осуществлялась с использованием адаптированной  программы.

Итоговая  диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Согласно исследованиям импрессивной, экспрессивной речи, грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, связной речи и звукопроизношения в начале года воспитанники старшей группы компенсирующей направленности  на высоком уровне( 30,1%) знают:

- все предложенные обобщающие понятия, профессии и времена года правильно подбирает слова- антонимы;

- образовывают формы сущ. с ум. ласкательным значением , мн. числа сущ., формы мн. числа глаголов, согласовывают прил. с сущ.-ми., сущ. с числ.;

- определяют заданный звук в словах., повторяют слоги с оппозиционными звуками;

-  составляют все предложения по односюжетным  картинкам грамматически верно; предмет описывают самостоятельно, последовательно и точно; в пересказе точно передают содержание, соблюдают связность и последовательность изложения;

- звуки произносят правильно или одна группа звуков находится в стадии автоматизации;

На среднем уровне(13,3%) :

- из предложенных обобщающих случаях используют от одного до трёх, затрудняются при назывании весны, но справляются после помощи логопеда;

- допускает одну – три ошибки при выполнении предложенных заданий;

- допускают незначительные ( одна-две) грамматические ошибки при составлении предложений; описательный рассказ составляют с помощью, возможны пропуски отдельных деталей, единичные ошибки в построении фраз; пересказ составляют с помощью, незначительное нарушение связности изложения, единичные ошибки в структуре предложений;

-нарушена одна группа звуков; звуки находятся в стадии автоматизации.

На низком уровне (56,6%):

- не называют более трёх обобщающих слов и профессий, больше чем одно время года;

- в каждом разделе не справляются с двумя и более заданиями; количество подобранных слов- одно или менее одного, широко использует помощь логопеда;

- допускают грубые грамматические ошибки при построении предложений, не удаётся составить все предложения; описательный рассказ составляют по наводящим вопросам, неполно, неточно; пересказ составляют с помощью наводящих вопросов и указаний, не нарушена связность, пропущены эпизоды;

- нарушена одна и более групп звуков.

В середине года воспитанники старшей группы компенсирующей направленности  на высоком уровне ( 56%) знают:

- все предложенные обобщающие понятия, профессии и времена года правильно подбирает слова- антонимы;

- образовывают формы сущ. с ум. ласкательным значением , мн. числа сущ., формы мн. числа глаголов, согласовывают прил. с сущ.-ми., сущ. с числ.;

- определяют заданный звук в словах., повторяют слоги с оппозиционными звуками;

-  составляют все предложения по односюжетным  картинкам грамматически верно; предмет описывают самостоятельно, последовательно и точно; в пересказе точно передают содержание, соблюдают связность и последовательность изложения;

- звуки произносят правильно или одна группа звуков находится в стадии автоматизации;

На среднем уровне (30,3 %) :

- из предложенных обобщающих случаях используют от одного до трёх, затрудняются при назывании весны, но справляются после помощи логопеда;

- допускает одну – три ошибки при выполнении предложенных заданий;

- допускают незначительные ( одна-две) грамматические ошибки при составлении предложений; описательный рассказ составляют с помощью, возможны пропуски отдельных деталей, единичные ошибки в построении фраз; пересказ составляют с помощью, незначительное нарушение связности изложения, единичные ошибки в структуре предложений;

-нарушена одна группа звуков; звуки находятся в стадии автоматизации.

На низком уровне(13,7%):

- не называют более трёх обобщающих слов и профессий, больше чем одно время года;

- в каждом разделе не справляются с двумя и более заданиями; количество подобранных слов- одно или менее одного, широко использует помощь логопеда;

- допускают грубые грамматические ошибки при построении предложений, не удаётся составить все предложения; описательный рассказ составляют по наводящим вопросам, неполно, неточно; пересказ составляют с помощью наводящих вопросов и указаний, не нарушена связность, пропущены эпизоды;

- нарушена одна и более групп звуков.

В конце года воспитанники  старшей  группы компенсирующей направленности на высоком уровне( 64,5 %) знают:

- все предложенные обобщающие понятия, профессии и времена года правильно подбирает слова- антонимы;

- образовывают формы сущ. с ум. ласкательным значением , мн. числа сущ., формы мн. числа глаголов, согласовывают прил. с сущ.-ми., сущ. с числ.;

- определяют заданный звук в словах., повторяют слоги с оппозиционными звуками;

-  составляют все предложения по односюжетным  картинкам грамматически верно; предмет описывают самостоятельно, последовательно и точно; в пересказе точно передают содержание, соблюдают связность и последовательность изложения;

- звуки произносят правильно или одна группа звуков находится в стадии автоматизации;

На среднем уровне(30,8%) :

- из предложенных обобщающих случаях используют от одного до трёх, затрудняются при назывании весны, но справляются после помощи логопеда;

- допускает одну – три ошибки при выполнении предложенных заданий;

- допускают незначительные ( одна-две) грамматические ошибки при составлении предложений; описательный рассказ составляют с помощью, возможны пропуски отдельных деталей, единичные ошибки в построении фраз; пересказ составляют с помощью, незначительное нарушение связности изложения, единичные ошибки в структуре предложений;

-нарушена одна группа звуков; звуки находятся в стадии автоматизации.

На низком уровне(4,7%):

- не называют более трёх обобщающих слов и профессий, больше чем одно время года;

- в каждом разделе не справляются с двумя и более заданиями; количество подобранных слов- одно или менее одного, широко использует помощь логопеда;

- допускают грубые грамматические ошибки при построении предложений, не удаётся составить все предложения; описательный рассказ составляют по наводящим вопросам, неполно, неточно; пересказ составляют с помощью наводящих вопросов и указаний, не нарушена связность, пропущены эпизоды;

- нарушена одна и более групп звуков.

Количество выпущенных детей

а)        с чистой  речью _______________________________________1 человек                                                                        

б)        нуждается в автоматизации звуков в речи _______________ 1 человек                                                                                                              

в)        без значительного улучшения  __________________________0

III. Консультативное направление:

1. Работа с педагогами.

Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами МБДОУ):

- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;

- информация о задачах обучения;

- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов МБДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;

- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.

Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.

В соответствии с годовым планом работы  детского сада  проводились:

Консультации для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика»(октябрь), «Развиваем речь через знакомство с окружающим миром» (октябрь), « Методы и приёмы развития мышления.  Мышление и речь.» (ноябрь), «Развиваем пальчики – учим говорить» ( январь) , « Лексика и грамматика дошкольников. Норма и патология» (февраль), «Приемы активизации речевой активности»(март), «Познавательные беседы с дошкольниками» ( апрель).

Так же в течение учебного года:

- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, педагог - психолог)  по логопедическим  проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.

 - Велась тетрадь взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции  речи  детей.

- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.

 - Посещались   педсоветы  в МБДОУ.

Проведён семинар для педагогов МБДОУ ««Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в МБДОУ по речевому развитию дошкольников».

- Предоставлялись  отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах   коррекционной  работы, проводимой в течение  учебного года.

- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой  работы по развитию речи;

 Совместно с воспитателями группы реализованы проекты:

1.Долгосрочный проект   творческий практико-ориентированный проект «В мире звуков и букв».      

2.Краткосрочный проект « Здравствуй, сказка!».

3. Краткосрочный проект « 9 мая- день Победы!».

В рамках проектов воспитанники группы участвовали в городских и всероссийских конкурсах:

  1. Конкурс чтецов « Литературная капель» .
  2. Театральный конкурс « Театр детства».
  3. Конкурс новогодней игрушки « Зимняя сказка нашего города».
  4. Всероссийский конкурс « Россия народом сильна!»
  5. Районный конкурс « Пасхальный сувенир».

2. Работа с родителями и другими представителями детей:

Консультации для родителей:  «Артикуляционная гимнастик»(октябрь) , « Автоматизация звуков» ( ноябрь),» Развиваем речь с помощью пальчиков» ( декабрь), «Речевые игры дома».( январь), «От слова к предложению. Развиваем связную речь» ( апрель).

Участие в собраниях:

  1. Родительское собрание № 1 « Здравствуй, сказка».( 6.10.2018)
  2. Родительское собрание № 2  «Муха-цокотуха ». ( 8.11. 2018)
  3. Родительское собрание № 3  «Театрализованное  кукольное представление «Заюшкина  избушка ». (19.04.2018)
  4. Родительское собрание № 4 «В гостях у тётушки Совы».( 7.06.2019)

На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели).

Размещалась информация  на сайте МБДОУ, личном сайте и в родительском уголке по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем (смена информации осуществлялась 1 раз в месяц).

IV. Методическая работа:

1. Участие  в районном МО  учителей -логопедов:

2. Участие в работе МБДОУ

- семинар ««Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в МБДОУ по речевому развитию дошкольников».

- открытое занятия по развитию фонетико-фонематической стороны  речи в старшей  группе с ОНР .Тема: «Звуки Ф-Фь. Буква Ф».

- открытое занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ. «Лесная школа».

2. Участие в  конкурсах:

- Участник Всероссийского педагогического конкурса « Россия народом сильна!»

3. Проведение работы по повышению квалификации:

- изучение  новинок методической литературы,

- ознакомление с инновационными ИКТ технологиями,

4.Публикации:

1.Всероссийский  журнал « Коррекционная работа»

Статья « Путешествие мышонка Шума».

2. Конспект индивидуального логопедического занятия .www.1urok.ru

5.  Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Пополнены  центры:

- центр  развития мелкой моторики;

- центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза и подготовки к обучению грамоте;

- центр развития лексико – грамматических категорий и связной речи;

- информационный центр;

- центр методического сопровождения;

- театральный центр.

5. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь воспитателям,   родителям и детям.

V. Документация:


В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности  была оформлена следующая документация:

- Рабочая программа;

- График работы и циклограмма рабочей недели;

- Список детей группы компенсирующей направленности.

- Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми;

- Речевые карты, индивидуальные образовательные  маршруты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка,

- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2018-2019 уч.год;

- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;

- Журнал посещаемости детей;

                                 Задачи на 2019-2020  учебный год:

Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих  мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.

Повышение своего профессионального уровня.

Пополнение кабинета играми и пособиями.

Вывод:

Коррекционная работа  в группе компенсирующей направленности   за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.

Учитель- логопед: Полянина Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчёт учителя - логопеда 2017-2018 уч. г.

Цель- создание учловий обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными ииндивидуальными способностями....

Годовой план учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Задачи: 1. Планирование и осуществление коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей на основе комплексного воздействия на все сферы личности с учетом ФГОС. 2.Совершенствование сист...

Годовой отчёт учителя-логопеда ДОУ

Примерный вариант отчёта учителя-логопеда ДОУ  в конце года....

Годовой отчет учителя-логопеда Захаровой М.С. за 2018-2019 уч.г.

Годовой отчет учителя-логопеда Захаровой М.С. за 2018-2019 уч.г....

Годовой отчёт учителя-логопеда 2017-2018

Аналитический отчет работы учителя логопеда за год...

годовой отчет учителя-логопеда за 2018-2019 учебный год

годовой отчет учителя- логопеда о результатах коррекционной деятельности на логопункте ДОУ...